Разработка универсального метода построения модели состава и структуры терминологических полей
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-2-220-230
Аннотация
Представлена разработка уникального метода построения модели терминополей. Цель разработки – создать основы для компьютерной программы, способной осуществлять оценку знаний учащихся высших учебных заведений как в количественном, так и в качественном аспектах. Метод включает в себя несколько этапов: обработка лексического состава терминополя, выделение структурирующих его элементов, графическое представление модели терминополя. Для разработки указанного способа моделирования использованы такие методы, как тезаурусный подход и метод компонентного анализа лексических значений. Первый позволяет выявить преобладающие виды семантических отношений, связывающих термины в составе терминополя, второй служит для экспликации элементов, структурирующих эти единицы. Произведен выбор наиболее подходящего способа графической репрезентации модели терминополя; таковым признается древовидный граф, который оптимально подходит для представления многоуровневых иерархических структур. На этом графе отображаются элементы двух видов – как сами термины, так и структурирующие их элементы. При разработке метода большое внимание уделяется его универсальности, то есть возможности его адекватного применения к любым терминополям. В дальнейшем планируется применить разработанный метод для построения модели какого-либо конкретного терминополя с учетом характерных особенностей его состава и структуры.
Ключевые слова
Список литературы
1. Середницкая А. Метод отбора реестровых единиц идеографического словаря глаголов перемещения украинского языка. Украинская национальная идея: реалии и перспективы развития. 2008. № 20. С. 156–159.
2. Краснов А. Н. Психолого-педагогические основы технологии открытого тестирования. Самара: СамНЦ РАН, 2005. 442 с.
3. Журавлев А. П. Актуальность применения тезаурусного подхода для моделирования лексико-семантической структуры терминополя. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021. Т. 23. № 78. С. 13–16. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2021-23-78-13-16
4. Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус русского литературного языка. М.: Наука, 1981. 367 с.
5. Коршунова С. О. Роль тезаурусного моделирования в организации терминополя «Text – текст». Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2009. № 1. С. 116–124.
6. Жучкова И. И. Тезаурусное моделирование английской спортивной терминологии (на примере семантического поля "Football" (футбол)). Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2021. № 3. С. 25–30. https://doi.org/10.37972/chgpu.2021.112.3.004
7. Горбунов Е. Ю. Лингвистический потенциал тезаурусного моделирования как инновационная образовательная технология. Теория и практика приоритетных научных исследований: мат-лы III Международ. науч.-практ. конф. (Смоленск, 30 апреля 2018 г.) Смоленск: НОВАЛЕНСО, 2018. С. 170–173.
8. Жучкова И. И. Преимущества компьютерной реализации гипертекстового тезауруса английских терминов по лингвистике текста. Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты: мат-лы V Междунар. науч. конф. (Тольятти, 15–17 апреля 2015 г.) Тольятти: ТГУ, 2015. С. 232–238.
9. Жучкова И. И. Методика построения тезауруса английской терминологии лингвистики текста. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 1. № 1. С. 36–42.
10. Коршунова С. О. Тезаурус как способ систематизации юридической терминологии. Проблемы современного российского законодательства: мат-лы IV Всерос. науч.-практ. конф. (Иркутск, 11 сентября 2015 г.) Иркутск, 2015. С. 56–59.
11. Горбунова Н. Н. Некоторые результаты тезаурусного моделирования англоязычной терминосистемы менеджмента. Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2014. № 2. С. 7–17.
12. Краснопеева Е. С. Об использовании тезаурусного подхода в качестве дидактического инструмента при представлении новой терминологии в курсах теории перевода. Исследование лингвокреативных процессов в когнитивно-дискурсивном аспекте: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 23 ноября 2016 г.) Челябинск: Энциклопедия, 2016. С. 214–219.
13. Быкова С. Е. Терминология как объект тезаурусного моделирования. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2012. № 25. С. 45–49.
14. Ведерникова Ю. В. Тезаурусный подход к моделированию английской когнитивно-лингвистической терминологии на примере терминополя Blending theory (теория блендинга). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12. С. 47–50.
15. Горбунов Е. Ю. Семиотико-синергетические принципы тезаурусного моделирования семантического поля термина Lexicology 'Лексикология'. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2015. № 2. С. 46–53.
16. Сергеева Т. Н. Тезаурусное моделирование предметной области «Корпусная лингвистика» на примере английского языка. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2009. № 1. С. 87–91.
17. Гаврилова Н. В. Принципы построения терминосистем французской и английской деловой терминологии «Международной экономики» в тезаурусном аспекте. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 7. С. 264–267.
18. Таалайбек уулу Д., Костина И. А. Оппозитивный анализ как инструмент компонентного анализа. Тенденции развития науки и образования. 2018. № 39-4. С. 51–53. https://doi.org/10.18411/lj-06-2018-72
19. Стадульская Н. А. Компонентный анализ значения слова как способ выявления содержания концепта. Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 32. С. 112–117.
20. Храмова А. В., Амирова О. Г. Метод компонентного анализа глаголов с общим значением «манера передвижения» в английском и русском языках. Развитие образования. 2020. № 2. С. 49–54. https://doi.org/10.31483/r-75570
21. Кузнецов А. М. От компонентного анализа к компонентному синтезу. М.: Наука, 1986. 123 с.
22. Гулыга Е. В., Шендельс Е. И. О компонентном анализе значимых единиц языка. Принципы и методы семантических исследований, отв. ред. В. Н. Ярцева. М.: Наука, 1976. С. 291–314.
23. Шайкевич А. Я. Дистрибутивно-статистический анализ в семантике. Принципы и методы семантических исследований, отв. ред. В. Н. Ярцева. М.: Наука, 1976. С. 353–378.
24. Караулов Ю. Н. Частотный словарь семантических множителей русского языка. М.: Наука, 1980. 208 с.
25. Селиверстова О. Н. Труды по семантике. М.: Яз. славян. культуры, 2004. 960 с.
26. Савицкий В. М. Основы общей теории идиоматики. М.: Гнозис, 2006. 208 с.
27. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж: ВГУ 1985. 170 с.
28. Журавлев А. П. Разработка метода моделирования состава и структуры терминополя в общем и терминополя «Повреждения таза» в частности. Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 3. С. 56–65. https://doi.org/10.24411/1994-2796-2020-10307
29. Горбунов Е. Ю. Технология тезаурусного моделирования английских лингвистических терминов. Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков: VI Междунар. науч. конф. (Тольятти, 11–12 октября 2018 г.) Тольятти: ТГУ, 2018. С. 169–176.
Рецензия
Для цитирования:
Журавлев А.П. Разработка универсального метода построения модели состава и структуры терминологических полей. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(2):220-230. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-2-220-230
For citation:
Zhuravlev A.P. Versatile Method of Modeling Content and Structure of a Terminological Field. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(2):220-230. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-2-220-230