Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Сенсомоторная активность человека как фактор развития когнитивного ресурса

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-752-759

Аннотация

Феномен когнитивного ресурса и факторы, которые оказывают влияние на его развитие и эффективность применения человеком, на данный момент становятся все более и более актуальной темой в отечественной психологии. Об этом свидетельствует появление все большего количества статей, где авторы рассматривают как само психологическое содержание понятия когнитивный ресурс, так и различные явления как формы проявления когнитивного ресурса. Сенсомоторная активность как одна из форм его проявления и как фактор, который оказывает положительное влияние на его развитие и применение человеком, в отечественной психологии практически не изучается. В статье осуществлено рассмотрение сенсомоторной активности человека как проявления когнитивного ресурса. Представлены результаты проведенного трансспективного анализа различных подходов к изучению и интерпретации когнитивного ресурса. Обосновано представление о когнитивном ресурсе как сложном многоуровневом конструкте. На основе рассмотренных моделей когнитивного ресурса предлагается понимание сенсомоторной активности как проявления когнитивного ресурса и неотъемлемой его части, а также фактора его развития. Проведенный трансспективный анализ указывает на необходимость проведения дальнейших исследований, посвященных сенсомоторной активности в структуре когнитивного ресурса.

Об авторах

Д. Ю. Баланев
Томский государственный университет
Россия

Баланев Дмитрий Юрьевич

Томск



П. Р. Тютюнников
Томский государственный университет
Россия

Тютюнников Пётр Романович

Томск



Д. А. Кох
Томский государственный университет
Россия

Кох Дмитрий Александрович

Томск



Список литературы

1. Fiedler F. E. Cognitive resources and leadership performance. Applied Psychology: an international review, 1995, 44(1): 5–28. https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.1995.tb01378.x

2. Воронин А. Н., Горюнова Н. Б. Когнитивные ресурсы совместной интеллектуальной деятельности. Психология обучения. 2013. № 8. С. 5–19. EDN: QJGEIB

3. Трифонова А. В. Ресурсный подход к проблеме интеллектуальных способностей. Современные исследования социальных проблем. 2015. № 4. С. 114–123. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-4-12

4. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: Per se; СПб.: ИМАТОН-М, 2001. 224 с. EDN: RXNAWJ

5. Немировская Н. Г. Подход В. Н. Дружинина к проблеме интеллекта: концепция «когнитивного ресурса» и модель «интеллектуального диапазона». Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 3. C. 206–211. EDN: STRHJJ

6. Воронин А. Н., Горюнова Н. Б. Когнитивный ресурс: структура, динамика, развитие. М.: ИП РАН, 2016. 275 c. EDN: XDAQYN

7. Witt S. T., Drissi N. M., Tapper S., Wretman A., Szakács A., Hallböök T., Landtblom A.-M., Karlsson T., Lundberg P., Engström M. Evidence for cognitive resource imbalance in adolescents with narcolepsy. Brain Imaging and Behavior, 2018, 12(2): 411–424. https://doi.org/10.1007/s11682-017-9706-y

8. Ho J., Mann D. S., Hickok G., Chubb C. Inadequate pitch-difference sensitivity prevents half of all listeners from discriminating major vs minor tone sequences. Journal of the Acoustical Society of America, 2022, 151(5): 3152–3163. https://doi.org/10.1121/10.0010161

9. Dean T., Chubb C. Scale-sensitivity: A cognitive resource basic to music perception. Journal of the Acoustical Society of America, 2017, 142(3): 1432–1440. https://doi.org/10.1121/1.4998572

10. Verschelden C. Bandwidth recovery: helping students reclaim cognitive resources lost to poverty, racism, and social marginalization. Stylus Publishing, 2017, 170.

