Межъязыковое исследование ассоциативного значения слова жизнь: на материале удмуртского, татарского и башкирского языков
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-509-521
Аннотация
Рассмотрен ассоциативно-полевой подход к исследованию значения слова с позиций психолингвистической парадигмы на материале удмуртского, башкирского и татарского языков. Основным языковым материалом послужили результаты свободных ассоциативных экспериментов. Актуальность работы определяется подходом, связанным с проблемами репрезентации знаний в языковом сознании носителей языка и изучением специфики этнических стереотипов. Сопоставительное психолингвистическое исследование семантики слова с носителями указанных языков проводится впервые. Цель – выявить особенности семантической структуры ассоциативных полей коррелятов лексемы жизнь в сопоставляемых языках: улон (удмуртский язык), ғүмер (башкирский язык) и гомер (татарский язык). Количественные и качественные параметры позволили выявить универсальные и отличительные компоненты в содержании их ассоциативных структур. Количественные показатели свидетельствуют о том, что реакции носителей башкирского и татарского языков, входящие в ядро ассоциативного поля, обладают высоким уровнем стереотипности ответов. Реакции парадигматического типа преобладают над реакциями синтагматического типа во всех рассматриваемых ассоциативных полях. Качественная интерпретация когнитивных стратегий идентификации значения слова выявила их универсальность для удмуртов, башкир и татар. Идентификационный процесс проходил главным образом с опорой на конкретный ментальный образ предмета или объекта, а также на эмоционально-окрашенные и оценочные признаки в составе семантемы. Башкиры и татары на предложенный им стимул дали многословные, поясняющие реакции в отличие от носителей удмуртского языка.
Об авторе
Татьяна Юрьевна КасаткинаРоссия
Ижевск
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Борисова Ю. А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1-1. С. 265–275. https://doi.org/10.25799/AR.2019.43.1.074
2. Габдуллина В. Р. Своеобразие в характере ассоциирования в татарском, башкирском и русском языках. Русский лингвистический бюллетень. 2021. № 1. С. 25–29. https://doi.org/10.18454/RULB.2021.25.1.14
3. Габдуллина В. Р., Поснова Е. Н. Особенности ассоциирования в тюркских языках. Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2021. Т. 31. № 5. С. 945–953. https://doi.org/10.35634/2412-9534-2021-31-5-945-953
4. Газизова Л. В. О результатах ассоциативного эксперимента с носителями татарского и башкирского языков. Человек. Язык. Культура: науч.-практ. конф. (Курск 20 октября 2005 г.) Курск: КГУ, 2005a. Вып. 6. С. 7–12. https://elibrary.ru/ukxggj
5. Газизова Л. В. Процедура анализа характера связи между исходным словом и ассоциациями на материале русского, татарского и башкирского языков. Лингвометодические проблемы обучения иностранным языкам в вузе: науч-метод. конф. (Уфа, 18 апреля 2005 г.) Уфа: БашГУ, 2005b. С. 52–55.
6. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М.-Харьков: РА; Каравелла, 2001. 320 с.
7. Давлетбердина А. Р. Исследование национально-культурной специфики устойчивых сравнений на материале русского, башкирского, татарского языков. Галерея ассоциативных портретов, ред. Т. М. Рогожникова. Уфа: УГАТУ, 2009. С. 379–389.
8. Дударева Я. А. Возможности использования «Неймингового словаря русского языка» в исследовании синонимии. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 154–158. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-1-154-158
9. Залевская А. А. Концептуальная интеграция как базовая ментальная операция. Слово и текст: психолингвистический подход. 2004. № 2. С. 56–71.
10. Залевская А. А. Ментальный лексикон: конструкт, метафора или миф? Global trends of development of ethnic languages in the context of providing Intern. communications / Traditions and moderns trends in the process of formation of humanitarian values: LXXXIII Intern. Research and Prac. Conf. and II stage of the Championship in Philology. (L., 26 Jun – 2 Jul 2014). L.: IASHE, 2014. С. 42–44. https://elibrary.ru/towyir
11. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж: ВГУ, 1998. 206 с.
