Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Динамика показателей отношения к личной безопасности в контексте формирования идентичности у студентов вуза в период обучения

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-83-91

Аннотация

Исследование направлено на выявление характера взаимосвязи между показателями идентичности и характеристиками отношения к личной безопасности и на описание их в период обучения в вузе. На этапе эмпирического исследования использовались методика «Кто Я» М. Куна и Т. Макпартленда, «Опросник стилей идентичности» М. Берзонски в адаптации Е. П. Белинской с соавторами, опросник «Аспекты идентичности» Дж. Чика и Л. Троппа, методика «Профессиональная идентичность» А. А. Озериной, методика изучения эго-идентичности (СЭИ-тест) Е. Л. Солдатовой. Отношение к личной безопасности изучалось с помощью авторских методик. В исследовании приняли участие 238 студентов 1–5 курсов гуманитарного профиля. В результате проведенного кластерного анализа и регрессионного анализа данных, полученных методом поперечных срезов, выделены связанные характеристики идентичности и отношения к личной безопасности, описаны их различия на разных этапах обучения. Выделены общие тенденции изменения изучаемых явлений в период обучения в вузе. Тенденции, отражающие позитивную динамику: повышение активности профессиональной позиции как компонента идентичности, усиление реляционной идентичности (Я как субъект отношений), снижение оценок серьезности угрозы потери репутации и связей, повышение предпочтений стратегии обеспечения личной безопасности с опорой на себя. Тенденции, отражающие негативную динамику: нарастание поверхностной идентичности, снижение автономности в осознании собственных ценностей и автономности эмоционального компонента идентичности, повышение оценок серьезности угроз нарастания психологических проблем, угроз со стороны преступных организаций с одновременным снижением усилий по предотвращению целого ряда распространенных угроз, изменение предпочтений стратегий безопасности в части макросреды с индивидуализирующихся (жить в гуманном и терпимом обществе) на адаптирующиеся (жить в обществе, где строго соблюдается порядок). Делается заключение о взаимосвязанности идентичности и отношения к личной безопасности, сложности и разнонаправленности процесса их формирования в период обучения в вузе. 

Об авторе

М. С. Иванов
Кемеровский государственный университет
Россия

г. Кемерово



Список литературы

1. Белинская Е. П. Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. № 1. С. 6–15. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.101

2. Белинская Е. П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1120-belinskaya40.html (дата обращения: 10.11.2019).

3. Белинская Е. П. Проблема идентичности в современной социальной психологии. Культурно-исторический подход: от Л. С. Выготского – к XXI веку, под ред. Т. Д. Марцинковской, В. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко, Е. А. Киселевой. М.: МПГУ, 2018. С. 76–84.

4. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия. Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1109-asmolov40.html (дата обращения: 02.12.2017).

5. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности. Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1110-leontiev40.html (дата обращения: 02.12.2017).

6. Bamberg M., De Fina A., Schiffrin D. Discourse and identity construction. Handbook of identity theory and research, eds. Schwartz S. J., Luyckx K., Vignoles V. L. N. Y.: Springer, 2011, 177–199. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-7988-9_8

7. Марцинковская Т. Д. Методология современной психологии: смена парадигм?! Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 36. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1012-martsinkovskaya36.html (дата обращения: 02.12.2017).

8. Benson C. The unthinkable boundaries of self: the role of negative emotional boundaries for the formation, maintenance, and transformation of identities. The self and others: positioning individuals and groups in personal, political, and cultural contexts, eds. Harré R., Moghaddam F. Westport: Praeger, 2003, 61–84.

9. Oyserman D., Destin M., Novin S. The context-sensitive future self: possible selves motivate in context, not otherwise. Self and Identity, 2014, 14(2): 173–188. https://doi.org/10.1080/15298868.2014.965733

10. Зайцева Ю. Е. Я-нарратив как инструмент конструирования идентичности: экзистенциально-нарративный подход. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 1. С. 118–136.

11. McAdams D. P. Narrative identity. Handbook of identity theory and research, eds. Schwartz S. J., Luyckx K., Vignoles V. L. N. Y.: Springer, 2011, 99–115. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-7988-9_5

12. Муравьева О. И., Литвина С. А., Кружкова О. В., Богомаз С. А. Особенности структуры идентичности с городом молодежи российских городов. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 1. С. 63–80. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1701.05

13. Иванов М. С. Угрозы идентичности в системе отношения к личной безопасности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 4. С. 974–981. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-974-981

14. Иванов М. С. Убежденность в ценности собственного Я при разном отношении к угрозам личной безопасности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22. № 4. С. 992–999. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-992-999

15. Кимберг А. Н. Психология безопасности личности: предмет и проблемы в перспективе субъектного подхода. Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 1. С. 72–82.

16. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 270 с.

17. Донцов А. И., Перелыгина Е. Б., Зотова О. Ю., Мостиков С. В. Доверие как фактор психологической безопасности в межнациональном взаимодействии. Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 2. С. 21–34. https://doi.org/10.17759/sps.2018090202

18. Краснянская Т. М. Психология самообеспечения безопасности. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. 279 с.

19. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Fractal approach to the interpretation of psychological safety of the person. European Journal of Psychological Studies, 2015, (2): 48–57. https://doi.org/10.13187/ejps.2015.6.48

20. Фоменко Г. Ю. Психология безопасности личности: теоретико-методологические основания институционализации. Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 1. С. 83–99.

21. Ivanov M. S., Seryy A. V., Yanitskiy M. S. Mobility as strategy of providing personal security in postmodern society. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences: Intern. Conf. on research paradigms transformation in social sciences, Tomsk, 18–21 May 2017. Future Academy, 2018. Vol. 35. P. 1187–1196. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.140

22. Иванов М. С., Яницкий М. С. Отношение к личной безопасности: понятие, структура, ценностная вариативность. Психология отношений в постнеклассической парадигме: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Белово, 1–7 июня 2015 г.) Белово: КузГТУ, 2015. С. 54–68.

23. Иванов М. С. Обеспечение личной безопасности как проблема психологии жизненного пути, самореализации и идентичности личности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-3. С. 128–133.


Рецензия

Для цитирования:


Иванов М.С. Динамика показателей отношения к личной безопасности в контексте формирования идентичности у студентов вуза в период обучения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(1):83-91. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-83-91

For citation:


Ivanov M.S. Attitude to Personal Security during Identity Formation in University Students. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(1):83-91. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-83-91

Просмотров: 341


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)