Корпусная диагностика лингвистического конструирования вакцинации от COVID-19 в немецкоязычном медиадискурсе
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-471-480
Аннотация
В 2020 г. важным медиасобытием стало вакцинирование от COVID-19, его условия и процесс, что сопровождалось ростом публикаций о вакцинации от COVID-19, в частности в немецкоязычном медийном пространстве, и обусловило необходимость изучения неологических процессов в современном немецком языке в условиях постпандемии и вакцинации. Отмечено многообразие и динамика лингвистических приемов в медийном дискурсе по формированию отношения читателей к процессу вакцинирования COVID-19 в немецкоязычном социуме. Цель – описать процедуры корпусной диагностики лингвистического конструирования процесса вакцинации от COVID-19 как медиасобытия. Материалом исследования стали 612 новостных статей о вакцинации в ведущих интернет-изданиях Германии, Австрии и Швейцарии (Die Zeit, Der Standard и Tages-Anzeiger соответственно) за период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. Эффективность корпусной диагностики с помощью программы Voyant Tools подтверждается сформированным корпусом текстов для последующего анализа, приводимыми результатами о частотности употребления языковых единиц с Impfung; описанием тенденций использования лексики в новостных текстах немецкоязычного ареала; анализом корреляций и коллокаций языковых единиц лексико-семантического поля Impfung и др. Корпусный анализ позволил установить особенности конструирования вакцинации от COVID-19 в медиадискурсе стран немецкоязычного ареала. В медиадискурсе Австрии и Швейцарии особый акцент делается на необходимости вакцинирования для граждан страны, в медиадискурсе Германии в фокусе внимания находятся социальные аспекты процесса вакцинирования. Самыми обсуждаемыми из всех видов вакцин в странах немецкоязычного ареала являются Pfizer / BioNTech и AstraZeneca.
Ключевые слова
Об авторах
Юлия Алексеевна ЛагажанРоссия
Ростов-на-Дону
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Анна Викторовна Ленец
Россия
Ростов-на-Дону
Scopus Author ID: 57194559313
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Белопасов В. В., Журавлева Е. Н., Нугманова Н. П., Абдрашитова А. Т. Постковидные неврологические синдромы. Клиническая практика. 2021. Т. 12. № 2. С. 69–82. https://doi.org/10.17816/clinpract71137
2. Кубарь О. И. Современные этические вызовы вакцинопрофилактики. Этика вакцинации (критерий научного и гуманитарного прорыва), ред. О. И. Кубарь. СПб.: ФБУН НИИЭМ им. Пастера, 2018. С. 66–73.
3. Ленец А. В., Зарипова А. Н. Лингвокультурный и прагматический аспекты использования терминов-реалий в медийных сообщениях о миграции (на материале медийного дискурса Германии и Австрии). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8. № 4. С. 73–81. https://elibrary.ru/vrznda
4. Ним Е. Г. «Медиасобытия»: теория, конца которой нет? Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 4. С. 28–37. https://doi.org/10.19181/socjour.2019.25.4.6815
5. Простякова В. А. Газетный рынок Норвегии в период пандемии COVID-19. Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 1. С. 76–85. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2022.11(1).76-85
6. Реутов В. П. COVID-19: четыре возможных сценария развития пандемии. Разновидности штаммов, влияющие на неврологические и ментальные расстройства у человека. Евразийское Научное Объединение. 2021. № 10-2. С. 117–153. https://doi.org/10.5281/zenodo.5717304
7. Сергиенко Д. Ф., Кузьмин Е. А., Эмеева З. Ю., Косарева А. Р., Абдулаева П. М., Погосян К. А., Заплавный В. М. Вакцинация от COVID 19: предрассудки, предубеждения и истина. Астраханский медицинский журнал. 2022. Т. 17. № 2. С. 14–20. https://doi.org/10.48612/agmu/2022.17.2.14.20
8. Цонева Л. М. Особенности отображения вакцинации против коронавируса в медийном дискурсе. Политическая лингвистика. 2021. № 6. С. 37–45. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_06_04
9. Anwar A., Malik M., Raees V., Anwar A. Role of mass media and public health communications in the COVID-19 pandemic. Cureus, 2020, 12(9). https://doi.org/10.7759/cureus.10453
10. Baines A., Ittefaq M., Abwao M. #Scamdemic, #Plandemic, or #Scaredemic: What parler social media platform tells us about COVID-19 vaccine. Vaccines, 2021, 9(5). https://doi.org/10.3390/vaccines9050421
