Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Взаимосвязь характеристик системы идентичности и уровня инфантилизма в юношеском возрасте

https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-865-876

Аннотация

В современной ситуации постмодернизма, культурного разнообразия и неопределенности, интенсивных социальных трансформаций изучение идентичности личности становится одним из магистральных направлений в психологии. Однако несмотря на рост количества исследований в данной области, взаимосвязь идентичности и процесса идентификации с другими личностными характеристиками изучена недостаточно. Процесс идентификации обладает возрастной спецификой, которая, на наш взгляд, может быть охарактеризована как переход от автоматической идентификации с некоторой моделью на ранних возрастных стадиях к ценностной самоидентификации. Современные студенты являются одним из ключевых элементов потенциала развития России. Изучение их готовности принимать на себя ответственность, полноценно функционировать в обществе является важной задачей не только с научной, но и с социальной точки зрения. Цель – изучить взаимосвязь между характеристиками идентичности личности и показателями социального инфантилизма студентов. В исследовании приняли участие 154 студента Кемеровского государственного университете разных направлений обучения. Методы: тест «Структура эго-идентичности» Е. Л. Солдатовой, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; опросник «Уровень выраженности инфантилизма» А. А. Серегиной. Полученные результаты наглядно демонстрируют взаимосвязь характеристик идентичности как с социальным инфантилизмом, так и с особенностями системы ценностных ориентаций личности. Полученные результаты позволяют говорить о значении зрелости эмоциональных процессов и процессов ценностного самоопределения для системы идентичности в юношеском возрасте.

Об авторах

Ольга Артуровна Браун
Кемеровский государственный университет
Россия

Кемерово

Scopus Author ID: 57210785896


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Михаил Геннадьевич Аркузин
Кемеровский государственный университет
Россия

Кемерово


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. М.: Психотерапевт. колледж, 1999. 487 с.

2. Алдашева А. А., Зеленова М. Е., Сиваш О. Н. Социальная идентичность и ценностные ориентации у приемных родителей с разным количеством детей. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 3. С. 137–156. https://doi.org/10.17759/sps.2019100309

3. Браун О. А., Билан М. А., Аркузин М. Г., Аршинова Е. В. «Постмодернистский self» – миф или реальность для современных студентов? Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022a. № 1. С. 121–128. https://doi.org/10.54509/22203036_2022_1_121

4. Браун О. А., Билан М. А., Аркузин М. Г., Аршинова Е. В. Динамические аспекты трансформации системы идентичностей студентов вузов в процессе обучения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 4. С. 929–938. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-929-938

5. Браун О. А., Серый А. В., Яницкий М. С., Аркузин М. Г., Аршинова Е. В. Я-концепция личности как система идентичностей: структурно-содержательные характеристики и динамика в процессе обучения в вузе. Кемерово: КемГУ, 2022b. 96 с. https://elibrary.ru/trocrg

6. Власова Ю. А., Калачикова Е. А. Взгляд на инфантильность как характеристику личности в психологических концепциях XX века. Тенденции развития науки и образования. 2018. № 41-2. С. 5–9. https://doi.org/10.18411/lj-08-2018-28

7. Жесткова Н. А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 2. С. 128–136. https://elibrary.ru/qcvpel

8. Истомина О. Б. Социальные вызовы и ответы в условиях конструирования новой реальности. Социальные процессы в российском обществе: проблемы современности и перспективы: VIII Всерос. науч. конф. с междунар. уч. (Иркутск, 19 апреля 2024 г.) Иркутск: ИГУ, 2024. С. 90–100. https://elibrary.ru/eyxgfu

9. Квашнина Е. В. Некоторые аспекты формирования идентичности в обществе. Социальные процессы в российском обществе: проблемы современности и перспективы: VIII Всерос. науч. конф. с междунар. уч. (Иркутск, 19 апреля 2024 г.) Иркутск: ИГУ, 2024. С. 320–323. https://elibrary.ru/poxqgv

10. Королева Э. В., Ивельская Н. Г., Чернышева А. Л. Социальный инфантилизм среди студентов высших учебных заведений: выдуманная или реальная проблема? Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. URL: https://science-education.ru/article/view?id=26409 (accessed 15 Jun 2025). https://elibrary.ru/yundrr

11. Кулакова С. В., Малиева З. К. Проблема социального инфантилизма в психолого-педагогической литературе. ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С. 534–541. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.48

12. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 17 с.

13. Мазуркевич А. В., Яницкий М. С., Серый А. В. Темпоральные аспекты трансформации ценностной структуры самоидентичности в условиях кардинальных изменений жизненной ситуации. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 3. С. 104–122. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1703.07

14. Мещерякова Е. М., Серый А. В., Яницкий М. С. Временная перспектива личности как ресурс преодоления кризиса идентичности на различных этапах жизнеосуществления. Социальная психология и общество. 2024. Т. 15. № 4. С. 75–93. https://doi.org/10.17759/sps.2024150406

15. Микляева А. В. Социально-психологический подход к исследованию личностного инфантилизма. Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 2. С. 147–157. https://elibrary.ru/nomomx

16. Павлова К. Н., Дагбаева С. Б. Идентичность и ценностные ориентации студенческой молодежи в различных этнокультурных группах. Психолог. 2024. № 6. С. 20–39. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2024.6.72432

17. Сабельникова Е. В., Хмелева Н. Л. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация. Образование и наука. 2016. № 3. С. 89–105. https://elibrary.ru/vrbxxt

18. Селезнева Е. В., Торабаева М. Х. Взаимосвязь ценностных ориентаций студентов и их экзистенциальной идентичности в контексте жизненного выбора. Известия Российской академии образования. 2022. № 3. С. 84–99. https://doi.org/10.51944/20738498_2022_3_84

19. Серегина А. А. Проблема социально-психологической незрелости молодежи. Ученые записки РГСУ. Приложение «Психология социальности». 2006. № 2. С. 96–99.

20. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: КемГУ, 1999. 92 с. https://elibrary.ru/rldmnn

21. Скуднова Т. Д., Иванченко О. В. Методологические аспекты изучения идентичности изменяющегося человека в изменяющемся социуме. Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований: IV Между­нар. форум. (Таганрог, 27 сентября 2023 г.) Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2024. С. 108–115 https://elibrary.ru/jpduge

22. Солдатова Е. Л. Психологическое содержание нормативных кризисов развития личности взрослого человека. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2008. № 31. С. 39–47. https://elibrary.ru/klsofv

23. Солдатова Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: ЮУрГУ, 2007. 267 с. https://elibrary.ru/qxueoh

24. Erikson E. H. Identity and the life cycle: Selected papers. N. Y.: International University Press, 1959, 171.

25. Marcia J. E. Development and validation of ego-identity status. Journal of Personality and Social Psychology, 1966, 3(5): 551–558. https://awspntest.apa.org/doi/10.1037/h0023281

26. Mikhailova O. B., Gutvajn N. Growing infantilism in modern adolescents and young people: Symptoms and causes. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2022, (1): 39–53. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-1-39-53.


Рецензия

Для цитирования:


Браун О.А., Аркузин М.Г. Взаимосвязь характеристик системы идентичности и уровня инфантилизма в юношеском возрасте. СибСкрипт. 2025;27(5):865-876. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-865-876

For citation:


Braun O.A., Arkuzin M.G. Identity vs. Infantilism in University Students. SibScript. 2025;27(5):865-876. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-865-876

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)