Позитивная деловая коммуникация: средства гармонизации общения в групповых коммерческих чатах
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-461-470
Аннотация
Изучение интернет-коммуникации и ее жанров – актуальная проблема современной лингвистики. Жанры интернет-общения находятся в постоянном развитии. Первоначально чаты были площадкой, где развивалось фатическое общение, удовлетворяющее потребности нескучного проведения досуга. В дальнейшем появились групповые чаты различной направленности, в том числе и групповые коммерческие чаты. С их появлением одна из важных для бытового общения коммуникативных практик купли-продажи стала распространяться и в виртуальном пространстве. Цель исследования – проанализировать коммуникацию в мессенджерах на примере жанра чата. Материал – речь участников двух саратовских коммерческих чатов (преимущественно женщин) в мессенджере Viber – собирался в 2021–2023 гг. В обоих чатах развивается позитивная бесконфликтная коммуникация, что в целом не свойственно чатам фатической направленности, где фактор анонимности участников приводит к нарушению ими коммуникативных и этических норм. Дискурсивный анализ показал широкое применение гармонизирующих приемов для успешного и эффективного взаимодействия: употребление имени собственного, нередко гипокористического; создание благожелательной атмосферы (позитивные смайлы); комплиментарность общения и др. Коммуниканты используют этикетные жанры приветствия, благодарности, поздравления и пожелания, комплимента; коммуникативные гармонизирующие тактики предупреждения конфликта, солидаризации, смягчения речи (диминутивы), напоминания, заботы об адресате, оценки, вежливости, юмора и др. В результате возникает коммуникативная аттракция, способствующая эффективному общению продавцов и покупателей. Позитивная деловая коммуникация в подобного рода чатах может положительно влиять на коммуникацию реальную.
Об авторах
Алла Николаевна БайкуловаРоссия
Саратов
Scopus Author ID: 57807701100
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Маргарита Анатольевна Кормилицына
Россия
Саратов
Scopus Author ID: 57219698371
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Андреева С. В., Байкулова А. Н., Боц Т. С., Викторова Е. Ю., Вороновская И. А., Гвоздюк А. А., Дегальцева А. В., Кисельникова А. А., Кормилицына М. А., Макеева Е. П., Матяшевская А. И., Милёхина Т. А., Мякшева О. В., Незнаева О. С., Никитина О. В., Сиротинина О. Б., Тырникова Н. Г., Уздинская Е. В. Эффективность коммуникации: влияние сфер общения на факторы ее достижения. Саратов: Наука, 2021. 256 с. https://elibrary.ru/pmvpeb
2. Андреева С. В., Байкулова А. Н., Викторова Е. Ю., Вороновская И. А., Дегальцева А. В., Кормилицына М. А., Куликова Г. С., Львова О. С., Матяшевская А. И., Милёхина Т. А., Мякшева О. В., Навасартян Л. Г., Санджи-Гаряева З. С., Сиротинина О. Б., Уздинская Е. В., Сиротинина О. Б., Елина Е. А., Рисинзон С. А. Эффективность коммуникации: понятие, роль адресанта и адресата, основные приемы ее достижения. Саратов: Наука, 2019. 236 с. https://elibrary.ru/jalsod
3. Антипов А. Г., Краснова И. В. Нормативно-этический аспект чат-коммуникации. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19-1. С. 10–16. https://elibrary.ru/oxsmrf
4. Байкулова А. Н. Общедомовой чат как одна из городских коммуникативных практик: формирование менталитета ответственного собственника жилья. Языки и культуры в цифровую эпоху: Междунар. науч. конф. (Нижний Новгород, 28–30 октября 2022 г.) Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2022. С. 17–24. https://elibrary.ru/glmfxb
5. Байкулова А. Н., Викторова Е. Ю., Дегальцева А. В., Дегальцева М. Н., Кормилицына М. А., Куликова Г. С., Матяшевская А. И., Милёхина Т. А., Сиротинина О. Б., Уздинская Е. В., Яхина Д. И. Рискогенность современной коммуникации и роль коммуникативной компетентности в ее преодолении. Саратов: СГУ, 2016. 188 с. https://elibrary.ru/obnskr
6. Бергельсон М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации (Языковое поведение в сети Интернет). Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 1. С. 55–67.
