Связь чувства безопасности и интеллектуальной оценки риска безопасности в информационной среде у студентов
https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-801-812
Аннотация
Интеллектуальная оценка риска, чувство безопасности и оценка рисков информационной безопасности рассматриваются нами как личностные ресурсы адаптации студентов в информационной среде в учебно-профессиональной и повседневной деятельности. Цель исследования – проверка гипотез о существовании связей интеллектуальной оценки риска с чувством безопасности и оценкой рисков информационной безопасности в информационной среде у студентов. Участниками исследования стали 103 студента (87 – мужского пола, 16 – женского) 2 и 3 курсов технических специальностей бакалавриата и специалитета Пензенского государственного университета в возрасте 18–20 лет (M = 19,09; SD = 0,90). Были использованы следующие методы: анализ литературных источников, анкетирование (проведение опроса), тестирование, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена. Были применены психодиагностические методики и авторская анкета: 1) опросник «Шкала интеллектуальной оценки риска» (Subjective Risk Intelligence Scale, SRIS; G. Craparo и др., 2018; адаптация – Т. В. Корнилова, Е. М. Павлова, 2020); 2) опросник чувства безопасности (Security Questionnaire, SQ; C. Zhong, A. Lijuan, 2004; адаптация – П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, 2023); 3) авторская анкета «Оценка риска информационной безопасности в информационной среде студентом» (Н. Н. Крылова, 2024). Результаты проведенного корреляционного анализа позволили констатировать: 1) значимые выраженные положительные и отрицательные связи чувства безопасности, межличностной безопасности и уверенности в контроле со шкалами интеллектуальной оценки риска; 2) положительную значимую связь отдельной шкалы интеллектуальной оценки риска эмоциональная ранимость с общей оценкой риска информационной безопасности в информационной среде; отрицательную значимую связь самоэффективности при принятии решений с оценкой риска распространения информации, угрожающей репутации в информационной среде. Дополнительно были обнаружены факты о положительных значимых связях общей оценки риска информационной безопасности и оценки рисков информационной безопасности, существующих в межличностном взаимодействии в информационной среде. На основе полученных результатов даны психолого-педагогические рекомендации для реализации в учебно-воспитательном процессе высшей школы. Обнаруженные факты могут быть использованы: при выборе стратегии проектирования развивающих программ, направленных на совокупное формирование исследуемых личностных характеристик для успешной адаптации в информационной среде в будущей профессиональной деятельности и жизнедеятельности; для формирования представлений о проявлении личностных характеристик в информационной среде у современных юношей и девушек.
Об авторе
Наталья Николаевна КрыловаРоссия
Пенза
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Бадалова М. В. Некоторые аспекты психологической безопасности личности в информационной среде. Гуманитарно-педагогическое образование. 2018. Т. 4. № 1. С. 5–12. https://elibrary.ru/ytssgb
2. Баева И. А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании. Мир психологии. 2020. № 2. С. 184–190. https://elibrary.ru/bhkayw
3. Баева И. А., Шахова Л. И. Риск-ресурсный подход к сопровождению психологической безопасности младших школьников. Безопасность образовательной среды: создание и внедрение психолого-педагогических технологий сопровождения: Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Москва, 3 октября 2014 г.) М.: МГППУ, 2014. С. 10–13. https://elibrary.ru/syqtfr
4. Ежевская Т. И. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности студентов. Казанский педагогический журнал. 2009a. № 2. С. 84–90. https://elibrary.ru/kzizlp
5. Ежевская Т. И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009b. № 2. С. 38–41. https://elibrary.ru/jtgfnd
6. Кириллов А. В., Матяш С. А. Современные проблемы информационной безопасности личности. Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2013. № 1. С. 104–110. https://elibrary.ru/pzlwgz
7. Кисляков П. А., Шмелева Е. А. Пилотажная оценка русскоязычной версии опросника чувства безопасности на выборке студентов социономического профиля. Вопросы психологии. 2023. Т. 69. № 6. С. 122–134. https://elibrary.ru/jrxudm
8. Козлова Н. В., Щеглова М. С. Взаимосвязь уровня критического мышления и психологической безопасности студентов высшей школы. Сибирский психологический журнал. 2015. № 57. С. 34–49. https://doi.org/10.17223/17267080/57/3
9. Корнилова Т. В., Павлова Е. М. Шкала интеллектуальной оценки риска и ее связь с готовностью к риску и эмоциональным интеллектом. Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 4. С. 59–78. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280404
