Социальные аспекты вариативности индивидуальных различий высших психических функций у детей дошкольного возраста
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-147-160
Аннотация
Представлен анализ проблемы индивидуальной изменчивости человека по высшим психическим функциям в аспекте социокультурного пространства семьи. Особое внимание уделено описанию психологических обстоятельств обеспечения гармонизации индивидуального развития. Выделены и описаны системные факторы, достоверно определяющие онтогенетическую индивидуальность психологических функций человека. Выяснилось, что в условиях социокультурного пространства семьи у дошкольников формирование одних групп функций идет более интенсивно, других – менее, что проявляется и в неравномерности развития отдельных компонентов высших психических функций. Определялись темповые характеристики развития функций и выборы ведущей стратегии обработки информации. Факторами, определяющими наибольшую долю средовой дисперсии индивидуальных различий в развитии отдельных компонентов высших психических функций детей, оказались социально-демографические характеристики семьи: уровень материального благополучия и уровень образования родителей. Выделена общая тенденция развития высших психических функций детей в соотношении с некоторыми социокультурными характеристиками семьи. Результаты позволяют утверждать, что социально-культурное пространство семьи тесно связано с индивидуальной изменчивостью функций с долгим периодом формирования, это функции III блока мозга и функции, обеспечиваемые преимущественно левополушарными отделами головного мозга.
Ключевые слова
Об авторах
Олег Валерьевич ЛукьяновРоссия
Томск
Scopus Author ID: 56528337000
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Марина Сергеевна Неровных
Россия
Абакан
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Список литературы
1. Васягина Н. Н. К вопросу о социокультурном воспитательном пространстве. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 1. С. 143–148. https://elibrary.ru/kzfwzr
2. Вербицкий А. А., Гураль С. К. Духовно-нравственное развитие личности в компетентностном формате. Перспективы науки. 2019. № 2. С. 197–200. https://www.elibrary.ru/vwuzec
3. Жукова Н. В. Внутренний кросскультурный контекст в развитии личной культуры студентов в контекстном обучении. Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 114–121. http://dx.doi.org/10.26170/po17-12-18
4. Калашникова М. Б. Развитие идей Л. С. Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии. Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3. № 3. С. 33–41. https://elibrary.ru/jxuitz
5. Клочко В. Е., Галажинский Э. В., Краснорядцева О. М., Лукьянов О. В. Системная антропологическая психология: понятийный аппарат. Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 9–20. https://doi.org/10.17223/17267080/56/2
6. Красильников И. А. Неклассическая онтология субъекта как методология в изучении конфликтного жизненного мира. Пензенский психологический вестник. 2018. № 2. С. 109–122. https://doi.org/10.17689/psy-2018.2.10
7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. СПб.: Питер, 2023. 384 с.
8. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996. 448 с. https://www.elibrary.ru/ytaomy
9. Муравьева О. И., Литвина С. А., Богомаз С. А. Средовая идентичность: содержание понятия. Сибирский психологический журнал. 2015. № 58. С. 136–148. http://dx.doi.org/10.17223/17267080/58/10
10. Некрасова Е. В. Жизненный мир человека и развитие личности. Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4. С. 182–184. https://elibrary.ru/uhogkr
11. Перегуд Д. И., Фрейман С. В., Тишкина А. О., Сохраняева Л. С., Лазарева Н. А., Онуфриев М. В., Степаничев М. Ю., Гуляева Н. В. Влияние раннего провоспалительного стресса на экспрессию различных транскриптов BDNF в отделах мозга самцов крыс препубертатного возраста. Вавиловский журнал генетики и селекции. 2016. Т. 20. № 2. С. 191–197. http://dx.doi.org/10.18699/VJ16.149
12. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. М.: Аспект Пресс. 2000. 447 с.
13. Рожкова Л. В., Тугускина Г. Н., Супиков В. Н., Сеидов Ш. Г. Образование как фактор жизненного и профессионального успеха россиян. Социодинамика. 2021. № 10. С. 9–26. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2021.10.36629
14. Савельев С. В. Морфология сознания. М.: Веди, 2021. Т. 2. 208 с.
