Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Антиутопическая картина мира в романе Дэйва Эггерса "The Every"

https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-1-49-58

EDN: dmrwcc

Аннотация

Рассмотрена антиутопическая картина мира в романе "The Every" (2021) современного американского писателя Дэйва Эггерса. Теоретической основой послужили изыскания отечественных и зарубежных исследователей по вопросам художественной, поэтической, авторской картин мира, а также по проблемам определения жанров утопии, антиутопии, дистопии. Актуальность работы обусловливают непрекращающийся интерес современного литературоведения к проблеме художественной картины мира и недостаточная изученность антиутопической картины мира и ее специфики в произведениях современных авторов. Цель – определить характерные черты антиутопической картины мира и проанализировать ее своеобразие в исследуемом романе. В статье показаны специфические черты созданной Д. Эггерсом картины будущего, которая отражает представление автора о возможном мире в системе образов, понятий, концептов. Проведенный анализ демонстрирует, что данная картина отличается от подобных картин в других романах жанра антиутопии по следующим параметрам: соединение черт антиутопического и реалистического миров, сатире подвергается не только возможное будущее, но и уже существующее настоящее, сочетание сатиры с приемами иронии, абсурда и парадокса. Роман развивает тему последствий тоталитарной власти всемогущей корпорации. К дифференцирующим признакам данного романа относится характер изображаемого пространства – оно не ограничено; тип главного персонажа – бунтарь, активный противник власти; авторская модальность – прямолинейная критика, отрицательное отношение к изображаемой картине мира. 

Об авторах

Галина Игоревна Лушникова
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
Россия

Scopus Author ID: 57204798995

Ялта

 



Татьяна Юрьевна Осадчая
Севастопольский государственный университет
Россия

Scopus Author ID: 57204808877

Севастополь



Список литературы

1. Бахича Э. А. Определение художественной картины мира в зеркале исследовательских парадигм. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Филология. История. 2018. № 3-4. С. 11–14. https://elibrary.ru/vwnfci

2. Болотнова Н. С. Поэтическая картина мира и ее изучение в коммуникативной стилистике текста. Сибирский филологический журнал. 2003. № 3-4. С. 198–207. https://elibrary.ru/owrpjr

3. Волков В. В., Волкова Н. В. Литературная утопия и антиутопия: жанровое своеобразие, аспекты герменевтического исследования. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2020. № 3. С. 26–40. https://doi.org/10.26456/vtfilol/2020.3.026

4. Казарин Ю. В. Архетипическая природа текста (архетекстуальная парадигма). Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке: Междунар. науч. конф. (Москва-Екатеринбург, 28–30 сентября, 2016 г.) Екатеринбург: Фабрика комиксов (импринт «Кабинетный ученый»), 2016. С. 108–119. https://elibrary.ru/xsaznz

5. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М.: Гнозис, 2001. 270 с.

6. Лукашёнок И. Д. Антиутопия как социокультурный феномен начала XXI века. Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 1. № 4. С. 286–288. https://elibrary.ru/ohiivb

7. Лушникова Г. И., Осадчая Т. Ю. Тенденции метамодернизма в современной литературе (на материале романа Дэйва Эггерса «Сфера»). Слово.ру: балтийский акцент. 2022. Т. 13. № 3. С. 124–141. https://elibrary.ru/chqclk

8. Мирошниченко Н. М. Автор и авторское сознание как литературоведческие категории. Вопросы русской литературы. 2014a. № 27. С. 110–128. https://elibrary.ru/wjxmej

9. Мирошниченко Н. М. Авторское сознание и картина мира: теоретические аспекты. Вопросы русской литературы. 2014b. № 28. С. 102–115. https://elibrary.ru/wjtkib

10. Осадчая Т. Ю., Теребунцева М. А. Жанровая стратегия в романе Д. Эггерса «Сфера». Филологический аспект. 2024. № 5. С. 249–255. https://elibrary.ru/udxkdt

11. Фомичева Ж. Е. Некоторые аспекты понятия «текстовая художественная картина мира». Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 292–300. https://elibrary.ru/qbccud

12. Хартикова А. И. Художественная картина мира автора и текста. Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2013. № 4. С. 102–107. https://elibrary.ru/sababt

13. Шестакова Е. Ю. Художественная модель мира как предмет научного исследования. СибСкрипт. 2024. Т. 26. № 4. С. 647–658. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-647-658

14. Шишкина С. Г. Литературная антиутопия: к вопросу о границах жанра. Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2007. № 2. С. 199–208. https://elibrary.ru/ohlxgx

15. Baccolini R., Moylan T. Introduction: Dystopia and histories. Dark horizons. Science fiction and dystopian imagination, eds. Baccolini R., Moylan T. NY-L.: Routledge, 2003, 1–12.

16. Bagchi N. Human nature and politics in utopian and anti-utopian fiction. Lanham: Lexington Books, 2018, 100.

17. Davis L. Dystopia, utopia and Sancho Panza. Dystopia(n) matters: On the page, on screen, on stage, ed. Vieira F. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2013, 23–27.

18. Fayzullaeva M. The representation of the author’s individual world picture in the literary text. Bulletin of Science and Practice, 2020, 6(6): 356–361. https://doi.org/10.33619/2414-2948/55/47

19. Herman P. C. More, Huxley, Eggers, and the utopian / dystopian tradition. Renaissance and Reformation / Renaissance et Réforme, 2018, 41(3): 165–193. https://doi.org/10.33137/rr.v41i3.31560

20. Konstan D. Post-utopia: The long view. Humanities, 2021, 10(2). https://doi.org/10.3390/h10020065

21. Moylan T. The necessity of hope in dystopian times: A critical reflection. Utopian Studies, 2020, 31(1): 164–193. https://doi.org/10.5325/utopianstudies.31.1.0164

22. Nasrum N., Faiqah A. The author’s worldview in Jack London’s The Call of The Wild. Journal of Culture, Language, and Literature, 2020, 1(1): 30–46.

23. Sargent L. T. Do dystopias matter? Dystopia(n) matters: On the page, on screen, on stage, ed. Vieira F. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2013, 11–13.

24. Sargent L. T. Three faces of utopianism revisited. Utopian Studies, 1994, 5(1): 1–37.

25. Suvin D. Metamorphoses of science fiction. New Haven-L.: Yale University Press, 1979, 317.

26. Vieira P. Utopia and dystopia in the age of the anthropocene. Esboços Histórias Em Contextos Globais, 2020, 27(46): 350–365. https://doi.org/10.5007/2175-7976.2020.e72386


Рецензия

Для цитирования:


Лушникова Г.И., Осадчая Т.Ю. Антиутопическая картина мира в романе Дэйва Эггерса "The Every". СибСкрипт. 2025;27(1):49-58. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-1-49-58. EDN: dmrwcc

For citation:


Lushnikova G.I., Osadchaia T.I. Anti-Utopian Outlook in The Every by Dave Eggers. SibScript. 2025;27(1):49-58. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-1-49-58. EDN: dmrwcc

Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)