Коммерческая реклама на страницах справочных торгово-промышленных изданий Томской губернии (1894–1903 гг.)
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-6-794-805
Аннотация
Рассмотрена проблема становления и развития рекламы в справочниках Томской губернии в контексте модернизационных процессов в регионе. Актуальность обращения к рекламным объявлениям в справочных торгово-промышленных изданиях связана с тем, что их изучение позволяет расширить представления о развитии промышленности и торговли в регионе, охарактеризовать практические интересы населения, раскрыть мир коммерции и отношение к нему общественного мнения, выявить системные изменения, происходившие в сибирском обществе конца XIX – начала ХХ в. Научная новизна заключается в том, что впервые анализируются рекламные объявления и проводится их распределение по классам товаров и группе услуг. Цель статьи – систематизировать информационное содержание коммерческих объявлений как средства продвижения товаров и услуг на местном рынке, опубликованных в справочных торгово-промышленных изданиях Томской губернии (1894–1903 гг.). С помощью методов классификации, историко-системного и контент-анализа удалось классифицировать рекламируемые товары и услуги, сгруппировать рекламодателей по территориальной принадлежности, выявить способы построения и оформления рекламных объявлений. Рекламные публикации на страницах справочных торгово-промышленных изданий свидетельствуют о том, что местные, столичные, иногородние и зарубежные предприниматели предлагали населению Томской губернии разнообразный ассортимент товаров и услуг. На региональном рынке были широко представлены непродовольственные, продовольственные, медицинские и сельскохозяйственные товары, а также группа услуг. Реклама была непосредственно связана с реализацией продукции и информировала читателей об ассортименте товаров, текущих ценах, новых поступлениях, распродажах и скидках. Сделан вывод о важности рекламных объявлений как исторического источника по истории регионального предпринимательства и торговли. Рост деловой активности в Томской губернии конца XIX – начала ХХ в. способствовал ускорению процесса формирования единого торгового пространства как на местном, так и на общероссийском рынке.
Ключевые слова
Об авторе
Сергей Васильевич АброськинРоссия
Барнаул
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Аброськин С. В. Коммерческая реклама на страницах первых частных периодических изданий Томска. Гуманитарные науки в Сибири. 2022. Т. 29. № 2. С. 82–88. https://doi.org/10.15372/H5520220211
2. Айзенштейн К. А. Как рекламировать с успехом. СПб.: Фортуна для всех, 1912. 110 с.
3. Богачева Н. М. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из истории развития. М.: Б. и., 1969. 22 с.
4. Бриленкова А. В. Реклама в периодических печатных изданиях на рубеже XIX–XX вв. Вестник молодых ученых. Серия: Исторические науки. 2006. № 1. С. 191–200. https://www.elibrary.ru/ibiejj
5. Веригин А. Русская реклама. СПб.: Ред. газ. «Рус. труд», 1898. 23 с.
6. Верховой Н. В. Реклама в XX веке как необходимость и единственная верная гарантия успеха в каждом торгово-промышленном деле. Ярославль: Тип. Губерн. правления, 1902. 12 с.
7. Галанин С. Ф. Реклама как социокультурный институт в жизни российского общества во второй половине XIX века. Концепт. 2014. № Т20. С. 1981–1985. https://www.elibrary.ru/sjeuzn
8. Дамешек Л. М., Малых С. В. Реклама как источник изучения потребностей горожан Восточной Сибири в последней четверти XIX – начале XX вв. Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2012. № 1. С. 86–91. https://www.elibrary.ru/oyxdtb
9. Жилякова Н. В. Журналистика города Томска (XIX – начало XX века): становление и развитие. Томск: ТГУ, 2011. 444 с. https://www.elibrary.ru/rutywh
10. Жилякова Н. В. Периодизация развития журналистики Томской губернии / Томской области. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2022. № 5. С. 63–82. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2022.6381
11. Жилякова Н. В., Есипова В. А., Шевцов В. В., Могилатова М. В. Цензурная история провинциальной журналистики (на материалах периодической печати дореволюционной Томской губернии). Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 2. С. 87–103. https://doi.org/10.22204/2587-8956-2021-104-02-87-103
12. Корнилов Л. В., Фильчикова Н. Б. От глашатая до неона. М.: Знание, 1978. 126 с.
13. Корнилова К. С. Рекламно-справочные издания в истории российской журналистики. М.: Вест-Консалтинг, 2010. 180 с. https://www.elibrary.ru/qybfxz
14. Миронов Б. Н. Спорные вопросы имперской, советской и постсоветской модернизации. Уральский исторический вестник. 2017. № 4. С. 16–24. https://www.elibrary.ru/zsvyxx
15. Миронова А. А. Реклама в справочных изданиях XIX – начала ХХ века: историко-лингвистический аспект. 2-е изд. М.: ФЛИНТА, 2018. 233 с.
16. Плисский Н. Путь к богатству. Реклама. Ее значение, происхождение и история. Примеры рекламирования. СПб.: Изд-во Ф. В. Щепенского, 1894. 38 с.
17. Ратнер А. Техника рекламы объявлениями. СПб.: Типолит. К. Биркенфельда, 1909. 16 с.
18. Ситникова Т. В. Адрес-календари и справочники-календари Царицына рубежа XIX–XX веков. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2018. Т. 18. № 1. С. 108–112. https://www.elibrary.ru/xngntn
19. Старцев А. В. Сибирь и сопредельные территории: история, историография, методология. Барнаул: БЮИ МВД России, 2016. 446 с. https://www.elibrary.ru/xsnfzf
20. Сутягина О. А. Коммерческая реклама сибирских купцов в 1880-е гг. (по материалам «Сибирской газеты»). Genesis: исторические исследования. 2020. № 4. С. 71–85. https://doi.org/10.25136/2409-868X.2020.4.29890
21. Хавторина Ю. В. Реклама как средство массовой коммуникации в России в конце XIX – начале ХХ в. Власть. 2011. № 7. С. 64–66. https://www.elibrary.ru/nyjakd
22. Хойновский В. Успешная реклама и как ею пользоваться: Советы для объявителей. Киев: Изд. конторы объявлений «Реклама» В. В. Хойновского, 1913. 40 с.
23. Шевцов В. В. «Томские губернские ведомости» (1857–1917 гг.) в социокультурном и информационном пространстве Сибири. Томск: ТГУ, 2012. 413 с. https://www.elibrary.ru/rwjdkd
24. Шелкоплясова Н. И. Источниковая база исследования истории провинциальной рекламы XIX – начала XX вв. (на примере Тульской губернии). Современные исследования социальных проблем. 2016. № 2-3. С. 79–87. https://www.elibrary.ru/waamfz
25. Якутина Е. Н. Реклама как исторический источник. Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 4. С. 29–36. https://www.elibrary.ru/yoecey
Рецензия
Для цитирования:
Аброськин С.В. Коммерческая реклама на страницах справочных торгово-промышленных изданий Томской губернии (1894–1903 гг.). СибСкрипт. 2023;25(6):794-805. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-6-794-805
For citation:
Abroskin S.V. Advertising in Commercial and Industrial Journals Issued in the Tomsk Province in 1894–1903. SibScript. 2023;25(6):794-805. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-6-794-805