К вопросу о психологической природе языковой тревожности
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-258-269
Аннотация
Представлены результаты исследования, направленного на оценку внутренней согласованности параметров двух моделей языковой тревожности и выявление психологической природы исследуемого феномена через анализ взаимосвязи компонентов языковой тревожности и субшкал толерантности к неопределенности. Использовались шкала измерения языковой тревожности при изучении иностранного языка (E. K. Horwitz, М. B. Horwitz, J. Cope), дополненная Z. Na, в авторском переводе на русский язык и шкала общей толерантности к неопределенности (Е. Н. Осин). В исследовании приняли участие студенты лингвистических направлений подготовки (n = 102). Для статистической обработки данных применялись оценка внутренней согласованности (альфа Кронбаха), описательные статистики исследуемых параметров, одновыборочный критерий Колмогорова- Смирнова, t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Краскела-Уоллиса, корреляционный анализ (коэффициент Пирсона и коэффициент Спирмена). Показано, что юноши и девушки, а также студенты, изучающие различные иностранные языки в качестве основного, статистически достоверно различаются по отдельным компонентам языковой тревожности и толерантности к неопределенности. Выявлены различные корреляционные паттерны между исследуемыми параметрами в группах девушек и юношей и в языковых группах. Наиболее значимыми параметрами толерантности к неопределенности в контексте понимания психологической природы языковой тревожности оказались отношение к сложным задачам и отношение к неопределенным ситуациям.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Евгеньевич ФедоровскийРоссия
Томск
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Инна Викторовна Атаманова
Россия
Томск
Scopus Author ID: 57211394316
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Список литературы
1. Атаманова И. В., Богомаз С. А. Профессионально-ориентированная иноязычная коммуникативная компетентность толерантных и интолерантных к неопределенности студентов. Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2014. № 8. URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2231.htm (accessed 4 Dec 2022). https://elibrary.ru/tufxvl
2. Атаманова И. В., Федоровский А. Е. Выраженность языковой тревожности у студентов лингвистических направлений подготовки. Российский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 1. С. 67–78. https://doi.org/10.15643/libartrus-2022.1.6
3. Калганова Г. Ф., Марданшина Р. М. Проблемы языковой тревожности при изучении иностранного языка в вузе экономического профиля. Современные исследования социальных проблем. 2015. № 11. С. 608–619. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-11-50
4. Каяво В. А. Языковая тревожность как проблема в обучении иностранному языку и факторы ее возникновения: анализ теоретических и эмпирических исследований. Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 41–50. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_05
5. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Луковицкая Е. Г. Диагностика толерантности к неопределенности: шкалы Д. Маклейна. М.: Смысл, 2016. 60 с. https://elibrary.ru/gzzzvq
6. Лян К. Фактор тревожности в процессе изучения русского языка китайскими студентами. Русский язык и культура в зеркале перевода: XII Междунар. науч. конф. (Москва, 13–15 мая 2022 г.) М.: МГУ, 2022. С. 322–331. https://elibrary.ru/ylenpz
7. Нагель О. В., Темникова И. Г., Буб А. С., Душейко А. С. Психолингвистическое, языковое и социолингвистическое портретирование / профилизация функциональных билингвов. Язык и культура. 2020. № 52. С. 198–214. https://doi.org/10.17223/19996195/52/13
8. Осин Е. Н. Факторная структура русскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна. Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65–86. https://elibrary.ru/sufqlt
9. Ракитина О. В., Трубицына Л. В. Психологическая структура языковой тревожности студентов. Ярославский педагогический вестник. 2021. № 3. С. 100–109. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-3-120-100-109
