Мотивирующие признаки макроконцепта учитель / ученик
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854
Аннотация
Проанализированы словарные статьи учитель, ученик, учить, неуч, наука, представленные в этимологических и толковых словарях русского языка, с целью выявления и описания мотивирующих признаков макроконцепта учитель / ученик. Цель – определить и описать мотивирующие признаки макрокоцепта учитель / ученик по методологии концептуального анализа структуры ментального образования, предложенной М. В. Пименовой. В статье использованы методы концептуального анализа, описательный и интерпретативный методы. Проанализировано пятнадцать этимологических словарей и дискурсивный материал Национального корпуса русского языка. Выявлено 46 мотивирующих признаков исследуемого макроконцепта, указывающих на долгий период его развития, которые объединены в 13 блоков. 1. Результаты познавательной деятельности: знания; умения; навыки; взгляды; опыт. 2. Процесс и результат обучения: обучать; наставлять; преподавать; внушать; обогащать; приобретать; поучать; научить; изучать; учиться; учебный. 3. Способы обучения: наставление; обучение. 4. Способ запоминания: твердить; приучаться; привыкнуть; свыкнуться. 5. Участники образовательного процесса: учитель(ница); ученик(ница); преподаватель, глава учения; обучаемый; наставник; воспитатель(ница); клирик; новоук. 6. Способ поведения: обычай. 7. Приверженность: почитатель, поклонник, последователь. 8. Насильственные способы обучения: бить, наказывать, заставлять. 9. Наука: наука; ученый; учение. 10. Учебные заведения: школа; училище. 11. Усилие: стараться. 12. Доверие: доверять. 13. Учебная деятельность: обучение; научение; учеба; урок; выучка; учебник; выучиться. В ходе развития макроконцепта учитель / ученик произошло незначительное сужение мотивирующих признаков, сохранивших свою актуальность и ставших понятийными признаками. Из 46 мотивирующих признаков в современной языковой картине мира сохранился 41.
Об авторе
М. Г. ЮрченкоКыргызстан
Бишкек
Список литературы
1. Арнаутова О. А. Реализация ядра концептуального пространства «учитель – учение – ученик» в русской лингвокультуре // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011. № 10. С. 8–17.
2. Арутюнова Н. Д. Метафора в языке чувств // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека: 2-е изд., испр. М.: Яз. рус. культуры. 1999. С. 385–399.
3. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: ВГУ, 1996. 104 с.
4. Воркачев С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2001. Т. 60. № 6. С. 47–58.
5. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64–72.
6. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
7. Колесов В. В. Отражение русского менталитета в слове // Человек в зеркале наук. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. С. 106–125.
8. Колесов В. В. Концепт культуры: образ – понятие – символ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 1992. № 3. С. 30–40.
9. Колесов В. В. Ментальные характеристики русского слова в языке и в философской интуиции // Язык и этнический менталитет / отв. ред. З. К. Тарланов. Петрозаводск: ПГУ, 1995. С. 13–24.
10. Колесов В. В. Философия русского слова. СПб.: Юна, 2002. 448 с.
11. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. Мн.: ТетраСистемс, 2004. 256 с.
12. Маслова В. А. Введение в лингвокультурологию. М.: Наследие, 1997. 207 с.
13. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 202 с.
14. Пименова М. В. Методология концептуальных исследований // Вестник Кемеровского государственного университета. 2002. № 4. С. 100–105.
15. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985. 335 с.
16. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.: Языки славянских культур, 2007. 248 с.
17. Пименова М. В. Концептология на современном этапе (способы исследования концептуальных структур) // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 5. С. 13–22. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2017-12-5-13-22
18. Маслова В. А., Пименова М. В. Коды лингвокультуры. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2018. 180 с.
19. Пименова М. В. Методика анализа и теоретические установки кемеровской школы концептуальных исследований // Науковий вiсник Херсоньского державного унiверситету. Серiя «Лiнгвiстика». 2013. Вип. 18. С. 50–59.
20. Пименова М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-2. С. 127–131.
21. Пименова М. В. Концепт сердце: образ, понятие, символ. Кемерово: КемГУ, 2007. 500 с.
22. Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова: Этюды и вариации на темы Гумбольдта. 4-е изд. М.: URSS, 2009. 217 с.
23. Кабаченко Е. Г. Концепт «учитель» и «ученик» в сознании современных педагогов (образный компонент) // Лингвокультурология. 2009. № 3. С. 83–91.
24. Заречнева Е. Н. Экспериментальное исследование концепта «учитель»: лингвокультурный аспект // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 3. С. 52–56.
25. Исупов К. Г. Культурный концепт «учитель / ученик» на фоне русской «правды» // Диалог в образовании: посвящено профессору А. П. Валицкой. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 27–44.
Рецензия
Для цитирования:
Юрченко М.Г. Мотивирующие признаки макроконцепта учитель / ученик. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021;23(3):847-854. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854
For citation:
Iurchenko M.G. The Concept of Uchitel / Uchenik (Teacher / Pupil): Motivating Signs. The Bulletin of Kemerovo State University. 2021;23(3):847-854. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-847-854