Содержательные характеристики развития самосознания детей в раннем онтогенезе
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-235-242
EDN: kqofue
Аннотация
В настоящее время недостаточно изученными являются индивидуальные различия в сроках появления и совершенствования основных элементов самосознания детей раннего возраста. В литературе не представлены четкие механизмы руководства, апробированные программы, технологии психолого- педагогического сопровождения развития самосознания дошкольников, обеспечивающие оптимальное становление компонентов (звеньев) самосознания ребенка в раннем возрасте. Цель – определить содержательные характеристики развития компонентов (звеньев) самосознания детей раннего возраста. Исследование осуществлялось с опорой на выделенный В. С. Мухиной подход к развитию самосознания. Применены психодиагностический метод, методы количественной (статистический анализ) и качественной обработки данных. В результате определены особенности развития самосознания детей – ключевые компоненты актуального развития самосознания: идентификация со своим именем; осознание своей половой принадлежности; использование ребенком местоимения Я (как ключевое звено самосознания в раннем возрасте). Подтверждена необходимость специальных целенаправленных действий в процессе психолого-педагогического сопровождения развития самосознания детей, в том числе на этапе становления отдельных его звеньев в раннем возрасте, с использованием ресурсов семьи и образовательного учреждения. Процесс сопровождения видим как процесс социализации (с момента начала посещения ребенком образовательного учреждения и организованного коллектива сверстников) для развития последующих структурных звеньев самосознания – притязание на признание, осознание своей половой принадлежности и осознание себя во времени.
Об авторах
Ольга Васильевна ГруздеваРоссия
Красноярск
Scopus Author ID: 58320516700
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Екатерина Владимировна Улыбина
Россия
Красноярск
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Белановская О. В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. Мн.: Высш. шк., 2004. 102 с.
2. Белова И. М., Парфенов Ю. А., Сологуб Д. В., Нехвядович Э. А. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход. Фундаментальные исследования. 2014. № 3-3. С. 620–628. https://www.elibrary.ru/rzmczx
3. Болотова А. К., Башкин Е. Б. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент». Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 19–27. https://www.elibrary.ru/kjabhr
4. Буряк Н. Ю. Проблемы исчезновения языков малых народов в России. Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-10. С. 60–62. https://doi.org/10.18411/lj-06-2019-209
5. Груздева О. В. Развитие детей дошкольного возраста в контексте современной образовательной и социальной ситуации развития. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. 274 с. https://www.elibrary.ru/xxxvpn
6. Груздева О. В. Социальная ситуация становления и развития самосознания детей дошкольного возраста в современных условиях. Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2019. № 1. С. 80–87. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-47-1-106
7. Дремлюга С. В. Родителям о ребенке дошкольного возраста (психологический портрет). Вестник науки и образования. 2020. № 17-1. С. 63–66. https://www.elibrary.ru/ojpokc
8. Кошель В. А., Шкляр Т. Л. Информационное общество: особенности коммуникаций у разных поколений. Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 4. С. 619–632. https://doi.org/10.18334/ce.13.4.40585
9. Крылова Н. Н. Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов. Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 1. С. 36–40. https://www.elibrary.ru/tzkamn
10. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ, 2009. 544 с. https://www.elibrary.ru/qxyuzl
11. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. 14-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 608 с. https://www.elibrary.ru/qyfctn
12. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. Развитие личности. 2011. № 1. С. 8–18. https://www.elibrary.ru/okdfjd
13. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Первые три года жизни, ред. Т. Хелльбрюгге. Казань: ЦИТ, 2004. 287 с. https://elibrary.ru/qlghmr
14. Османов Ю. Г., Лаврентьева М. А. Трансформация массовой культуры и массового общества в условиях глобализации и глокализации. Современные социальные процессы в контексте глобализации: III Междунар. науч.-практ. конф. (Краснодар, 13 мая 2022 г.) Краснодар: КубГТУ, 2022. С. 29–38. https://www.elibrary.ru/irohvt
15. Петруненко Н. Ф. Возрождение генетической памяти русского народа. Текст в языковом, историческом, культурном пространстве: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 22 мая 2022 г.) М.: МФЮА, 2023. С. 225–237. https://www.elibrary.ru/xgmplk
16. Просекова Е. Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных ученых. Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 85–88. https://www.elibrary.ru/vvuewb
17. Семедов С. А., Штоль В. В., Мельникова О. А., Аликберов А. К., Алборова М. Б., Переход Ю. А., Нурулла-Ходжаева Н. Т., Сухарев А. И., Полякова А. А., Градосельская Г. В., Антонец Г. И., Стулова Е. В., Владиславская В. А., Никитина Д. В., Лаза В. Д., Беломыцев А. А., Авдеева Т. В., Яшенкова Н. А., Сухарева В. А. Информационные технологии и их влияние на внутреннюю политику государства и международные отношения. Материалы международной научно-практической конференции. Обозреватель. 2022. № 3-4. С. 39–113. https://doi.org/10.48137/2074-2975_2022_3-4_39
18. Спиридонова С. Б. Проблема развития самосознания в детском возрасте. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 10. С. 30–34. https://www.elibrary.ru/rupsyf
19. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Моск. ун-т, 1983, 288 с.
20. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144с.
21. Элибаева Л. С. Целостное теоретическое изучение особенности педагогической деятельности. Science and Education. 2022. Т. 3. № 1. С. 614–619.
22. Chowbey P., Barley R. Building resilience: Young children from minority ethnic backgrounds starting school in a multi-ethnic society. British Journal of Sociology of Education, 2022, 43(3): 415–432. https://doi.org/10.1080/01425692.2022.2030672
23. Lee A. R., Park Y. W., Oh J. Investigating the cause and effect factors of young children’s smartphone overuse: Focusing on the influence of parenting factors. Information. Communication & Society, 2023, 26(9): 1756–1772. https://doi.org/10.1080/1369118X.2022.2027499
24. Pinto A., Veríssimo M., Gatinho A., Santos A. J., Vaughn B. E. Direct and indirect relations between parent–child attachments, peer acceptance, and self-esteem for preschool children. Attachment & Human Development, 2015, 17(6): 586–598. https://doi.org/10.1080/14616734.2015.1093009
25. Soydan S. B., Akalin N. The moderating effects of a child's self-regulation skills in the relationship between a child’s temperament and the behaviour of the parents. Early Child Development and Care, 2022, 192(2): 263–277. https://doi.org/10.1080/03004430.2020.1755666
Рецензия
Для цитирования:
Груздева О.В., Улыбина Е.В. Содержательные характеристики развития самосознания детей в раннем онтогенезе. СибСкрипт. 2024;26(2):235-242. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-235-242. EDN: kqofue
For citation:
Gruzdeva O.V., Ulybina E.V. Developing Self-Awareness in Children during Early Ontogenesis. SibScript. 2024;26(2):235-242. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-235-242. EDN: kqofue