Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Ценности как предиктор политического доверия и готовности к политическому поведению у российской молодежи

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-99-105

Аннотация

Ведущими российскими и зарубежными учеными неоднократно было отмечено снижение общественного доверия к правительству, большинству политических учреждений. Цель – изучить феномен политического доверия и готовности к политическому поведению в аспекте ценностных ориентаций у российской молодежи. Была проведена диагностика молодого поколения россиян, проживающих в разных регионах Российской Федерации, в возрасте от 18 до 34 лет (n=291). В качестве методического инструментария были использованы шкалы политического доверия (О. А. Гулевич, И. Р. Сариева) и готовности участвовать в политической активности (S. Pattyn et al., J. Van Assche et al.), методика измерения индивидуальных ценностей PVQ-R (Ш. Шварц и др.). Установлено: у представителей российской молодежи наблюдается склонность к социальному цинизму, нежели к политическому доверию; ценности общественной безопасности и универсализма повышают стремление к участию в уличных акциях, в работе политических партий и побуждают участвовать в подписании коллективных обращений и голосовании на выборах. Наиболее сильное влияние на доверие к власти оказывают ценности репутации и благожелательности. 

Об авторе

В. А. Федотова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Пермь)
Россия

г. Пермь



Список литературы

1. Coleman K., Stern M. J. Exploring the functions of different forms of trust in collaborative natural resource management. Society & Natural Resources, 2018, 31(1): 21–38. https://doi.org/10.1080/08941920.2017.1364452

2. Vaske J. J., Absher J. D., Bright A. D. Salient value similarity, social trust and attitudes toward wildland fire management strategies. Human Ecology Review, 2007, 14(2): 217–226.

3. Stern M. J., Coleman K. J. The multidimensionality of trust: applications in collaborative natural resource management. Society & Natural Resources, 2015, 28(2): 117–132. https://doi.org/10.1080/08941920.2014.945062

4. Haste H., Hogan A. Beyond conventional civic participation, beyond the moral-political divide: young people and contemporary debates about citizenship. Journal of Moral Education, 2006, 35(4): 473–493. https://doi.org/10.1080/03057240601012238

5. Dalton R. J. Citizenship norms and the expansion of political participation. Political Studies, 2008, 56(1): 76–98. https://doi.org/10.1111/j.1467-9248.2007.00718.x

6. Stoker G. Explaining political disenchantment: finding pathways to democratic renewal. The Political Quarterly, 2006, 77(2): 184–194. https://doi.org/10.1111/j.1467-923X.2006.00761.x

7. O'Toole T., Marsh D., Jones S. Political literacy cuts both ways: the politics of non-participation among young people. The Political Quarterly, 2003, 74(3): 349–360. https://doi.org/10.1111/1467-923X.00544

8. Sloam J. 'Voice and equality': young people's politics in the European Union. West European Politics, 2013, 36(4): 836–858. https://doi.org/10.1080/01402382.2012.749652

9. Furlong A., Cartmel G. Social change and political engagement among young people: generation and the 2009/2010 British election survey. Parliamentary Affairs, 2011, 65(1): 13–28. https://doi.org/10.1093/pa/gsr045

10. Kestilä-Kekkonen E. Anti-party sentiment among young adults: evidence from fourteen West European countries. Young, 2009, 17(2): 145–165. https://doi.org/10.1177/110330880901700203

11. Скрипкина Т. П. Система доверительных отношений как условие развития субъектности в онтогенезе. Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 39–49.

12. Гулевич О. А., Сариева И. Р. Социальные верования, политическое доверие и готовность к политическому поведению: сравнение России и Украины. Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 2. С. 74–92. https://doi.org/10.17759/sps.2020110205

13. Dekker H., Meijerink F. Political cynicism: conceptualization, operationalization, and explanation. Politics. Culture and Society, 2012, 3(1/2): 33–48.

14. Pattyn S., Van Hiel A., Dhont K., Onraet E. Stripping the political cynic: a psychological exploration of the concept of political cynicism. European Journal of Personality, 2012, 26(6): 566–579. https://doi.org/10.1002/per.858

15. Van Assche J., Dhont K., Van Hiel A., Roets A. Ethnic diversity and support for populist parties. The "right" road through political cynicism and lack of trust. Social Psychology, 2018, 49(3): 182–189. https://doi.org/10.1027/1864-9335/a000340

16. Van Assche J., Van Hiel A., Dhont K., Roets A. Broadening the individual differences lens on party support and voting behavior: cynicism and prejudice as relevant attitudes referring to modern-day political alignments. European Journal of Social Psychology, 2019, 49(1): 190–199. https://doi.org/10.1002/ejsp.2377

17. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43–70.

18. Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге. Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и Менеджмент». 2014. Т. 8. № 1. С. 108–114.

19. Pinkleton B. E., Austin E. W. Individual motivations, perceived media importance, and political disaffection. Political Communication, 2001, 18(3): 321–334. https://doi.org/10.1080/10584600152400365

20. Pinkleton B. E., Um N.-H., Austin E. W. An exploration of the effects of negative political advertising on political decision making. Journal of Advertising, 2002, 31(1): 13–25. https://doi.org/10.1080/00913367.2002.10673657

21. Yamamoto M., Kushin M. J., Dalisay F. Social media and political disengagement among young adults: a moderated mediation model of cynicism, efficacy, and social media use on apathy. Mass Communication and Society, 2017, 20(2): 149–168. https://doi.org/10.1080/15205436.2016.1224352

22. Heiss R., Matthes J. Mobilizing for some: the effects of politicians' participatory Facebook posts on young people's political efficacy. Journal of Media Psychology, 2016, 28(3): 123–135. https://doi.org/10.1027/1864-1105/a000199

23. Федотова В. А. Влияние ценностных ориентаций и экономического благополучия россиян на установки по отношению к здоровью. Общественные науки и современность. 2020. № 1. С. 22–38. https://doi.org/10.31857/S086904990008509-1

24. Федотова В. А. Детерминанты жизнестойкости у трех поколений современной России. Российский психологический журнал. 2020. Т. 17. № 1. С. 74–91. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.1.6


Рецензия

Для цитирования:


Федотова В.А. Ценности как предиктор политического доверия и готовности к политическому поведению у российской молодежи. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(1):99-105. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-99-105

For citation:


Fedotova V.A. Values as a Predictor of Political Trust and Readiness for Political Behavior among Russian Youth. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(1):99-105. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-99-105

Просмотров: 364


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)