11. Hunter J. A., Hollands G. J., Couturier D.-L., Marteau T. M. Effect of snack-food proximity on intake in general population samples with higher and lower cognitive resource. Appetite, 2018, 121: 337–347. https://doi.org/10.1016/j.appet.2017.11.101

12. Sturman D., Wiggins M. W. Drivers’ cue utilization predicts cognitive resource consumption during a simulated driving scenario. Human Factors, 2021, 63(3): 402–414. https://doi.org/10.1177/0018720819886765

13. Cheval B., Rebar A. L., Miller M. W., Sieber S., Orsholits D., Baranyi G., Courvoisier D., Cullati S., Sander D., Chalabaev A., Boisgontier M. P. Cognitive resources moderate the adverse impact of poor perceived neighborhood conditions on selfreported physical activity of older adults. Preventive Medicine, 2019, 126. https://doi.org/10.1016/j.ypmed.2019.05.029

14. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Введение в трасспективный анализ. Томск: ТГУ, 2005. 174 с. EDN: QXPEUV

15. Кашапов М. М., Серафимович И. В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации. Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 3. С. 43–52. https://doi.org/10.31857/S020595920009326-4

16. Серафимович И. В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий. Национальный психологический журнал. 2021. № 4. С. 75–83. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0407

17. Холодная М. А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В. Н. Дружинина). Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 5–14. EDN: UNLMGH

18. Горюнова Н. Б. Структурно-динамическая модель когнитивного ресурса. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: мат-лы Всерос. науч. конф., посв. 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина. (Москва, 25–26 сентября 2015 г.) М.: ИП РАН, 2015. С. 69–71. EDN: UHTSMD

19. Аллахвердов М. В., Кулиева А. К. Новый взгляд на природу когнитивного ресурса. Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен, отв. ред. А. Л. Журавлев, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М.: ИП РАН, 2020. С. 28–36. EDN: TISSPD

20. Горюнова Н. Б. Принципы функционирования когнитивного ресурса через призму понятий нагрузки и усилия. Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен, отв. ред. А. Л. Журавлев, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М.: ИП РАН, 2020. С. 354–363. EDN: DVLDSO

21. Горбачева Е. И. Когнитивные ресурсы практик солидарного поведения. Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен, отв. ред. А. Л. Журавлев, М. А. Холодная, П. А. Сабадош. М.: ИП РАН, 2020. С. 1547–1556. EDN: OAUUAE

22. Дружинина С. В. Ресурсная роль интеллекта и креативности в самореализации подростков старшего возраста. Акмеология. 2015. № 4. С. 66–71. EDN: VBHOND

23. Дружинина С. В. Соотношение интеллектуальных способностей и креативности в структуре интеллекта. Акмеология. 2016. № 1. С. 89–93. EDN: VTNLTL

24. Ушаков В. Д. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: ИП РАН, 2003. 264 с. EDN: SURTAP

25. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд. перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 208 с. EDN: PVNRAD

26. Нехорошкова А. Н., Грибанов А. В., Депутат И. С. Сенсомоторные реакции в психофизиологических исследованиях (обзор). Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. 2015. № 1. С. 38–48. EDN: TPDPCP

27. Ельникова О. Е., Меренкова В. С. Соотношение сенсомоторной интеграции и тормозных процессов с особенностями внутренней позиции личности больного. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. № 1. С. 39–54. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-1-39-54

28. Добрин А. В. Взаимосвязь сенсомоторной интеграции и двигательной активности студентов с заиканием, без речевых нарушений. Теория и практика физической культуры. 2020. № 8. С. 29–31. EDN: RPODQR

29. Вощилова Н. В. Сенсомоторная интеграции как психофизиологическая база развития интеллекта слабослышащих младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 47–50. EDN: YYJKDR

30. Мамина Т. М. Формирование сенсомоторной интеграции на основе познавательно-исследовательской активности. Петербургский психологический журнал. 2020. № 30. С. 77–105. EDN: SZQGWE


Рецензия

Для цитирования:


Баланев Д.Ю., Тютюнников П.Р., Кох Д.А. Сенсомоторная активность человека как фактор развития когнитивного ресурса. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(6):752-759. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-752-759

For citation:


Balanev D.Yu., Tyutyunnikov P.R., Kokh D.A. Human Sensorimotor Activity as a Factor of Cognitive Resource Development. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(6):752-759. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-6-752-759

Просмотров: 375


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)