10. Санакоева З. Г. Обзор понятия «языковая тревожность»: определение, классификация, влияние, оказываемое на изучающих иностранный язык. Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1. С. 108–110. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-108-110
11. Сарманов Н. Взгляд студентов на языковую тревожность и говорение. World science: problems and innovations: LX Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 25 декабря 2021 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2021. С. 203–206. https://elibrary.ru/fneiva
12. Яйич Новоградец М. В., Чагаль И. Иноязычная тревожность в овладении русским языком как иностранным. Вопросы психолингвистики. 2021. № 2. С. 179–198. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2021-48-2-179-198
13. Ahmetović E., Bećirović S., Dubravac V. Motivation, anxiety and students' performance. European Journal of Contemporary Education, 2020, 9(2): 271–289. https://doi.org/10.13187/ejced.2020.2.271
14. Aichhorn N., Puck J. "I just don't feel comfortable speaking English": foreign language anxiety as a catalyst for spoken-language barriers in MNCs. International Business Review, 2017, 26(4): 749–763. https://doi.org/10.1016/j.ibusrev.2017.01.004
15. Aida Y. Examination of Horwitz, Horwitz, and Cope's construct of foreign language anxiety: the case of students of Japanese. The Modern Language Journal, 1994, 78(2): 155–168. https://doi.org/10.2307/329005
16. Atamanova I. V., Bogomaz S. A. Ambiguity tolerance as a psychological factor of foreign language communicative competence development. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2014, 154: 345–352. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.10.161
17. Aydin S., Ustuk O. The Foreign Language Teaching Anxiety Scale: preliminary tests of validity and reliability. Journal of Language and Education, 2020, 6(2): 44–55. https://doi.org/10.17323/jle.2020.10083
18. Dewaele J.-M., Ip T. S. The link between Foreign Language Classroom Anxiety, Second Language Tolerance of Ambiguity and Self-rated English proficiency among Chinese learners. Studies in Second Language Learning and Teaching, 2013, 3(1): 47–66. https://doi.org/10.14746/ssllt.2013.3.1.3
19. Ehrman M. E. Ego boundaries revisited: toward a model of personality and learning. Strategic interaction and language acquisition: theory, practice, and research, ed. Alatis J. E. Washington: Georgetown University Press, 1993, 330–362.
20. Ely C. M. Tolerance of ambiguity and use of second language learning strategies. Foreign Language Annals, 1989, 22(5): 437–445. https://doi.org/10.1111/j.1944-9720.1989.tb02766.x
21. Gudykunst W. B. An Anxiety / Uncertainty Management (AUM) theory of strangers' intercultural adjustment. Theorizing about intercultural communication, ed. Gudykunst W. B. Thousand Oaks: Sage, 2005, 419–457.
22. Hidayati T. Student language anxiety in learning English: examining non-English major students in rural area. Indonesian Journal of English Language Teaching and Applied Linguistics, 2018, 2(2): 95–113. http://dx.doi.org/10.21093/ijeltal.v2i2.55
23. Horwitz E. K., Horwitz M. B., Cope J. Foreign language classroom anxiety. The Modern Language Journal, 1986, 70(2): 125–132. https://doi.org/10.2307/327317
24. Kamran S. K. Effect of gender on ambiguity tolerance of Iranian English language learners. Journal of Education and Practice, 2011, 2(11&12): 25–33.
25. McLain D. L. The MSTAT–I: a new measure of an individual's tolerance for ambiguity. Educational and Psychological Measurement, 1993, 53(1): 183–189. https://doi.org/10.1177/0013164493053001020
26. Na Z. A study of high school students' English learning anxiety. The Asian EFL Journal, 2007, 9(3): 22–34.
27. Park G.-P. Investigation into the constructs of the FLCAS. English Teaching, 2012, 67(2): 207–220. https://doi.org/10.15858/engtea.67.2.201207.207
Рецензия
Для цитирования:
Федоровский А.Е., Атаманова И.В. К вопросу о психологической природе языковой тревожности. СибСкрипт. 2023;25(2):258-269. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-258-269
For citation:
Fedorovsky A.Ye., Atamanova I.V. On the Psychological Nature of Language Anxiety. SibScript. 2023;25(2):258-269. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-258-269