Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Роль речевых стереотипов в организации дискурса французской песни протеста (Chanson engagée)

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-234-241

Аннотация

Статья посвящена анализу роли речевых стереотипов в формировании дискурса протестной песни во французской языковой культуре. Материалом для исследования послужили тексты песен протеста, chanson engagée, которые являются жанром тематической песни, сформировавшейся из песни реализма, понятийно-ценностные составляющие которой представлены концептами, отсылающими к негативным реалиям общественной жизни. Для проведения исследования были использованы прием сплошной выборки, методы дискурсивного анализа и описательный метод. Под стереотипом, роль которого исследуется, понимается готовая к употреблению мысль, существующая в общественном сознании как представление о некой социальной группе или явлениях. Эти «образы в голове» не являются результатом практического опыта. Они представляют собой повторяющиеся суждения, в которых явление или событие упрощается, классифицируется, приобретает свойства общего, коллективного мнения, часто негативного характера. В результате наблюдения был выявлен ряд функций, выполняемых речевыми стереотипами в дискурсе песен протеста, и сделаны следующие выводы. Речевые стереотипы в песне протеста служат для организации дискурса, а также выполняют функцию драматизации, аксиологическую функцию, функции объективации, банализации и побуждения. Стереотипы способствуют упрощению понимания аудиторией адресованного ей песенного высказывания. Несмотря на порой сложный художественный образ, набор стереотипов практически одинаков у разных исполнителей. Используемые речевые стереотипы присутствуют, как правило, в медийном пространстве, сужая демонстрацию явления до его отрицательных характеристик. Речевые стереотипы неоднородны по составу. Они не всегда базируются на метафоре, а охватывают и другие языковые пласты.

Об авторе

Е. Г. Желудкова
Кемеровский государственный университет
Россия
г. Кемерово


Список литературы

1. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

2. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. М.: Индрик, 2005. 527 с.

3. Amossy R., Herschberg Pierrot A. Stéréotypes et clichés. Paris: Armand Colin, 2011. 123 р.

4. Anscombre J.-C. Le role du lexique dans la théorie des stéréotypes // Langage. 2001. № 142. P. 57–76.

5. Буторина Е. П. Стереотипы в описании черт характера при деловом общении // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре / отв. ред. Л. Л. Федорова. М.: РГГУ, 2009. С. 378–394.

6. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003, 375 с.

7. Крысин Л. П. Этностереотипы в современном языковом сознании: к постановке проблемы // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности / отв. ред. Н. А. Купина, М. Б. Хомяков. М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. С. 450–455.

8. Кутькова А. В. Проблема речевого стереотипа: функциональный аспект // Древняя и Новая Романия. Т. 15. № 1. 2015. С. 141–151.

9. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. 5. № 1-2. С. 120–139.

10. Сорокин Ю. А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий // Общение: Теоретические и прагматические проблемы / ред. кол.: Е. Ф. Тарасов, Ю. А. Сорокин, Н. В. Уфимцева. М.: Наука, 1978. С. 133–138.

11. Филиппов Ю. В. Об одном механизме формирования социально-языкового стереотипа: выражение чувств в текстах популярных песен // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре / отв. ред. Л. Л. Федорова. М.: РГГУ, 2009. С. 406–413.

12. Хоффман Э. Авто- и гетеростереотипы в рекламе продуктов питания в России // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре / отв. ред. Л. Л. Федорова. М.: РГГУ, 2009. С. 414–430.

13. Charaudeau P. Les stéréotypes, c’est bien. Les imaginaires, c’est mieux // Stéréotypage, stéréotypes: fonctionnements ordinaires et mises en scène. T. 4. Langue(s), Discours / dir. H. Boyer. Paris: L’Harmattan, 2007. P. 49–63.

14. Третьякова Т. П. О лингвистической интерпретации современных стереотипов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 7. № 1. C. 201–208.

15. Николаева Т. М. Речевые, коммуникативные и ментальные стереотипы: социолингвистическая дистрибуция // Язык как средство трансляции культуры / отв. ред. М. Б. Ешич. М.: Наука, 2000. С. 112–131.

16. Одарюк И. В. Особенности стереотипного речевого поведения журналистов: дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2003. 157 с.

17. Винокур Т. Г. Штамп // Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 558–559.

18. Дуняшева Л. Г. Песенный дискурс как объект изучения лингвокультурологии // Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 22–23 октября 2015 г.) Казань: Хэтер, 2015. С. 190–197.

19. Потапчук М. А. Песенный дискурс как коммуникативный процесс // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2. С. 140–143.

20. Трахтенберг А. Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации и парадоксы левого сознания // Полис. Политические исследования. 2006. № 4. С. 44–52.

21. Дуняшева Л. Г. Лингвокультурные особенности конструирования гендера в афроамериканском песенном дискурсе (на материале жанров блюз и рэп): автореф. дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2012. 23 с.

22. Шумкина И. В. Бытование и трансформация песенной цитаты в масс-медийном дискурсе // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23. № 1-1. С. 90–93.

23. Смирнова Ю. П. "Dangerous songs": Песни протеста как эмоциональный стержень общественного движения в США против войны во Вьетнаме в 60-е гг. XX века // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых – 2016: сб. мат-лов конф. (Архангельск, 1–30 апреля 2016 г.) Архангельск: САФУ, 2016. С. 1114–1119.

24. Карасик В. И. Банализация как манипулятивное действие в медиадискурсе // Медиалингвистика: сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. семинар. (Санкт-Петербург, 23–24 апреля 2015 г.) / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб.: СПбГУ, 2015. С. 30–33.


Рецензия

Для цитирования:


Желудкова Е.Г. Роль речевых стереотипов в организации дискурса французской песни протеста (Chanson engagée). Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22(1):234-241. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-234-241

For citation:


Zheludkova E.G. The Role of Speech Stereotypes in the Organization of French Protest Song Discourse (Chanson Engagée). The Bulletin of Kemerovo State University. 2020;22(1):234-241. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-234-241

Просмотров: 552


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)