Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Конфликт повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»: нравственно-религиозный аспект

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-66-72

Аннотация

Как прецедентный текст «Бедная Лиза» стала одновременно утверждением и преодолением сентименталистского канона в русской литературе. Это обусловило неоднозначность трактовки ее этической и аксиологической составляющих, что усугубляется сложностью решения вопроса о религиозных взглядах писателя. В связи с этим в качестве материала помимо самой повести привлекаются отдельные фрагменты из «Истории государства Российского», повесть «Наталья, боярская дочь» и диалог «Филалет к Мелодору» Н. М. Карамзина, анализ которых позволяет более детально изучить проблему. Цель – рассмотреть проблемы нравственно-религиозного содержания повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Методология исследования формируется на базе историко-литературного, сравнительно-типологического и культурологического подходов к изучению художественного произведения. В ходе исследования поэтапно рассматриваются ключевые аспекты нравственно-религиозной составляющей содержания повести. В первую очередь, внимание сосредоточено на образах родителей героини, их мировоззрении и его влиянии на внутрисемейные отношения. Утверждается мысль, что отношения матери и отца Лизы, их взгляды на воспитание дочери выстраиваются автором повести в соответствии с представлениями «народного православия». Моделью подобного мировоззрения можно считать принципы организации жизни, описанные в Домострое. Для аргументации исследовательской позиции проводится сравнительный анализ фрагментов этого литературного памятника с повестью. Важным для выбранного исследовательского вектора становится анализ пространственных образов повести «Бедная Лиза» в аспекте соотнесения с обрядовой традицией. Сделан вывод, что происходящая в сознании героини смена знаковых ориентиров не случайна и свидетельствует о постепенном замещении христианской морали языческой системой ценностей. Доказано, что мотив чистоты, традиционно интерпретируемый в качестве ключевого в образе Лизы, коррелирует в произведении с мотивами забвения, заблуждения, религиозно-этическими мотивами умирания души, возмездия, с темами вины и греха. Результаты проведенного исследования позволяют оспорить сложившийся научный стереотип. Итогом стал вывод, что в повести Н. М. Карамзина происходит диалог двух мировоззренческих систем – художественной в своей основе парадигмы сентименталистской этики и религиозно-нравственных представлений неортодоксального христианства. Формально оценка поступков Лизы дана в произведении с позиции сочувствующего повествователя, выражающего сентименталистский взгляд на мир. Но за этим просматривается комплекс более сложных проблем, связанных с ментально обусловленной религиозной этикой, также являющейся нравственным фоном раскрытия образа героини. 

Об авторе

Е. Ю. Поселенова
Кемеровский государственный университет
Россия

г. Кемерово



Список литературы

1. Бухаркин П. Е. О «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина (Эраст и проблемы типологии литературного героя). XVIII век. 1999. Т. 21. С. 318–326.

2. Сурков Е. А. Русская повесть в историко-литературном контексте XVIII – первой трети XIX века. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. 276 с.

3. Рынгач Т. Б. Нарратив повести Н. М. Карамзина: рецепция и трансформация. Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2017. № 3. С. 74–87.

4. Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: опыт прочтения. М.: Русский мiр, 2006. 432 с.

5. Бахтина О. Н. Русский сентиментализм и православие (христианская антропология и просветительский гуманизм). Русская словесность и православие: тез. Междунар. науч. конф. (Москва, 13–15 октября 2004 г.) Режим доступа: http://www.jesaulov.narod.ru/Code/tezisy_bahtina.html (дата обращения 03.12.2021).

6. Кочеткова Н. Д. Н. М. Карамзин и древнее благочестие. Карамзин: pro et contra, сост. Л. А. Сапченко. СПб.: РХГА, 2006. С. 697–704.

7. Васильев С. А. «О, бедное человечество!» Тема целомудрия и образ потерянного рая в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Литература в школе. 2017. № 1. С. 2–6.

8. Комар Н. Г. Древнерусские духовно-нравственные ценности в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 159. № 1. С. 66–76.

9. Ужанков А. Н. «Мысленная брань» в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина. Русский язык за рубежом. 2017. № 2. С. 51–56.

10. Дударева М. А. Кто убил бедную Лизу? Трансмиссия культуры в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Концепт: философия, религия, культура. 2020. Т. 4. № 2. С. 126–134. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-2-14-126-134

11. Собкин В. С. «Ах, "Бедная Лиза", Ах!» – опыт психологического анализа повести Н. М. Карамзина. Национальный психологический журнал. 2020. № 2. С. 109–147. https://doi.org/10.11621/npj.2020.0210

12. Краснова О. Н., Гребнева М. П. Ключевое слово «сердце» в структуре повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»: текстовые связи с глубинными сторонами индивидуального мира повествователя. Филология и человек. 2018. № 4. С. 7–22. https://doi.org/10.14258/filichel(2018)4-01

13. Краснова О. Н. Роль ценностно-семантических оппозиций в раскрытии глубинных художественно-психологических характеристик образа повествователя в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Филология и человек. 2021. № 1. С. 178–184. https://doi.org/10.14258/filichel(2021)1-13

14. Шенле А. Между «древней» и «новой» Россией: руины у раннего Карамзина как место «modernity». Новое литературное обозрение. 2003. № 1. С. 125–141.

15. Пиксанов Н. К. «Бедная Анюта» Радищева и «Бедная Лиза» Карамзина. К борьбе реализма с сентиментализмом. XVIII век. 1958. Т. 3. С. 309–325.

16. Канунова Ф. З. Эволюция сентиментализма Карамзина («Моя исповедь»). XVIII век. 1966. Т. 7. С. 286–290.

17. Орлов П. А. Русский сентиментализм. М.: МГУ, 1977. 271 с.

18. Берков П. Н. Державин и Карамзин в истории русской литературы конца XVIII – начала XIX века. Берков П. Н. Проблемы исторического развития литературы: Статьи. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1981. С. 242–256.

19. Литвинюк М. А. Черты пасторального жанра в сентиментальной прозе Н. М. Карамзина. Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 3. С. 129–134.

20. Розова З. Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина. XVIII век. 1969. Т. 8. С. 259–268.

21. Фрик Т. Б. «Как мы говорим с Богом и совестью, хочу поговорить с вами»: переписка Н. М. Карамзина с членами царствующего дома. Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 24–29.

22. Вершинина Н. Л. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и проблема становления романной формы. Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2009. № 9. С. 66–69.

23. Попов А. В. Карамзин Николай Михайлович. Попов Н. В. Православная богословская энциклопедия. Пг.: Т-во А. П. Лопухина, 1907. Т. 8. Стлб. 594–600.

24. Яковлев А. И. Святитель Филарет (Дроздов) и Н. М. Карамзин. Филаретовский альманах. 2006. № 2. С. 105–142.

25. Поселенова Е. Ю. Этическая проблематика «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина: к постановке вопроса. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 6-2. С. 536–540.

26. Златопольская А. А. «Исповедь» Руссо и русская мысль XVIII–XIX веков. Вестник РХГА. 2010. Т. 11. № 2. С. 157–169.


Рецензия

Для цитирования:


Поселенова Е.Ю. Конфликт повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»: нравственно-религиозный аспект. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(1):66-72. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-66-72

For citation:


Poselenova E.Yu. The Moral and Religious Conflict in N. M. Karamzin's Poor Lisa. The Bulletin of Kemerovo State University. 2022;24(1):66-72. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-66-72

Просмотров: 627


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)