Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Особенности выражения эмоций педагогами в условиях цифрового взаимодействия

https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-218-227

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей выражения педагогами эмоций в ситуациях цифровой коммуникации как в письменной форме, так и в режиме видео-конференц-связи. В исследовании приняли участие 190 педагогов (170 женщин и 20 мужчин), работающих в общеобразовательных организациях и организациях высшего образования, средний возраст респондентов – 43,78. В качестве метода использовалась авторская анкета, содержащая закрытые вопросы (с одним или множественным выбором), открытые вопросы и кейс-задания, направленные на выявление используемых педагогами средств выражения эмоций в условиях цифрового профессионального взаимодействия. Полученные результаты показали, что педагоги используют специальные средства выражения эмоций в цифровом взаимодействии, однако при коммуникации с обучающимися их частота снижается, при этом в условиях онлайн-коммуникации (режим видеоконференц-связи) они предпочитают применять те же способы трансляции эмоций, что и в реальном общении. Зафиксировано, что педагоги-женщины более склонны применять дополнительные средства для выражения эмоций в условиях офлайн- и онлайн-коммуникации с обучающимися. Школьные педагоги, ориентируясь на возрастные особенности детей и подростков, позволяют себе активное проявление экспрессии, а особенности образовательного процесса вуза задают более дальнюю дистанцию выстраивания коммуникации между преподавателем и студентом. Также возрастные и опытные педагоги по сравнению с более молодыми коллегами в меньшей степени транслируют эмоциональные реакции с применением невербальных средств коммуникации. Выявленные закономерности выражения педагогами эмоций в условиях цифрового взаимодействия обнаруживают ряд дефицитов, которые, с одной стороны, актуализируют необходимость их более глубокого и детального изучения для формирования комплексных научных представлений о проявлении эмоционального интеллекта педагогов в новой ситуации онлайн- и офлайн-коммуникации, а с другой – ставят задачу по поиску и внедрению инструментов, благодаря которым специалисты 

Об авторах

Светлана Алигарьевна Минюрова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Екатеринбург

Scopus Author ID: 57194576924


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Виктор Стефанович Басюк
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Москва

Scopus Author ID: 57223930560


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Елена Юрьевна Брель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Москва

Scopus Author ID: 57452782300


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Ирина Владимировна Воробьева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Екатеринбург

Scopus Author ID: 56662082000


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Ольга Владимировна Кружкова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Екатеринбург

Scopus Author ID: 56662123100


Конфликт интересов:

Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Список литературы

1. Баронова Е. В., Волгина О. В. Использование мемов в практике вузовского обучения иностранному языку. Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: II Междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 23–24 апреля 2019 г.) Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2019. С. 37–41. https://elibrary.ru/gkofqd

2. Безбородова Л. А., Безбородова М. А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов. Наука и школа. 2018. № 3. С. 52–57. https://elibrary.ru/xswbtf

3. Брель Е. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 2. С. 95–106. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-2-95-106

4. Брунс Т. Пунктуационные знаки и смайлики – объединяющие и разделяющие функции в цифровой коммуникации. Язык и метод: русский язык в лингвистических исследованиях XXI века, ред. Д. Шумска, К. В. Озга. Краков: Ягеллонский университет, 2021. Т. 7. Русская пунктуация в коммуникативном аспекте. С. 187–198. https://doi.org/10.4467/23919981JM.21.018.14250

5. Дмитриева Е. С., Гельман В. Я. Восприятие эмоциональной слуховой и зрительной информации и успешность обучения младших школьников. Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. С. 29–39. https://doi.org/10.17759/pse.2018230504

6. Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические последствия развития информационных технологий. Национальный психологический журнал. 2012. № 1. С. 81–87. https://elibrary.ru/oppfwx

7. Зеер Э. Ф., Церковникова Н. Г., Третьякова В. С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего. Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 153–184. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184

8. Кольцова Е. А., Карташкова Ф. И. Мультимодальный характер цифровой коммуникации: функционирование эмодзи в межличностном общении. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. Т. 13. № 3. С. 769–783. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-3-769-783

9. Кружкова О. В. Диспозиции защитного и совладающего поведения личности: теоретический конструкт и эмпирическая модель. Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 3. С. 222–227. https://www.elibrary.ru/pytwlx

10. Курасова О. В. Теоретическая модель механизма эмпатии в онлайн-коммуникации. Психология. Историко-­критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1А. С. 200–210. https://doi.org/10.25799/AR.2019.43.1.068

11. Мартынова Е. Н., Люсин Д. В. Эмоциональный эффект Струпа у студентов. Psy-Вышка: Междунар. науч. конф. (Москва, 31 октября – 2 ноября 2019 г.) М.: Российский новый университет, 2020. С. 90–92.