11. Bozdağ F. The psychological effects of staying home due to the COVID-19 pandemic. The Journal of General Psychology, 2021, 148(3): 226–248. https://doi.org/10.1080/00221309.2020.1867494
12. Chen C., Liu X., Yan D., Zhou Y., Ding Ch., Chen L., Lan L., Huang Ch., Jiang D., Zhang X., Guan Zh., Fu X., Du Y., Lin Yu., Zhu Ch., Wu J. W., Li L., Yang Sh. Global influenza vaccination rates and factors associated with influenza vaccination. International Journal of Infectious Diseases, 2022, 125: 153–163. https://doi.org/10.1016/j.ijid.2022.10.038
13. Douglas M., Katikireddi S. V., Taulbut M., McKee M., McCartney G. Mitigating the wider health effects of covid-19 pandemic response. BMJ, 2020, 369. https://doi.org/10.1136/bmj.m1557
14. Figueiredo S., Massano-Cardoso I. O impacto dos media no medo de contrair COVID-19. Revista Portuguesa de Investigação Comportamental e Social, 2021, 7(2): 89–102. https://doi.org/10.31211/rpics.2021.7.2.225
15. Hwang T. J., Rabheru K., Peisah C., Reichman W., Ikeda M. Loneliness and social isolation during the COVID-19 pandemic. International Psychogeriatrics, 2020, 32(10): 1217–1220. https://doi.org/10.1017/S1041610220000988
16. Klosa-Kückelhaus A. Ein Weg aus der Coronakrise: Das Impfen. Aktuelle Stellungnahmen zur Sprache in der Coronakrise. Mannheim: Leibniz-Institut für Deutsche Sprache (IDS), 2021a. URL: https://www.ids-mannheim.de/fileadmin/aktuell/Coronakrise/Klosa_Impfen.pdf (accessed 20 Oct 2022).
17. Klosa-Kückelhaus A. Über Corona sprechen: eine besondere Zeit und ihre Folgen. Aktuelle Stellungnahmen zur Sprache in der Coronakrise. Mannheim: Leibniz-Institut für Deutsche Sprache (IDS), 2021b. URL: https://www.ids-mannheim.de/fileadmin/aktuell/Coronakrise/Klosa_Corona_FOLK.pdf (accessed 20 Oct 2022).
18. Lapenkov D. S., Olejnik O. V. Neologisms in the language of German press. Neophilology, 2020, 6(21): 59–66. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-21-59-66
19. Lenets A. V., Lagazhan Yu. A. Pragmalinguistic potential of Covid-neologisms in the German media discourse of Germany, Austria and Switzerland. Word, statement, and text in cognitive, pragmatic, and cultural aspects: XI Intern. Sci. Conf., Chelyabinsk, 7–9 Apr 2022. Chelyabinsk: ChelSU, 2022, pt. 1, 231–236. https://doi.org/10.47475/9785727118047_231
20. Román-San-Miguel A., Sánchez-Gey Valenzuela N., Elías-Zambrano R. Las fake news durante el Estado de Alarma por COVID-19. Análisis desde el punto de vista político en la prensa española. Revista Latina de Comunicación Social, 2020, (78): 359–391. https://doi.org/10.4185/RLCS-2020-1481
21. Trnka R, Lorencova R. Fear, anger, and media-induced trauma during the outbreak of COVID-19 in the Czech Republic. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 2020, 12(5): 546–549. https://doi.org/10.1037/tra0000675
22. Trout L. J., Kleinman A. Covid-19 Requires a Social Medicine Response. Frontiers in Sociology, 2020, 5. https://doi.org/10.3389/fsoc.2020.579991
23. Van Dorn A., Cooney R. E., Sabin M. L. COVID19 exacerbating inequalities in the US. The Lancet, 2020, 395(10232): 1243–1244. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30893-X
24. Wassler P., Talarico C. Sociocultural impacts of COVID-19: A social representations perspective. Tourism Management Perspectives, 2021, 38. https://doi.org/10.1016/j.tmp.2021.100813
25. Wolfer S., Koplenig A., Michaelis F., Müller-Spitzer C. cOWIDplus Analyse: Wie sehr schränkt die Corona-Krise das Vokabular deutschsprachiger Online-Presse ein? OWIDplus. Mannheim: Leibniz-Institut für Deutsche Sprache (IDS), 2020. URL: https://www.ids-mannheim.de/fileadmin/aktuell/Coronakrise/mueller-spitzer_2.pdf (accessed 20 Oct 2022).
26. Wormer H. German media and coronavirus: Exceptional communication – or just a catalyst for existing tendencies? Media and Communication, 2020, 8(2): 467–470. https://doi.org/10.17645/mac.v8i2.3242
Рецензия
Для цитирования:
Лагажан Ю.А., Ленец А.В. Корпусная диагностика лингвистического конструирования вакцинации от COVID-19 в немецкоязычном медиадискурсе. СибСкрипт. 2023;25(4):471-480. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-471-480
For citation:
Lagazhan Yu.A., Lenets A.V. Corpus Diagnostics in Linguistic Construction: Vaccination Against COVID-19 in the German-Language Media Discourse. SibScript. 2023;25(4):471-480. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-471-480