ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗВЕРЕЙ НА РУКОЯТИ ТАГАРСКИХ НОЖЕЙ
Аннотация
В работе проведен хронологический и стилистический анализ звериных изображений, выполненных на рукояти ножей тагарской культуры. Наиболее многочисленной категорией ножей, рукоять которых украшена изображениями зверей, являются ножи с декором в виде стилизованных оленьих рогов. Выявлены устойчивые сочетания некоторых образов, связанные, очевидно, с семантикой изображений.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Н. МоорРоссия
Моор Наталья Николаевна – ведущий инженер кафедры археологии
Список литературы
1. Амзараков П. Б. Изображения лошади на двух бронзовых ножах тагарской культуры // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2012. № 1(3).
2. Андреева М. В. Об изображениях на серебряных майкопских сосудах // СА. 1979. № 1. С. 22 – 34.
3. Бобров В. В. Олень в скифо-сибирском искусстве (тагарская культура): автореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 1973. 35 с.
4. Бобров В. В., Моор Н. Н. Звериный стиль в декоре тагарских кинжалов // Археология Южной Сибири. Вып. 25. К 80-летию Я. А. Шера. Кемерово: РИО КемГУ, 2011.
5. Бобров В. В., Моор Н. Н. Реминисценции изобразительной традиции сейинско-турбинской эпохи в тагарском искусстве // Древнее искусство в зеркале археологии. Кемерово: КемГУ, 2011. С. 70 – 77.
6. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 223 с.
7. Волков В. В. Оленные камни Монголии. М.: Научный мир, 2002. 248 с.
8. Волков В. В., Новгородова Э. А. Оленные камни Ушкийн-Увэра // Первобытная археология Сибири. Л.: Наука, 1975. С. 78 – 84.
9. Грязнов М. П., Пшеницына М. Н. Курганы IV – III вв. до н. э. на оз. Сарагаш // КСИА. 1966. Вып. 107. С. 62 – 68.
10. Завитухина М. П. Древнее искусство на Енисее. Скифское время. Л.: Искусство, 1983. 192 с.
11. Килуновская М. Е. Произведения мелкой пластики скифского времени из Тувы // Памятники древнего и средневекового искусства. Проблемы археологии. СПб.: СПбГУ, 1994. Вып. 3.
12. Клеменц Д. А. Древности Минусинского музея. Памятники металлической эпохи. Атлас. Томск: Типография сибирской газеты, 1886.
13. Королькова Е. Ф. Иконография образа хищной птицы в скифском зверином стиле VI – IV вв. до н. э. // Проблемы археогии. Вып. 4. СПбГУ, 1998.
14. Наглер А. О стилизованных изображениях оленей на оленных камнях Центральной Азии // Terra Scythika. Материалы Международного симпозиума «Terra Scythika». Новосибирск: изд-во ИАиЭ СО РАН, 2011.
15. Полторацкая В. Н. Памятники эпохи ранних кочевников в Туве // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 8. Л., М.: изд-во Гос. Эрмитажа, 1966. С. 78 – 102.
16. Руденко С. И. Горноалтайские находки и скифы // Итоги и проблемы современной науки. М.; Л., 1952. 268 с.
17. Рукавишникова И. В. Многофигурные композиции с антропоморфными сценами в контексте звериного стиля // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. СПб.; М.; Новгород, 2011. Т. 1. С. 373 – 376.
18. Седых В. Н. Тагарский курган у с. Калы в Хакасии // Археологические исследования в районе новостроек Сибири. М.: Наука, 1985. С. 158 – 167.
19. Хлобыстина М. Д. Многофигурные изображения в зверином стиле из Восточной Сибири // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974.
20. Членова Н. Л. Скифский олень // Памятники скифо-сарматской культуры. М.: АН СССР, 1962. С. 167 – 203. (МИА; № 115).
21. Членова Н. Л. Происхождение и ранняя история племён тагарской культуры. М.: Наука, 1967. 300 с.
Рецензия
Для цитирования:
Моор Н.Н. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗВЕРЕЙ НА РУКОЯТИ ТАГАРСКИХ НОЖЕЙ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;17(1-3):66-70.
For citation:
Moor N.N. ANIMAL STYLE ON TAGAR KNIFE HANDLES. SibScript. 2015;17(1-3):66-70. (In Russ.)