Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Особенности понятийного мышления как фактор психологической готовности младших школьников к переходу в среднее образовательное звено

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-533-540

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки наиболее эффективных способов формирования психологической готовности к процессу перехода из начальной школы в общее среднее звено. Статья посвящена анализу понятийного мышления как фактора психологической готовности младших школьников к переходу в среднее образовательное звено. Предполагается, что понятийное мышление может выступать фактором психологической готовности к переходу. Цель – выявить взаимосвязи между психологической готовностью и понятийным мышлением. Выделены элементы связи между двумя феноменами. Понятийное мышление является ключевым фактором для освоения учебных знаний и учебной программы, а также для формирования метапредметных компетенций, что выступает в качестве одного из критериев психологической готовности к образовательной деятельности. Психологическая готовность рассматривается с разных сторон, в том числе и с точки зрения адаптации к особенностям учебного процесса. Представлен анализ трудностей, с которыми учащиеся сталкиваются в процессе обучения; проанализированы необходимые компетенции, которые должны формироваться в процессе обучения; особенности и новообразования, необходимые для обучения в средней школе. Подготовлен список рекомендаций для успешного формирования психологической готовности к переходу из начальной школы в среднюю: сделать акцент в образовательном процессе на развитие способностей, в частности понятийного мышления (данная задача может быть реализована через применение специальных дополнительных программ, решение логических задач, работу по пособиям А. Зака); проанализировать структуру учебных предметов, добавить в них логические, понятийные связи, т. к. для школьника важно изначально строить целостную, однородную картину мира, подчиненную причинно-следственным законам (в некоторых курсах предмета Окружающий мир таких связей не наблюдается, и поэтому возникают сложности с освоением материала); диагностировать понятийное мышление педагогов с целью помощи в организации образовательного процесса и его построения по понятийному принципу. Полученные результаты можно использовать для широкого спектра педагогических и психологических задач сопровождения и модернизации процесса обучения. 

Об авторах

Р. Д. Санжаева
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Россия

Улан-Удэ



Т. Л. Миронова
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Россия

Улан-Удэ



Н. С. Шапкин
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Россия

Улан-Удэ



Б. А. Гунзунова
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Россия

Улан-Удэ



Д. Р. Галсанова
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Россия

Улан-Удэ



Список литературы

1. Деянова А. В., Юрченко Л. Г. Особенности мотивации учеников начальных классов при переходе в среднее школьное звено. Ресурсы региона: культурно-историческое развитие в контексте науки и образования: мат-лы Всерос. науч.- практ. конф. (Славянск-на-Кубани, 12–16 сентября 2016 г.) Славянск-на-Кубани: Филиал ФГБОУ ВПО КубГУ, 2014. С. 249–252.

2. Иванова Н. В., Кокорева Н. Е., Севастьянова А. Д. Значимые для школьников причины тревожности относительно перехода в пятый класс. Мир педагогики и психологии. 2021. № 7. С. 50–59.

3. Меньшикова Е. А. Психологическая готовность детей к обучению как предпосылка развития активной познавательной позиции младших школьников. Евразийский союз ученых. 2014. № 7-6. С. 122–124.

4. Хапачева С. М., Хапачева Ф. Т., Жажева Д. Д., Жажева С. А. Особенности адаптации обучаемых в период перехода из начальных классов в среднее звено. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2019. № 45. С. 16–19.

5. Санжаева Р. Д. Готовность и психологические механизмы ее формирования. Улан-Удэ: БГУ, 2017. 208 с.

6. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 424 с.

7. Елшанский С. П. Когнитивная неэффективность школьного обучения в условиях цифровизации. Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 130–152. https://doi.org/10.17223/17267080/79/8

8. Шапкин Н. С., Кушкоев Р. В. Компоненты, отвечающие за общую способность к получению образования. Современная школа России. Вопросы модернизации. 2021. № 9-1. С. 174–177.

9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.

10. Королькова Ж. И., Черенкова Н. В. Переход учащихся четвертых классов к обучению в основном звене школы. Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях: VIII Междунар. научн.-практ. конф. (Рязань, 6–8 октября 2016 г.) Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2016. С. 72–76.

11. Платонова О. Г. Преемственность в обучении обучающихся 5-х классов при переходе из начальной в основную школу. Преемственность в образовании. 2019. № 23. С. 310–314.

12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2009. 671 с.

13. Юдина Н. В. Понятийное мышление как разновидность познавательной деятельности. Вестник ОГПУ. 2006. № 3. С. 112–117.

14. Чиханова Е. В., Новикова А. Н. Проблемы развития понятийного мышления обучающихся и пути их преодоления. Актуальные проблемы военной педагогики и психологии в системе военных образовательных организаций: мат-лы межведомственной науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 14–15 ноября 2019 г.) 2-е изд., испр. и доп. СПб: Астерион, 2020. 416–423.

15. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6 классах. 2-е изд. СПб.: ИМАТОН, 2014. Ч. II. 216 с.

16. Ясюкова Л. А., Белавина О. В. Роль интеллектуальных способностей в становлении личности подростка. Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. № 3. С. 150–164.

17. Аминов Н. А., Малахова В. Р., Чернявская В. С. Механизм самораскрытия способностей у подростков как фактор академической успешности. Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 96–119. https://doi.org/10.17223/17267080/82/6

18. Веденева Ю. Б., Цилинская Т. Н. Взаимодействие учителя начальных классов с учителем-предметником при переходе учащихся в V класс. Начальная школа. 2011. № 1. С. 44–46.

19. Винникова О. В., Бубновская О. В. Психологическая готовность к школе как фактор успешности обучения младшего школьника. Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. С. 209–212.

20. Волкова Н. И. Формирование понятийного мышления у учащихся 4 классов в рамках программы внеурочного курса «Основы научного мышления». Психологическое сопровождение образования: теория и практика: VII Междунар. науч.-практ. конф. (Йошкар-Ола, 28–30 декабря 2016 г.) Йошкар-Ола: СТРИНГ, 2017. С. 79–84.


Рецензия

Для цитирования:


Санжаева Р.Д., Миронова Т.Л., Шапкин Н.С., Гунзунова Б.А., Галсанова Д.Р. Особенности понятийного мышления как фактор психологической готовности младших школьников к переходу в среднее образовательное звено. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(4):533-540. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-533-540

For citation:


Sanzhaeva R.D., Mironova T.L., Shapkin N.S., Gunzunova B.A., Galsanova D.R. Conceptual Thinking as Part of Psychological Readiness of Younger Schoolchildren for Secondary School. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(4):533-540. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-533-540

Просмотров: 291


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)