Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Другость как базис художественного пространства: сравнительный аспект киносценария и фильма

https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-567-576

Аннотация

Рассмотрены способы бытования категории Другого в художественном пространстве киносценария В. Сорокина «Четыре» и одноименном фильме «4» И. Хржановского. Пространство в произведении приобретает черты другости, которая помогает писателю реализовать художественный замысел и воплотить мир постсоветской России. Экзистенциальный взгляд на фигуру Другого, в соответствии с концепцией Ж.-П. Сартра, передает кризисное ощущение последнего времени – без единой сцены физического насилия у читателя вырабатывается устойчивое чувство пищевого отвращения. В основе сущности Другого лежат принципы отторжения, страха и неизбежности, а ощутить собственное существование возможно только через взгляд Другого. Средства, на основе которых создается Другой пугающий мир в «Четыре», многообразны, мы выделяем кодирование, умирание, масочность и деконструкцию симметрии. Они позволяют точнее понять художественный замысел, заключенный в трансляции хаотичности бытия, отсутствия времени. Судьба человека принимает черты неразличимости, каждый член социума – лишь функция в игре жизни. При помощи другости художественного пространства реальность приобретает новый код – утрата «святого числа» десакрализует бытие, приговаривает человека и мир к жизни в беспросветной потерянности.

Об авторе

Анастасия Леонидовна Нечаева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Москва


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Артюх А. Знак «4-х». «4», режиссер И. Хржановский. Искусство кино. 2005. № 3. URL: https://old.kinoart.ru/archive/2005/03/n3-article6 (accessed 6 Dec 2022).

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.

3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. 543 с. https://elibrary.ru/vqmunr

4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Постум, 2015. 240 с. URL: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml (accessed 7 Dec 2022).

5. Вакамия Л. Р. Отвратительное у Сорокина. Новое литературное обозрение. 2013. № 120. С. 243–253. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2013/2/otvratitelnoe-u-sorokina.html (accessed 2 Dec 2022). https://elibrary.ru/roxqsl

6. Васильева Ю. Память жанра: гротеск и постмодернизм в фильме Ильи Хржановского «4». Киноведческие записки. 2007. № 81. С. 85–100.

7. Добренко Е., Калинин И. А., Липовецкий М. Н. По(с)ле литературы. «Это просто буквы на бумаге…» Владимир Сорокин: после литературы, ред. Е. Добренко, И. А. Калинин, М. Н. Липовецкий. М.: НЛО, 2018. С. 5–8. https://elibrary.ru/zboztv

8. Кузнецова Л. В. Симметрия как композиционный принцип и основа мотивной структуры киносценария Владимира Сорокина к фильму «4». Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX–XXI веков: направления и течения. 2020. № 1. С. 123–129. https://doi.org/10.26170/ufv20-01-09

9. Липовецкий М. Н. Сорокин-троп: карнализация. Новое литературное обозрение. 2013. № 2. С. 225–242. https://elibrary.ru/roxqsb

10. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 2. Софисты. Сократ. Платон. М.: АСТ, 2000. 846 с.

11. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мол. гвардия, 2005. 391 с. https://elibrary.ru/qwkjox

12. Марусенков М. П. Абсурдопедия русской жизни Владимира: заумь, гротеск и абсурд. СПб.: Алетейя, 2012. 301 с. https://elibrary.ru/sugxll

13. Платон. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1994. Т. 3. 654 с.

14. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.

15. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. Сумерки богов, сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. С. 319–344.

16. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994. 253 с.

17. Юрченко Т. Г. «Все мои книги – это отношение только с текстом»: о творчестве Владимира Сорокина. Часть 2: поздний Сорокин. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. 2019. № 4. С. 152–165. https://elibrary.ru/uuaxxr

18. Яржембовский С. Смех и грех. Звезда. 2001. № 8. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2001/8/smeh-i-greh.html (accessed 6 Dec 2022).

19. Uffelmann D. Vladimir Sorokin's discourses: A companion. Boston: Academic Studies Press, 2020, 236. https://doi.org/10.1515/9781644692868


Рецензия

Для цитирования:


Нечаева А.Л. Другость как базис художественного пространства: сравнительный аспект киносценария и фильма. СибСкрипт. 2023;25(4):567-576. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-567-576

For citation:


Nechaeva A.L. Otherness as Basis of Artistic Chronotope: Script vs. Film. SibScript. 2023;25(4):567-576. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-567-576

Просмотров: 230


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)