Страхи и тревоги студентов разного профиля обучения в контексте базисных убеждений и когнитивных искажений
https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-2-362-374
EDN: fiypvr
Аннотация
Подготовка к будущей профессиональной деятельности начинается с попыток решения важных задач в период обучения, с совладанием с целым рядом серьезных вызовов и стрессов, страхов и тревог.
Цель – выявить взаимосвязь страхов и тревог студентов вузов разного профиля обучения с базисными убеждениями и когнитивными искажениями.
Выборку составили 87 человек в возрасте 19–23 лет. Для оценки базисных убеждений студентов использовался опросник «Шкала базисных убеждений» (Р. Янов-Бульман), адаптированный О. В. Кравцовой. С помощью опросника дисфункциональных отношений А. Бека и А. Вейсмана оценивались когнитивные искажения испытуемых. Использовались методы факторного, корреляционного анализа, методы многомерной дисперсии, многомерной регрессии. Возникновение и развитие страхов и тревог студентов рассматривается в рамках когнитивно-поведенческих моделей тревожности, а также в контексте интегративной многофакторной психосоциальной модели расстройств аффективного спектра. Предложено авторское определение страхов и тревог студентов как состояний ожидания и внутреннего напряжения, требующих поиска решения в условиях неопределенности и трудных жизненных ситуациях учебного процесса. Представляется корректным говорить не о тревожности личности или склонности к тревожным переживаниям, а о возникновении страхов и тревог студентов, вынужденных решать актуальные задачи обучения и адаптации в вузе. Возникновение страхов / тревог студентов обусловлено сформированными когнитивными убеждениями, установками, искажениями. Для исследования содержательных характеристик страхов и тревог студентов разработана авторская анкета, включающая 41 утверждение. Факторный анализ пунктов авторской анкеты позволил выделить 5 факторов страхов и тревог студентов: тревога успеваемости; тревога остаться без социальной поддержки; страх профессиональной несостоятельности; страх выбрать не ту специальность; красный диплом и стипендия как ориентиры обучения. Подтверждена гипотеза о том, что выраженность страхов и тревог студентов разного профиля обучения значимо различается. Показаны наиболее ресурсные базисные убеждения, которые повышают возможность контроля над страхами и тревогами, возникающими в учебном процессе: ценность собственного Я, доброта людей и благосклонность мира оказывают положительное влияние на снижение тревожности, способствуя академической и социальной адаптации студентов.
Ключевые слова
Об авторах
П. Р. ЮсуповРоссия
Павел Рафаэльевич Юсупов
Барнаул
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
А. С. Межина
Россия
Ангелина Сергеевна Межина
Барнаул
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Список литературы
1. Авраменко Н. Н. Представления студентов о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них. Вестник КСУ им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 4. С. 147–152. https://elibrary.ru/vkdyal
2. Агапов М. А., Скалин Ю. Е., Бочарова Н. Н. Скрининговая диагностика психоэмоционального состояния обучающихся в системе высшего образования. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2023. № 1. С. 90–101. https://elibrary.ru/lwiriv
3. Алипханова Ф. Н., Сердюкова Е. Ф. Теоретические основы проблемы поведения человека в трудных жизненных ситуациях в рамках психолого-педагогической науки. Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-9. С. 3–9. https://elibrary.ru/xuyohv
4. Богомазова К. О., Байгужина О. В. Социальная тревога и психологическая атмосфера в группе как корреляты жизнеспособности студентов различных профилей подготовки. Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15. № 1. С. 5–15. https://elibrary.ru/ojungz
5. Васильева О. С., Голова В. С. Связь эмоционального интеллекта с особенностями переживания счастья у студентов- психологов. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2023. Т. 6. № 2. С. 15–27. doi: 10.23947/2658-7165-2023-6-2-15-27
6. Дутчина О. Б., Щербакова В. И. Особенности эмоциональной сферы личности у студентов в период экзаменов. Актуальные проблемы, достижения и перспективы научной и практической психологии в современном обществе : Всерос. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 7–12 декабря 2023 г.) Хабаровск: ТОГУ, 2024. С. 106–110. https://elibrary.ru/gvpynf
7. Забара Л. И., Лебедева Ю. В., Шабанова Н. А. Социально-психологическая адаптация к вузу студентов-психологов. Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 185–194. doi: 10.26170/2079-8717_2021_06_22
8. Захарова М. Л. «Шкала дисфункциональных отношений» как метод исследования когнитивных искажений. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 29. С. 55–65. https://elibrary.ru/qcpwbd
9. Калинина Н. В. Трудные жизненные ситуации с позиции современных школьников: содержание и преодоление. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 3. С. 245–250. https://elibrary.ru/rsfehn
10. Каргина А. Е., Морозова И. С., Крецан З. В. Особенности представлений обучающихся выпускных курсов о трудных жизненных ситуациях в будущей профессиональной деятельности и о способах их преодоления. Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13. № 1. С. 117–130. doi: 10.17759/psyedu.2021130108
11. Кравцова О. В. Опросник базисных убеждений. М.: ИП РАН, 2003.