15. Сапогова Е. Е., Горелкина М. А. Психосемантические аспекты семейной микрокультуры. Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. С. 67–90. https://doi.org/10.17223/17267080/80/4
16. Фотекова Т. А. Нейропсихологические методы в изучении возрастных особенностей пространственных представлений. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 3. С. 63–73. https://www.elibrary.ru/uuxfjh
17. Цветкова Л. С., Цветков А. В. Речь и правое полушарие головного мозга: афазия vs. аномия. Теория и практика общественного развития. 2014. № 13. С. 70–74. https://www.elibrary.ru/snwqzz
18. Чернов Д. Н. Роль образовательного статуса матери в изменении генотип-средовых соотношений в структуре языковых характеристик. Вестник РГМУ. 2017. № 3. С. 71–81. https://www.elibrary.ru/zcdhgl
19. Чумичева Р. М., Королькова В. С. Объекты культуры в воспитательном пространстве вуза как средство воспитания личности. Образование личности. 2014. № 3. С. 13–17. https://elibrary.ru/tikqsx
20. Berger J., Cunningham C. C. The development of eye contact between mothers and normal versus Down's syndrome infants. Developmental Psychology, 1981, 17(5): 678–689. http://dx.doi.org/10.1037/0012-1649.17.5.678
21. Bloom B., Cohen R. A., Freeman G. Summary health statistics for U.S. children: National Health Interview Survey, 2010. Data from the National Health Interview Survey. Hyattsville: NCHS, 2011, 88. Vital and health statistics, ser. 10, no. 254.
22. Bradley R. H., Corwyn R. F. Caring for children around the world: a view from HOME. International Journal of Behavioral Development, 2005, 29(6): 468–478. https://doi.org/10.1177/01650250500146925
23. Bradley R. H., Corwyn R. F. Socioeconomic status and child development. Annual Review of Psychology, 2002, 53: 371–399. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.53.100901.135233
24. Brady-Smith C., Fauth R., Brooks-Gunn J. Poverty and education. Overview. Encyclopedia of education. 2nd ed., ed. Guthrie J. W. NY: Macmillan Reference USA, 2003, vol. 5, 1904–1910.
25. Ermisch J. Origins of social immobility and inequality: parenting and early child development. National Institute Economic Review, 2008, 205: 62–71. https://doi.org/10.1177/0027950108096589
26. Evans G. W. The environment of childhood poverty. American Psychologist, 2004, 59(2): 77–92. https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.2.77
27. Eysenck S. B. G. Social class, sex, and response to a five-part personality inventory. Educational and Psychological Measurement, 1960, 20(1): 47–54. https://doi.org/10.1177/001316446002000105
28. Gottlieb G. Developmental-behavioral initiation of evolutionary change. Psychological Review, 2002, 109(2): 211–218. https://doi.org/10.1037/0033-295x.109.2.211
29. Hensch T. K. Critical period plasticity in local cortical circuits. Nature Reviews Neuroscience, 2005, 6(11): 877–888. http://dx.doi.org/10.1038/nrn1787
30. Hoff-Ginsberg E. The relation of birth order and socioeconomic status to children's language experience and language development. Applied Psycholinguistics, 1998, 19(4): 603–629. https://doi.org/10.1017/S0142716400010389
31. Pinquart M., Sörensen S. Influences of socioeconomic status, social network, and competence on subjective well-being in later life: a meta-analysis. Psychology and Aging, 2000, 15(2): 187–224. https://doi.org/10.1037//0882-7974.15.2.187
Рецензия
Для цитирования:
Лукьянов О.В., Неровных М.С. Социальные аспекты вариативности индивидуальных различий высших психических функций у детей дошкольного возраста. СибСкрипт. 2023;25(2):147-160. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-147-160
For citation:
Lukyanov O.V., Nerovnykh M.S. Social Aspects of Variability of Individual Differences in Higher Mental Functions in Preschool Children. SibScript. 2023;25(2):147-160. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-2-147-160