Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С УЧЕТОМ ТИПА ИСХОДНОГО ВЕГЕТАТИВНОГО ТОНУСА ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Представленные материалы свидетельствуют о том, что одним из наиболее перспективных направлений формирования безопасной жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи является индивидуализация и дифференциация использования педагогических средств и методов с учетом типа адаптивного поведения, возрастных и психофизиологических особенностей организма. Показано, что физиологическими предпосылками индивидуальной лабильности и психофизиологической адаптации является степень сбалансированности вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. Выявлены суммарные компоненты, касающиеся особенностей вегетативного обеспечения процесса психосоциальной и физиологической адаптации обучающихся пятых и восьмых классов с различным исходным вегетативным тонусом. Результаты проведенного исследования позволяют авторам прийти к выводу, что программное обеспечение учебного процесса, направленного на формирование знаний, умений и навыков безопасного и здорового образа жизни учащихся должно быть скорректировано таким образом, чтобы максимально актуализировать систему операционного мышления и развития школьников с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Об авторах

Э. М. Казин
Кемеровский государственный университет
Россия

Казин Эдуард Михайлович – доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки, профессор кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности КемГУ.
8(3842)58-35-15, valeol@kemsu.ru



А. С. Шинкаренко
Лицей № 62, Кемерово
Россия

Шинкаренко Андрей Семенович – заместитель директора по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
8(3842)75-44-77, andrey.c.shinkarenko@yandex.ru



Н. Н. Кошк
Кемеровский государственный университет
Россия

Кошко Наталья Николаевна – кандидат биологических наук, ассистент кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности КемГУ.
8(3842)58-35-15, Koshko80@mail.ru



Н. П. Абаскалова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия
Абаскалова Надежда Павловна – доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник высшего профессионального образования России, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ


И. А. Свиридова
Кемеровский государственный университет
Россия

Свиридова Ирина Альбертовна – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и безопасности жизнедеятельности КемГУ.
8(3842) 58-69-86, bgd.kemsu@mail.ru



А. И. Федоров
Кемеровский областной психолого-валеологический центр
Россия

Федоров Александр Иванович – доктор биологических наук, директор центра.
8(3842)57-41-62, opvc@mail.ru



Список литературы

1. Алексеев, С. В. Экологическая концепция безопасности образовательной среды школы / С. В. Алексеев // Биология в школе. – 2013. – № 4. – С. 45 – 51.

2. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании / И. А. Баева. – СПб.: Союз, 2002. – 271 с.

3. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии: монография / Р. М. Баевский. – М.: Медицина, 1979. – 295 с.

4. Особенности адаптации к обучению учащихся начальных классов в зависимости от уровня их психологической и биологической зрелости и индивидуально-типологических особенностей / Н. Г. Блинова [и др.] // Валеология. – 2012. – № 4. – С. 7 – 13.

5. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В. А. Бодров. – М., 2005. – 136 с.

6. Варламова, А. Я. Школьная адаптация подростков / А. Я. Варламова. – Волгоград, 2001. – 140 с.

7. Вейн, А. М. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / А. М. Вейн. – М.: МИА, 2000. – 752 с.

8. Голикова, Е. М. Проблемы социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья / Е. М. Голикова, П. П. Тиссен // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 11. – С. 54 – 57.

9. Дзятковская, Е. Н. Экологическая безопасность учебного процесса. Феномен качественного информационного стресса / Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – М., 2005. – № 4.

10. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер. – М., 2000. – 144 с.

11. Захарьева, Н. Н. Индивидуально-типологические особенности адаптационных изменений к физическим нагрузкам у юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Н. Н. Захарьева // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 2. – С. 25 – 28.

12. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / Э. М. Казин [и др.] – 3-е изд., перераб. – М.: Омега-Л, 2013. – 443 с.

13. Игишева, Л. Н. Оценка функционального состояния организма с помощью программно-технического комплекса ORTOEXPERT: методическое руководство / Л. Н. Игишева, А. Р. Галеев. – Кемерово, 2003. – 36 с.

14. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

15. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников / Э. М. Казин [и др.] // Современные проблемы безопасности и жизнедеятельности: настоящее и будущее: материалы III Международной научно-практической конференции в рамках форума «Безопасность и связь». – Ч. I. – Казань: ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», 2014. – С. 205 – 211.

16. Краснянская, Т. М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие / Т. М. Краснянская; под ред. А. В. Непомнящего. – Ставрополь: Пресса, 2005. – С. 178 – 179.

17. Литвинова, Н. А. Роль психофизиологических показателей в механизме адаптации к умственной деятельности: монография / Н. А. Литвинова. – Кемерово, 2012. – 168 с.

18. Лызь, Н. А. Развитие безопасности личности: психолого-педагогический подход / Н. А. Лызь // Педагогика. – 2006. – № 4. – С. 68 – 75.

19. Осадшая, Л. Б. Физиологический анализ эмоциональных напряжений и адаптации ребенка к пребыванию в детском коллективе: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. Б. Осадшая. – М., 1979. – 23 с.

20. Пенкина, И. Механизмы функционирования ОБЖ в системе здоровьесберегающих технологий / И. Пенкина // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2005. – № 11. – С. 36 – 40.

21. Психологическая безопасность / В. П. Соломин [и др.]. – М.: Дрофа, 2008. – С. 17 – 28.

22. Школьник, Т. К. Индивидуальные особенности психологических проявлений стрессорной реакции у подростков в условиях хронического семейного стресса / Т. К. Школьник, Е. А. Лущёкина, В. Б. Стрелец // Журнал высшей нервной деятельности. – 2012. – Т. 62. – № 4. – С. 416 – 421.

23. Типологические особенности функционального состояния регуляторных систем у школьников и юных спортсменов (по данным вариабельности сердечного ритма) / Н. И. Шлык [и др.] // Физиология человека. – 2009. – Т. 36. – № 6. – С. 85.

24. Яруллина, Л. Р. Безопасность личности как социально-психологическая проблема / Л. Р. Яруллина, Н. Н. Халитова // Современные проблемы безопасности и жизнедеятельности: настоящее и будущее: материалы III Международной научно-практической конференции в рамках форума «Безопасность и связь». – Ч. I. – Казань: ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», 2014. – С. 509 – 513.


Рецензия

Для цитирования:


Казин Э.М., Шинкаренко А.С., Кошк Н.Н., Абаскалова Н.П., Свиридова И.А., Федоров А.И. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С УЧЕТОМ ТИПА ИСХОДНОГО ВЕГЕТАТИВНОГО ТОНУСА ШКОЛЬНИКОВ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;(2-1):14-21.

For citation:


Kazin E.M., Shinkarenko A.S., Koshko N.N., Abaskalova N.P., Sviridova I.A., Fedorov A.I. SPECIFICS OF ORGANIZATION OF TEACHING BASICS OFSAFETY AND HEALTHY LIFESTYLE DEPENDING ON SECONDARY SCHOOL STUDENTS’ TYPE OF VEGETATIVE TONUS. SibScript. 2014;(2-1):14-21. (In Russ.)

Просмотров: 561


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)