12. Минюрова С. А., Басюк В. С., Брель Е. Ю., Воробьева И. В., Кружкова О. В., Матвеева А. И. Эмоциональный интеллект субъектов образовательной среды в условиях цифровизации: обзор исследований. Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 153–173. https://doi.org/10.17223/17267080/82/9

13. Обухова Ю. В., Бороховский Е. Ф. Эмоциональный интеллект как фактор успешной самореализации студентов социономических и биономических типов профессий. Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 2. С. 40–51. https://doi.org/10.17759/pse.2021260204

14. Панов В. И., Патраков Э. В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М.: ПИ РАО; Курск: Университетская книга, 2020. 199 с. https://doi.org/10.47581/2020/02.Panov.001

15. Петракова А. В., Канонир Т. Н., Куликова А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19. Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93–114. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-93-114

16. Charoenpit S., Ohkura M. Exploring emotion in an e-learning system using eye tracking. International Journal of Affective Engineering, 2015, 14(4): 309–316. https://doi.org/10.5057/ijae.IJAE-D-14-29

17. Hsiao K.-A., Hsieh P.-L. Age difference in recognition of emoticons. International Conference on Human Interface and the Management of Information: Proc. 16th Intern. Conf. on Human-Computer Interaction (HCI International 2014), Heraklion, 22–27 Jun 2014. Cham: Springer, 2014, pt. II. Information and Knowledge in Applications and Services, 394–403. https://doi.org/10.1007/978-3-319-07863-2_38

18. Kavanagh B. A cross-cultural analysis of Japanese and English non-verbal online communication: the use of emoticons in weblogs. Intercultural Communication Studies, 2010, 19(3): 65–80.

19. Leclerc C. M., Kensinger E. A. Effects of age on detection of emotional information. Psychology and Aging, 2008, 23(1): 209–215. https://doi.org/10.1037/0882-7974.23.1.209

20. Li L., Yang Y. Pragmatic functions of emoji in internet-based communication a corpus-based study. Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education, 2018, 3. https://doi.org/10.1186/s40862-018-0057-z

21. Lo S.-K. The nonverbal communication functions of emoticons in computer-mediated communication. CyberPsychology & Behavior, 2008, 11(5): 595–597. https://doi.org/10.1089/cpb.2007.0132

22. Prensky M. Digital natives, digital immigrants part 1. On the Horizon, 2001, 9(5): 1–6. https://doi.org/10.1108/10748120110424816

23. Subramanian J., Sridharan V., Shu K., Liu H. Exploiting emojis for sarcasm detection. Social, Cultural, and Behavioral Modeling: Proc. 12th Intern. Conf. on Social Computing, Behavioral-Cultural Modeling and Prediction and Behavior Representation in Modeling and Simulation (SBP-BRiMS 2019), Washington, 9–12 Jul 2019. Cham: Springer, 2019, 70–80. https://doi.org/10.1007/978-3-030-21741-9_8

24. Thompson D., Filik R. Sarcasm in written communication: emoticons are efficient markers of intention. Journal of Computer-Mediated Communication, 2016, 21(2): 105–120. https://doi.org/10.1111/jcc4.12156

25. Walther J. B., D'Addario K. P. The impacts of emoticons on message interpretation in computer-mediated communication. Social Science Computer Review, 2001, 19(3): 324–347. https://doi.org/10.1177/089443930101900307

26. Zhao H., Sun B., Hu X., Zhu X. The study of emotional education based on virtual reality in E-Learning. 1st International Conference on Information Science and Engineering (ICISE2009), Nanjing, 26–28 Dec 2009. IEEE, 2009, 3540–3543. https://doi.org/10.1109/ICISE.2009.1291


Рецензия

Для цитирования:


Минюрова С.А., Басюк В.С., Брель Е.Ю., Воробьева И.В., Кружкова О.В. Особенности выражения эмоций педагогами в условиях цифрового взаимодействия. СибСкрипт. 2023;25(2):218-227. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-218-227

For citation:


Miniurova S.A., Basyuk V.S., Brel E.Yu., Vorobyova I.V., Kruzhkova O.V. Teachers and Expression of Emotions in Digital Communication. SibScript. 2023;25(2):218-227. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-218-227

Просмотров: 284


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)