12. Краснова В. В., Холмогорова А. Б., Социальная тревожность и студенческая дезадаптация. Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 140–150. https://elibrary.ru/noratb
13. Никитина И. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 1. Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Т. 20. № 1. С. 80–85. https://elibrary.ru/msrrol
14. Павлова Т. С., Холмогорова А. Б. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте. Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 1. С. 29–43. https://elibrary.ru/rndzgp
15. Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Самочувствие как компонент субъективной оценки здоровья студентами. Здоровье мегаполиса. 2024. Т. 5. № 2. С. 24–32. doi: 10.47619/2713-2617.zm.2024.v.5i2;24-32
16. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Социальные страхи и социофобии. Томск: ТГУ, 2007. 210 с. https://elibrary.ru/swnelv
17. Сагалакова О. А., Труевцев Д. С. Социальные страхи студентов. Психология обучения. 2009. № 3. С. 33–41. https://elibrary.ru/kgwrsb
18. Филиппова С. А., Пазухина С. В., Куликова Т. И., Степанова Н. А. Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды. Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 80–90. doi: 10.17759/pse.2019240508
19. Филиппченкова С. И., Балакшина Е. В. Особенности психоэмоционального состояния студентов технического вуза: векторы исследования. Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». 2022. № 1. С. 70–74. doi: 10.46573/2409-1391-2022-1-70-74
20. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Евдокимова Я. Г., Москова М. В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов. Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 16–26.] https://elibrary.ru/ndakbh
21. Шабанова Т. Л., Лебедева И. В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной зрелости у студентов в процессе обучение в вузе. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-9. С. 1710–1713. https://elibrary.ru/vjfwph
22. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики. Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 2. С. 53–68. doi: 10.17759/pse.2022270205
23. Beck A. T. Depression: Clinical, experimental, and theoretical aspects. NY: Harper & Row, 1967, 370.
24. Beck A. T., Rush A. J., Sha B. F., Emery G. Cognitive therapy of depression. NY: Guilford Press, 1987, 425.
25. Mahmoud N. E., Kamel S. M., Hamza T. S. The relationship between tolerance of ambiguity and creativity in architectural design studio. Creativity Studies, 2020, 13(1): 179–198. doi: 10.3846/cs.2020.9628
26. Stephens G. C., Rees C. E., Lazarus M. D. Exploring the impact of education on preclinical medical students' tolerance of uncertainty: A qualitative longitudinal study. Advances in Health Sciences Education, 2021, 26(1): 53–77. doi: 10.1007/s10459-020-09971-0
27. Weissman A. N., Beck A. T. Development and validation of the Dysfunctional Attitude Scale: A preliminary investigation. Proceedings of the 62<sup>nd</sup> Annual Meeting of the American Educational Research Association. Toronto, 1978. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED167619.pdf (accessed 10 Jul 2024).
Рецензия
Для цитирования:
Юсупов П.Р., Межина А.С. Страхи и тревоги студентов разного профиля обучения в контексте базисных убеждений и когнитивных искажений. СибСкрипт. 2025;27(2):362-374. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-2-362-374. EDN: fiypvr
For citation:
Yusupov P.R., Mezhina A.S. Fears and Anxieties in Students of Different Majors: World Assumptions and Dysfunctional Relationships. SibScript. 2025;27(2):362-374. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-2-362-374. EDN: fiypvr