12. Залевская А. А. Языковое сознание и описательная модель языка. Методология современной психолингвистики, ред. В. А. Пищальникова. М.: АлтГУ, 2003. С. 72–78. https://elibrary.ru/qxkwcv
13. Итигелова В. С. Ассоциативный эксперимент как средство выявления национально-культурной специфики образов языкового сознания (на примере образов семьи и государства). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2007. № 2-2. С. 148–150. https://elibrary.ru/pcfmyl
14. Касаткина Т. Ю. Ассоциативное поле как модель анализа значения слова. Ежегодник финно-угорских исследований. 2020. Т. 14. № 4. С. 589–603. https://doi.org/10.35634/2224-9443-2020-14-4-589-603
15. Касаткина Т. Ю. Психолингвистические исследования семантики слова. Ижевск: УдГУ 2018. 192 с. https://elibrary.ru/xmmceh
16. Мартинович Г. А. Типы вербальных связей и отношений в ассоциативном поле. Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 143–146.
17. Некрасова С. В. О методике проведения межъязыкового анализа экспериментального материала. Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология, ред. Т. М. Рогожникова. Уфа: УГАТУ, 2004. С. 232–235. https://elibrary.ru/qqyjez
18. Овчинникова И. Г. Синтагматические сбои в русской речи: интерпретация в свете актуальных моделей ментального лексикона. Вопросы психолингвистики. 2018. № 36. С. 84–98. https://doi.org/10.30982/2077-5911-36-2-84-98
19. Палкин А. Д. Ассоциативный эксперимент: к обсуждению метода. Российская психолингвистика: итоги и перспективы: XX Междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. (Москва, 27–28 мая 2022 г.) М.: РУДН, 2022. С. 48–49. . https://elibrary.ru/zvjxyk
20. Пищальникова В. А., Карданова-Бирюкова К. С., Панарина Н. С., Степыкин Н. С., Хлопова А. И., Шевченко С. Н. Ассоциативный эксперимент: теоретические и прикладные перспективы психолингвистики. М.: Р. Валент, 2019. 200 с.
21. Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и национальная картина мира. 4-е изд., стер. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 101 с. https://elibrary.ru/xwnbuz
22. Потанина Ю. Д., Подлесская В. И., Федорова О. В. Вербальная рабочая память и лексико-грамматические сигналы речевых затруднений: данные русского мультимодального корпуса. Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Междунар. конф. «Диалог». (Москва, 1–4 июня 2016 г.) М.: РГГУ, 2016. Вып. 15. С. 566–577. https://elibrary.ru/wlzcgn
23. Рогожникова Т. М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова. Уфа: УГАТУ, 2000. 242 с.
24. Рогожникова Т. М., Габдуллина В. Р. Ассоциативное портретирование: опыт экспериментального исследования (на материале башкирского и татарского языков). Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 4. С. 168–172. https://elibrary.ru/pxeoxz
25. Рудакова А. В., Стернин И. А. Методика психолингвистического исследования синонимов. Вопросы психолингвистики. 2015. № 24. С. 258–271. https://elibrary.ru/txixix
26. Салихова Э. А. Изучение структуры ассоциативных полей слов: опыт теоретико-экспериментального исследования. Уфа: Вост. ун-т, 2002. 165 с.
27. Стернин И. А., Рудакова А. В. Значение как феномен языкового сознания (психолингвистическое значение слова). Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021), ред. И. А. Стернин, Н. В. Уфимцева, Е. Ю. Мягкова. М.: ИЯз РАН, 2021. С. 140–148. https://elibrary.ru/oyvpqn
28. Стернина М. А., Стернин И. А. Сопоставление как лингвистическая методология. Воронеж: Ритм, 2021, 215 c. https://elibrary.ru/mneunc
29. Уфимцева Н. В., Балясникова О. В. Национальное самосознание и ассоциативно-вербальная сеть: об одной гипотезе Ю. Н. Караулова. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2021. Т. 12. № 2. С. 238–254. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-2-238-254
30. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 c. https://elibrary.ru/pvnrad
Рецензия
Для цитирования:
Касаткина Т.Ю. Межъязыковое исследование ассоциативного значения слова жизнь: на материале удмуртского, татарского и башкирского языков. СибСкрипт. 2023;25(4):509-521. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-509-521
For citation:
Kasatkina T.Yu. Associative Meaning of the Word Life in the Udmurt, Tatar, and Bashkir Languages: An Interlanguage Comparative Study. SibScript. 2023;25(4):509-521. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-509-521