Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Образная схема контейнер и типы контейнеров (на примере изучения ментальных значений английских фразовых глаголов)

https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-433-440

Аннотация

Представлен опыт изучения композиционной семантики фразовых глаголов концептуальной области умственная деятельность, в частности взаимодействия концептуальных структур глагола и частицы. Описаны те ментальные схемы, которые лежат в их основе. В центре исследования – роль образной схемы контейнер. Особое внимание уделено вопросу направления когнитивной проекции, выяснению, что именно является контейнером в каждом конкретном случае. Выявлено, что взаимодействие концептуальных структур глагола и частицы является одним из когнитивных механизмов формирования семантики ментальных фразовых глаголов. В основе концептуальных структур указанных компонентов фразовых глаголов может быть использована образная схема контейнер, реализуемая благодаря семантическому потенциалу глагольного компонента и ряда частиц. Частицы in, out и through, сочетаясь с глаголами, относящимися к различным концептуальным областям (движения, физической деятельности, восприятия), в составе фразовых глаголов с ментальным значением реализуют свои прототипические концептуальные значения: попадание / проникновение внутрь контейнера, наружу / снаружи и пересечение границы контейнера субъектом / объектом действия соответственно. В роли контейнера выступают не реально существующие объекты, а абстрактные сущности – память, сознание, внимание, чувства, мысли и др., а также различные физические и психические состояния или ситуации, в которые погружены объекты.

Об авторах

Виктория Григорьевна Егорова
Рыбницкий филиал Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко
Россия

Республика Молдова, Приднестровье, Рыбница
 


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. 



Оксана Федоровна Задобривская
Рыбницкий филиал Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко
Россия

Республика Молдова, Приднестровье, Рыбница 


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. 



Список литературы

1. Авдевич Н. В. Антропоцентризм как фактор метафорического потенциала английских фразовых глаголов. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 13. С. 11–26. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_13_855_11

2. Авдевич Н. В. Обучение студентов использованию английских фразовых глаголов в языке профессионального общения. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и Педагогические науки. 2020. № 1. С. 23–35. https://www.elibrary.ru/lliqba

3. Бабушкин А. П., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика и семасиология. Воронеж: Ритм, 2018. 229 с. https://www.elibrary.ru/vjsjys

4. Базарова Б. Б. Частицы с пространственным значением в современном английском языке. Английский лексикон: познание и культура, отв. ред. И. А. Дементьева. М.: МГЛУ, 1997. Вып. 438. С. 25–32.

5. Богданова С. Ю. Пространственная концептуализация мира в зеркале английских фразовых глаголов. Иркутск: ИГЛУ, 2006. 180 с. https://www.elibrary.ru/rufwpz

6. Голубкова Е. Е. Использование лингвистических корпусов при решении семантических проблем. Методы когнитивного анализа семантики слова: компьютерно-корпусный подход, отв. ред. В. И. Заботкина. 2-е изд. М.: ЯСК, 2019. С. 39–81. https://www.elibrary.ru/dplllu

7. Голубкова Е. Е. Некоторые принципы концептуального описания единиц пространственной лексики (на материале английских предлогов in и through). Горизонты современной лингвистики. Традиции и новаторство, ред. Н. К. Рябцева, В. А. Виноградов. М.: ЯСК, 2009. С. 553–559. https://www.elibrary.ru/zojvdr

8. Егорова В. Г. К вопросу о когнитивных механизмах формирования композиционной семантики фразовых глаголов умственной деятельности. Михаило-Архангельские чтения: VII Междунар. науч.-практ. конф. (Рыбница, 16 ноября 2012 г.) Рыбница: Рыбницкая типография, 2012. С. 329–332.

