Психологическая устойчивость педагогов общеобразовательных школ во взаимосвязи с их субъективной оценкой психологической безопасности образовательной среды (на примере Камчатского края)
https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-813-823
Аннотация
Значимость изучения возможностей обеспечения психологического здоровья педагогов, в том числе проживающих на территориях с экстремальными природно-климатическими условиями, обуславливает актуальность описываемого исследования. Цель – выявить взаимосвязь психологической устойчивости и субъективной оценки психологической безопасности образовательной среды на примере педагогов камчатских общеобразовательных школ. Данная проблема является актуальной в условиях современных образовательных и общественных реалий. Психологическая устойчивость понимается нами как характеристика личности, обеспечивающая человеку способность противостоять неблагоприятному давлению внешних воздействий, сохраняя при этом здоровье, работоспособность, направленность на собственные цели. Психологическую безопасность мы связываем с переживанием человеком своей защищенности / незащищенности в конкретной жизненной ситуации. Новизну исследования составляет рассмотрение взаимосвязи этих концептов применительно к образовательной среде, функционирующей в экстремальных природно-климатических условиях Камчатского края. Нами осуществлено эмпирическое исследование на выборке педагогов камчатских общеобразовательных школ (62 человека). Выборка педагогов была разделена посредством кластерного анализа по показателям психологической устойчивости, был проведен сравнительный анализ субъективной оценки безопасности образовательной среды в полученных эмпирических группах. Сделаны выводы о взаимосвязи феноменов психологической устойчивости педагогов и их субъективной оценки безопасности образовательной среды, о том, что педагоги с разным уровнем выраженности психологической устойчивости имеют как сходные, так и отличающиеся ресурсы построения профессиональной деятельности, источники психологической безопасности образовательной среды. Определено, что психологическая устойчивость педагогов камчатских школ в большей степени связана с их личностными особенностями и характеристиками их отношений, чем с характеристиками Камчатского края как места проживания, характеризующегося экстремальностью природно-климатических условий.
Ключевые слова
Об авторах
Марина Александровна ФризенРоссия
Петропавловск-Камчатский
Scopus Author ID: 57202218676
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Людмила Викторовна Цуканова
Россия
Петропавловск-Камчатский
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с. https://elibrary.ru/rxynvl
2. Баева И. А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании. Мир психологии. 2020. № 2. С. 184–190. https://elibrary.ru/bhkayw
3. Баева И. А., Бурмистрова Е.В., Лактионова Е. Б., Рассоха Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. СПб.: Речь, 2006. 288 с. https://elibrary.ru/qxpeqz
4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с. https://elibrary.ru/qxvsdn
5. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 299 с. https://elibrary.ru/qxsitp
6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С., Наследов А. Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. 2013. № 4. С. 17–27. https://elibrary.ru/rwmzcv
7. Донцов А. И., Зинченко Ю. П., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Психология безопасности. М.: Юрайт, 2020. 276 с.
8. Иовлев Б. В., Карпова Э. Б., Вукс А. Я. Шкала для психологической экcпреcc-диагнocтики уровня невротизации. СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева; Лаборатория клинической психологии, 1999. 29 с.
9. Кисляков П. А., Шмелева Е. А. Концептуальные подходы и методы диагностики психологической безопасности за рубежом. Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. № 3. C. 8–18. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120301
10. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Кольчугина Н. И., Фан Ч. К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде. Образование и наука. 2022. Т. 24. № 9. С. 143–173. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-9-143-173
11. Кольчугина Н. И., Шмелева Е. А., Иванова Е. В. Психологическая безопасность педагога в современной образовательной среде. Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии, отв. ред. А. А. Грачев, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский. М.: ИП РАН, 2021. С. 250–264. https://elibrary.ru/brfkco
12. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Основные тенденции становления и развития методов психологии безопасности. Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 3. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-8
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 345 с. https://elibrary.ru/qxixlx
14. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
15. Носкова М. В. Обзор теоретико-методологических концепций в изучении психической устойчивости личности. Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-1. С. 298–301. https://elibrary.ru/znokqy
16. Рыбников В. Ю. Экспресс-методика «Прогноз-2» для оценки нервно-психической неустойчивости кандидатов на учебу в вуз. Тезисы докладов на I всерамейском совещании. М.: Воениздат, 1990. С.132–135.
17. Серкин В. П. Алгоритм разработки и бланки специализированных семантических дифференциалов для оценки работы, профессии и профессионала. Психологическая диагностика. 2007. № 5. С. 11–29.
18. Суворова Г. М. Психологические основы безопасности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2025. 174 с.
19. Трофимова Е. Л., Кузьмина Г. А. Психологическая безопасность личности педагога в условиях неопределенности. Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 39. С. 54–75. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.39.54
20. Фаустова А. Г., Афанасьева А. Э., Виноградова И. С. Психологическая устойчивость и феноменологически близкие категории. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9. № 1. С. 18–27. https://doi.org/10.23888/humJ2021118-27
21. Харламенкова Н. Е. Понятие психологической безопасности и его научные дефиниции. Разработка понятий в современной психологии. Т. 2. Методология, история и теория психологии, отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. М.: ИП РАН, 2019. С. 309–330. https://elibrary.ru/yyiguy
22. Ширяева О. С. Модели психологического благополучия личности в разных по степени экстремальности условиях жизнедеятельности. Психология личности: проблемы и перспективы современных исследований. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2008. C. 3–21.
23. Эксакусто Т. В., Лызь Н. А. Психологическая безопасность в проблемном поле психологии. Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С. 86–91. https://elibrary.ru/nedewx
24. Beus J. M., Dhanani L. Y., McCord M. A. A meta-analysis of personality and workplace safety: Addressing unanswered questions. The Journal of Applied Psychology, 2015, 100(2): 481–498. https://doi.org/10.1037/a0037916
25. Maddi S. R. On hardiness and other pathways to resilience. American Psychology, 2005, 60(3): 261–262. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0003-066X.60.3.261
26. Masten A. S. Ordinary magic: Lessons from research on resilience in human development. Education Canada, 2009, 49(3): 28–32.
Рецензия
Для цитирования:
Фризен М.А., Цуканова Л.В. Психологическая устойчивость педагогов общеобразовательных школ во взаимосвязи с их субъективной оценкой психологической безопасности образовательной среды (на примере Камчатского края). СибСкрипт. 2025;27(5):813-823. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-813-823
For citation:
Frizen M.A., Tsukanova L.V. Psychological Stability vs. Subjective Assessment of Psychological Safety in Secondary School Teachers (Kamchatka Peninsula). SibScript. 2025;27(5):813-823. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-813-823
































