Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Пародия в литературе. Опыт культурологического видения феномена

https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-577-586

Аннотация

В процессе освещения двусторонней проблемы интеграции творческой личности в культурный контекст / суверенности творческой личности предпринята реконструкция обстоятельств, окружающих создание двух признанных литературных шедевров XIX в. (рассказы «Лигейя» и «Без дыхания» Э. А. По) и двух произведений автора, ассоциируемого с популярной жанровой литературой XX в. («Эмиссар» и «Жила-была старушка» Р. Брэдбери). Принимая во внимание растущий интерес к литературной (и иной) пародии как способу социокультурной коммуникации в постинформационную эпоху, конгениальность двух хронологически удаленных творчеств (как и современный контекст их реализации) впервые рассматривается через призму теории пародии. Поставив задачу проследить, насколько изменили свое положение жанровые механизмы фантастической новеллы со времен европейской литературной готики до эпохи массовой литературы и какую роль при этом играл культурный и социальный контекст Нового Света, автор сводит упомянутые рассказы в две условные пары и демонстрирует скрытые связи между двумя творчествами. Благодаря методам нарративного анализа и литературной компаративистики, пользуясь возможностью прочтения выбранных художественных текстов с позиций теории интертекстуальности, автор обнаруживает в условных парах произведений Э. А. По и Р. Брэдбери множественные уровни латентного присутствия чужих текстов. Работая над «Лигейей», Э. А. По заимствовал жанровые условности английского готического романа, но одновременно пародировал велеречивый повествовательный слог французских романтиков и риторику страха произведений немецкой литературной готики. Р. Брэдбери в рамках одного художественного текста подражал стилю и тематике экстраваганц Э. А. По и пародировал приемы сюжетосложения и художественный язык своего старшего современника Г. Ф. Лавкрафта и т. д. В итоге можно вести речь об эволюционной схожести поэтики пародирования у изучаемых писателей. На раннем этапе творчества Э. А. По и Р. Брэдбери направляли пародийный смех против злоупотреблений авторов, печатавшихся в художественной периодике. Позже оба писателя приходят к пародийной рецепции уходящего в века литературного наследия, ориентируясь на высокие образцы пародийного мастерства и внося каждый свой вклад в развитие жанра пародии в XIX и XX в. соответственно. Статья приурочена к 10-летию со дня смерти Рэя Брэдбери (1920–2012).

Об авторе

Юрий Сергеевич Серенков
Сибирский государственный индустриальный университет
Россия

Новокузнецк


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Бен Е. Пародия. Краткая литературная энциклопедия, гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. энцикл., 1968. Т. 5: Мурари–Припев. С. 603–607.

2. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. 128 c. https://www.elibrary.ru/szfcrr

3. Жирмунский В. М. Стихотворения Гёте и Байрона «Ты знаешь край?...». Стилистика художественной литературы: межвуз. науч.-практ. конф. (Москва, 19–21 сентября 1961 г.) М.: МГУ, 1961. Вып. 1. С. 24–35.

4. Кудрина М. В. Жанровая структура рассказа: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2003. 19 с. https://www.elibrary.ru/njqeqv

5. Лушникова Г. И. Когнитивные и лингвостилистические особенности литературной пародии: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Кемерово, 2010. 45 с. https://www.elibrary.ru/qgrult

6. Николюкин А. Н. Жизнь и творчество Э. А. По. In: По Э. А. Полное собрание рассказов. М.: Наука, 1970. С. 692–728.

7. Новиков В. И. Литературная пародия. М.: Фак. журн. МГУ, 2019. 36 с.

8. По Э. А. Новеллистика Натаниела Готорна. Эстетика американского романтизма, ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Искусство, 1977. С. 122–131.

9. Прокопович Л. Литературные пародии в системе социокультурной коммуникации: теория и практика. Одесса: Феникс, 2017. 87 с.

10. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 575 с.

11. Шапинская Е. Н., Денисов А. В. Пародия как культурный феномен: два взгляда на один предмет. Культура культуры. 2015. № 4. URL: http://cult-cult.ru/parody-as-a-cultural-phenomemon-two-views-on-one-subject/ (accessed 10 Oct 2022). https://www.elibrary.ru/uiucsl

12. Яковлева Г. В. Английская литературная пародия начала XIX века и проблема жанра. Филологические науки. 1981. № 4. С. 25–29.

13. Attebery B. Fantasy Tradition in American Literature: from Irving to Le Guin. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1980, 224.

14. Boxman-Shabtai L. The practice of parodying: YouTube as a hybrid field of cultural production. Media, Culture & Society, 2019, 41(1): 3–20. https://doi.org/10.1177/0163443718772180

15. Critical Essays on Edgar Allan Poe (Critical Essays on American Literature), ed. Carlson E. W. Boston: Perennial, 1987, 302.

16. Cușnir C. Parody and humor challenging the mainstream Religion discourse on Facebook. Romanian Journal of Journalism and Communication, 2017, XII(4): 42–47.

17. Frye N., Baker S., Perkins G. The Harper Handbook to Literature. NY: HarperCollins, 1985, 453.

18. Highet G. Introduction. In: Bradbury R. The Vintage Bradbury. NY: Alfred A. Knopf Inc., cop. 1965, I–VII.

19. Kennedy J. P. Introduction to the Volume. In: Poe E. A. The Complete Works of E. A. Poe. NY: Charles Scribner’s Sons, 1902, vol. XVIII, I–X.

20. Mogen D. Ray Bradbury. Boston: Twayne, 1986, 186.

21. Sinclair C. Parody: Fake news, regeneration and education. Postdigital Science and Education, 2020, 2: 61–77. https://doi.org/10.1007/s42438-019-00054-x

22. Tate A. The Forlorn Angel. Chicago: Simon and Schuster, 1953, 131.

23. The Science Fiction Encyclopaedia, ed. Nicholls P. NY: Doubleday, 1979, 310.

24. Touponce W. F. Ray Bradbury and the Poetics of Reverie: Fantasy, Science Fiction and the Reader. Ann Arbor (Mich.): UMI Research Press, 1984, VIII+131.

25. Williams J. P. "Honestly, you just have to be famous!" Parody and the art of identity authentication in Singapore's social media influencer culture. Studies on the Social Construction of Identity and Authenticity, eds. Williams J. P., Schwarz C. K. L.: Routledge, 2021, 127–142.

26. Zool M. H. Good Reading Guide to SF and Fantasy. L.: Bloomsbury, 1989, 223.


Рецензия

Для цитирования:


Серенков Ю.С. Пародия в литературе. Опыт культурологического видения феномена. СибСкрипт. 2023;25(4):577-586. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-577-586

For citation:


Serenkov Yu.S. Parody in Literature: A Culture-Determined View. SibScript. 2023;25(4):577-586. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-577-586

Просмотров: 306


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)