9. Егорова В. Г. Когнитивные особенности семантики комплексных языковых единиц со значением понимания. Филологический аспект. 2021. № 1. С. 59–68. https://www.elibrary.ru/doumir

10. Егорова В. Г. Когнитивный аспект перевода комплексных языковых знаков. Актуальные проблемы обучения иностранных граждан в системе довузовского образования, отв. ред. Е. Л. Хальпукова. Мн.: БГУ, 2020. Вып. 2. https://www.elibrary.ru/dkwjgm

11. Задобривская О. Ф. Актуализация контейнера: эмонимы sympathy и симпатия в англо- и русскоязычном пространствах. Языковая картина мира в зеркале перевода: Междунар. науч.-практ. конф. (Воронеж, 12–15 декабря 2018 г. Воронеж: ИД ВГУ, 2019. С. 110–119. https://www.elibrary.ru/llgrki

12. Задобривская О. Ф. Английский криптокласс «Вместилище»: к проблеме выделения. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 4. С. 56–60. https://www.elibrary.ru/ypqghz

13. Задобривская О. Ф. Ментефакты idea и thought как вместилище. World Science: Problems and Innovations: XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 30 января 2018 г.) Пенза: Наука и просвещение, 2018. Ч. 3. С. 34–38. https://www.elibrary.ru/yrjflv

14. Кубрякова Е. С. Композиционная семантика и ее особенности в сфере словообразования. Проблемы семантического анализа лексики: Пятые Шмелевские чтения: Междунар. конф. (Москва, 23–25 февраля 2002 г.) М.: Рус. словари, 2002. С. 52–54. https://www.elibrary.ru/tdcxen

15. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: ЯСК, 2004. 560 с. https://www.elibrary.ru/suqhip

16. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с. https://www.elibrary.ru/qraadx

17. Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М.: ЯСК, 2004. 607 c. https://www.elibrary.ru/paxmhj

18. Петрович Ю. В. Когнитивные основы образования новых фразовых глаголов в современном английском языке. Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. № 571-2. С. 115–128. https://www.elibrary.ru/ksnogl

19. Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М.: Рус. словари, 2008. 416 с. https://www.elibrary.ru/pvxtnn

20. Рахилина Е. В. Лингвистика конструкций. М.: Азбуковник, 2010. 584 с. https://www.elibrary.ru/pxwfvd

21. Dirven R. The Metaphoric in recent cognitive approaches to English phrasal verbs. Metaphorik.de, 2001, (1): 39–54.

22. Golubkova E., Trubochkin A. A corpus-based model of the English phrasal verb construction: Attraction. Computational linguistics and intellectual technologies, Dialogue 2021: Proc. Annual Intern. Conf., Virtual, Online, 16–19 Jun 2021. Moscow: RSUH, 2021, 277–288. https://doi.org/10.28995/2075-7182-2021-20-278-288

23. Lindner S. J. A lexico-semantic analysis of English verb-particle constructions with Out and Up. Trier: LAUT, 1983, 234.

24. Morgan P. S. Figuring out 'figure out': Metaphor and the semantics of the English verb-particle construction. Cognitive linguistics, 1997, 8(4): 95–119.

25. Rudzka-Ostyn B. Word power: Phrasal verbs a. compounds: A cognitive approach. Berlin-NY: Mouton de Gruyter, 2003, 206. https://doi.org/10.1515/9783110197235

26. Talmy L. How language structures space. Spatial Orientation. Theory, Research, and Application, eds. Pick H. L. Jr., Acredolo L. P. NY-L.: Plenum Press, 1983, 225–282.


Рецензия

Для цитирования:


Егорова В.Г., Задобривская О.Ф. Образная схема контейнер и типы контейнеров (на примере изучения ментальных значений английских фразовых глаголов). СибСкрипт. 2023;25(4):433-440. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-433-440

For citation:


Egorova V.G., Zadobrivscaia O.F. Container Scheme-Image and Its Types: English Phrasal Verbs of Cognitive Activity. SibScript. 2023;25(4):433-440. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-433-440

Просмотров: 213


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)