7. Валиахметова Д. Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей интернет-дискурса. Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11–13 декабря 2001 г.) Казань: Казан. ун-т, 2001. Т. 2. C. 7–9. https://elibrary.ru/pvcijx
8. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в Интернете. Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект, ред. Н. А. Андрамонова. Казань: Казан. ун-т, 2004. С. 63–67. https://elibrary.ru/vlvayh
9. Водянова Н. В. Самореализация личности в пространстве Интернета в контексте коммуникативной антропологии. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11. С. 57–62. 2007. С. 30–33. https://elibrary.ru/kkxvgj
10. Гладышев В. И. Компенсаторное общение: социально-философский анализ. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. 292 с. https://elibrary.ru/vmznhv
11. Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М.: Ладомир, 1997. 328 с. https://elibrary.ru/vrlohj
12. Завьялова З. С., Тихонова Г. Ю. Интерактивный чат как особая форма бытия и репрезентаций личности (русскоязычный дискурс). Вестник науки Сибири. 2015. № 2. С. 244–250. https://elibrary.ru/ulxpfp
13. Калинина М. А. Жанры инвективы в публичном коммуникативном пространстве. Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2020. № S. С. 153–163. https://doi.org/10.47388/2072-3490/lunn2020-si-153-163
14. Колокольцева Т. Н. Диалогичность в жанрах интернет-коммуникации (чат, форум, блог). Жанры речи. 2016. № 2. С. 96–104. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2016-2-14-97-105
15. Колокольцева Т. Н. Интернет-коммуникация как зеркало основных тенденций развития и функционирования русского языка. Грани познания. 2011. № 4. С. 13–17. https://elibrary.ru/rbsncx
16. Кормилицына М. А. Определение понятия, критерии эффективности. In: Андреева С. В., Байкулова А. Н., Викторова Е. Ю., Вороновская И. А., Дегальцева А. В., Кормилицына М. А., Куликова Г. С., Львова О. С., Матяшевская А. И., Милёхина Т. А., Мякшева О. В., Навасартян Л. Г., Санджи-Гаряева З. С., Сиротинина О. Б., Уздинская Е. В., Сиротинина О. Б., Елина Е. А., Рисинзон С. А. Эффективность коммуникации: понятие, роль адресанта и адресата, основные приемы ее достижения. Саратов: Наука, 2019. С. 6–15. https://elibrary.ru/ntzenw
17. Кузнецов А. В. Письменная разговорная речь в онлайн-коммуникации. Молодой ученый. 2011. № 3-2. С. 24–26. https://elibrary.ru/nuegkl
18. Леонтович О. А., Гуляева М. А., Лунева О. В., Соколова М. С. Позитивная коммуникация. М.: Гнозис, 2020. 296 с. https://elibrary.ru/ekmdfz
19. Николаева А. В. Интернет-текст как новый вид коммуникации. Русская речь. 2016. № 3. С. 46–50. https://elibrary.ru/vzsqoz
20. Подгорная Е. А., Демиденко К. А. Лингвистические характеристики интернет-чатов как вида коммуникации. Концепт. 2014. № 9. С. 136–140. https://elibrary.ru/snytnr
21. Прокофьева Н. А. К вопросу о деструктивности фатического речевого поведения. Медиаскоп. 2019. № 4. https://doi.org/10.30547/mediascope.4.2019.6
22. Семёнкина И. А. Общие тенденции развития языка в компьютерно-опосредованной коммуникации на материале англоязычных и русскоязычных чатов. Ученые записки Ульяновского государственного университета «Актуальные проблемы теории языка и лингводидактики». Сер. Лингвистика, под ред. А. И. Фефилова. Ульяновск: УлГУ, 2019. С. 37–40. https://elibrary.ru/duikaw
23. Сергеева Д. А. Зависимость речи в чате от его тематики. Филология и человек. 2008. № 4. С. 137–142. https://elibrary.ru/kvaold
24. Сиротинина О. Б. О терминах «разговорная речь», «разговорность» и «разговорный тип речевой культуры». Лики языка. К 45-летию научной деятельности Е. А. Земской, отв. ред. М. Я. Гловинская. М.: Наследие, 1998. С. 348–353. https://elibrary.ru/pyxaod
25. Сиротинина О. Б. Русский язык: система, узус и создаваемые ими риски. Саратов: СГУ, 2013. 116 с. https://elibrary.ru/ykyglt
26. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: Полиграф, 2001. 252 с. https://elibrary.ru/qxoqup
27. Стернин И. А. О понятии «эффективное общение». Преподавание культуры общения в средней школе. Опыт работы. Дидактические материалы, отв. ред. И. А. Стернин. Воронеж: ВОИПКиПРО, 1995. С. 5–9. https://elibrary.ru/wncgqf
28. Чучкова Г. С. Человек в коммуникативном пространстве Интернета. Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2004. № 3. С. 384–387. https://elibrary.ru/pdtkur
29. Шалина И. В. Коммуникативно-речевая дисгармония: ее причины и виды. Культурно-речевая ситуация в современной России, отв. ред. Н. А. Купина. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2000. С. 272–287. https://elibrary.ru/rrpbdb
30. Шарипова В. А., Елинсон М. А., Иcхакова О. С. Интернет-коммуникация: новые возможности и способы опосредованного общения или деградация языка. Вестник Башкирского университета. 2019. Т. 24. № 1. С. 210–214. https://elibrary.ru/vyueiu
31. Ширяев Е. Н. Типы норм и вопрос о культурно-речевых оценках. Культурно-речевая ситуация в современной России, отв. ред. Н. А. Купина. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2000. С. 13–21. https://elibrary.ru/rrpbdb
32. Южанинова Е. Р. Интернет-коммуникация как способ самореализации личности. Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 25–28. https://elibrary.ru/qaskel
33. Bernes-Lee T. Weaving the Web: The original design and ultimate destiny of the World Wide Web by its inventor. San Francisco: Harper, 1999, 226.
Рецензия
Для цитирования:
Байкулова А.Н., Кормилицына М.А. Позитивная деловая коммуникация: средства гармонизации общения в групповых коммерческих чатах. СибСкрипт. 2023;25(4):461-470. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-461-470
For citation:
Baikulova A.N., Kormilitsyna M.A. Positive Business Communication: Means of Harmonizing Communication in Commercial Group Chats. SibScript. 2023;25(4):461-470. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-461-470