10. Левицкая Т. Е., Назметдинова Д. Г., Маркман И. Ю., Богомаз С. А., Цехмейструк Е. А. Интеллектуальная оценка риска как индикатор психологического здоровья молодежи в условиях ситуаций риска и неопределенности. Сибирский психологический журнал. 2025. № 95. С. 138–154. https://doi.org/10.17223/17267080/95/8
11. Литвинова А. В., Березина Т. Н., Кокурин А. В., Екимова В. И. Психологическая безопасность обучающихся во взаимодействии с виртуальной реальностью. Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 94–104. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110309
12. Лялюк А. В., Тучина О. Р. Исследование факторов риска образовательной среды современного вуза: позиции студентов. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 3. С. 57–65. https://elibrary.ru/ylwegl
13. Марков А. А. Характеристики информационной безопасности на современном этапе развития общества. Управленческое консультирование. 2011. № 3. С. 67–76. https://elibrary.ru/ohwvyv
14. Меерсон А.-Л. С. Формирование информационно-психологической устойчивости к социокультурным угрозам у студентов вуза. Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 1. С. 138–151. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-1-138-151
15. Панов В. И., Патраков Э. В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М.: ПИ РАО; Курск: Ун. кн., 2020. 199 с. https://elibrary.ru/wjubfy
16. Петрова В. А. Проблема информационной безопасности личности в современной педагогической науке и образовательной практике. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С. 120–125. https://elibrary.ru/vscxzp
17. Писарь О. В., Ребрик Э. Ю. Механизмы противодействия личности негативным информационно-психологическим воздействиям. Альманах современной науки и образования. 2012. № 2. С. 109–113. https://elibrary.ru/opmeep
18. Поляков В. П., Тараскина С. Н. Личностные аспекты обеспечения информационной безопасности в условиях цифровой трансформации образования. Мир психологии. 2020. № 3. С. 215–221. https://elibrary.ru/tgpdcm
19. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2018. 375 с. https://elibrary.ru/otrxcl
20. Субботина Л. Ю. Психология безопасности личности. Методология современной психологии. 2017. № 7. С. 359–375. https://elibrary.ru/zucqnn
21. Субботина Л. Ю. Что понимать под состоянием безопасности личности. Ярославский психологический вестник. 2021. № 3. С. 37–42. https://elibrary.ru/svyqjy
22. Худякова Т. Л., Гридяева Л. Н., Клепач Ю. В., Петросянц В. Р. Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения. Национальный психологический журнал. 2022. № 4. С. 132–143. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0412
23. Chen W., He Y., Tian X., He W. Exploring cybersecurity education at the K-12 level. Proceedings of SITE Interactive Conference, United States, 26 Oct 2021, eds. Langran E., Rutledge D. AACE, 2021, 108–114.
24. Craparo G., Magnano P., Paolillo A., Costantino V. The subjective risk intelligence scale. The development of a new scale to measure a new construct. Current Psychology, 2018, 37(4): 966–981. https://doi.org/10.1007/s12144-017-9673-x
25. Grover S., Broll B., Babb D. Cybersecurity education in the age of AI: Integrating AI learning into cybersecurity high school curricula. Proceedings of the 54th ACM Technical Symposium on Computer Science Education, 2023, vol. 1, 980–986. https://doi.org/10.1145/3545945.3569750
26. Jin G., Tu M., Kim T.-H., Heffron J., White J. Evaluation of game-based learning in cybersecurity education for high school students. Journal of Education and Learning (EduLearn), 2018, 12(1): 150–158. https://doi.org/10.11591/edulearn.v12i1.7736
27. Maslow A. H., Hirsh E., Stein M., Honigmann I. A clinically derived test for measuring psychological security-insecurity. The Journal of General Psychology, 1945, 33(1): 21–41. https://doi.org/10.1080/00221309.1945.10544493
28. Rahman N. A. A., Sairi I. H., Zizi N. A. M., Khalid F. The importance of cybersecurity education in school. International Journal of Information and Education Technology, 2020, 10(5): 378–382. https://doi.org/10.18178/ijiet.2020.10.5.1393
29. Ramos-Soler I., López-Sánchez C., Torrecillas-Lacave T. Percepción de riesgo online en jóvenes y su efecto en el comportamiento digital. Comunicar: Media Education Research Journal, 2018, 26(56): 71–79. https://doi.org/10.3916/C56-2018-07
30. Zhong C., Lijuan A. Developing of security questionnaire and its reliability and validity. Chinese Mental Health Journal, 2004, 18(2): 97–99.
Рецензия
Для цитирования:
Крылова Н.Н. Связь чувства безопасности и интеллектуальной оценки риска безопасности в информационной среде у студентов. СибСкрипт. 2025;27(5):801-812. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-801-812
For citation:
Krylova N.N. Sense of Security vs. Information-Related Risk Assessment in University Students. SibScript. 2025;27(5):801-812. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-801-812
































