Особенности формирования отечественной исторической науки в первой четверти XVIII в. (на примере творчества князя Дмитрия Кантемира)
https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-6-1053-1064
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования российской исторической науки в пер- вой четверти XVIII в. на примере творчества князя Дмитрия Кантемира. В его произведениях отрази- лись черты, характерные для гуманитарной научной мысли периода Раннего Просвещения. Философские взгляды князя Дмитрия Кантемира основаны на православном христианстве, при этом провиденциализм и супернатурализм, свойственные средневековым историческим воззрениям, в концепции Д. Кантемира существенно ограничены. Наиболее явно провиденциализм проявляется в теории четырех монархий, где представлен обобщенный взгляд автора на развитие мировой истории как последовательную смену величия ряда могущественных империй. В последней, четвертой, монархии автор видит Россию, пророча ей великую роль нового центра мировой истории. В произведениях Дмитрия Кантемира мы нахо- дим широкий спектр объективных факторов, влияющих на исторический процесс: географическое поло- жение страны, природные богатства, социально-экономическое развитие, сложная мотивация отдель- ных участников событий. В концепции Дмитрия Кантемира прослеживается возможность божественного влияния на ход истории через отдельных людей. Это видно в описании историком великих правителей Молдавии, наделенных неограниченной властью и защищающих свою страну от неотвратимой угрозы Османской империи. Князь Дмитрий Кантемир является последовательным сторонником идеологии абсо- лютизма, считающим самодержавную власть справедливого монарха обязательным условием процветания страны. Изучение творческого наследия Д. Кантемира позволяет исследователю отследить направление и выявить важнейшие характеристики развития отечественной исторической науки в период ее форми- рования в первой четверти XVIII в.
Об авторах
Михаил Юрьевич ШляховРоссия
Нижний Новгород
Scopus Author ID: 57188672186
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Нина Владимировна Старикова
Россия
Нижний Новгород
Scopus Author ID: 58934042800
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVII – первая четверть XVIII века). М.: Наука, 1976. 456 c.
2. Бабий А. И. Дмитрий Кантемир. М.: Мысль, 1984. 173 с.
3. Густерин В. П. Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир. М.: Восточная книга, 2008. 111 с. https://elibrary.ru/qpmzlz
4. Ермуратский В. Н. Общественно-политические взгляды Дмитрия Кантемира. Кишинев: Госиздат Молдавии, 1956. 104 с.
5. Кантемир Д. Избранные философские произведения. Кишинев: Cartea Moldovei, 2003. 360 с. https://elibrary.ru/qwhfpt
6. Кантемир Д. Описание Молдавии: факсимиле, латинский текст и русский перевод Стурдзовского списка. СПб.: Нестор-История, 2011. 434 с.
7. Круглов А. Н. О понятии просвещения в русской философии XVIII века. Христианское чтение. 2023. № 1. С. 225–245. https://doi.org/10.47132/1814-5574_2023_1_225
8. Пештич С. Л. Русская историография XVIII века. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. Ч. 1. 276 с.
9. Рубинштейн Н. Л. Русская историография. СПб.: СПбГУ, 2008. 938 с. https://elibrary.ru/vmxtut
10. Рыженков М. Р. Дмитрий Кантемир и его документальное наследие в Российском государственном архиве древних актов. Восточный архив. 2012. № 1. С. 6–13. https://elibrary.ru/paycrl
11. Савина Л. В., Романов А. И. Становление научной философии в России: «ученая дружина» Петра I. Духовный арсенал. 2022. № 2. С. 61–68. https://elibrary.ru/xarowv
12. Сахаров А. М. Историография истории СССР: Досоветский период. М.: Высш. шк., 1978. 256 с.
13. Скопа В. А. Русское просвещение и православная культура: диалектика взаимодействия (по материалам XVIII века). Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2025. № 1. С. 80–83. https://elibrary.ru/vqozns
14. Хватаева Н. П. Развитие концепта «духовность-нравственность» в отечественном педагогическом образовании последнего столетия. Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12. № 2. С. 3–23. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-3
15. Цвиркун В. И. Димитрий Кантемир: страницы жизни в письмах и документах. СПб.: Нестор, 2010. 411 с. https://elibrary.ru/qprmyf
16. Цвиркун В. И. Молдавский господарь Димитрий Кантемир: государственная и общественная деятельность в Российской империи. Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (к 300-летию Российской империи): XVIII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 29–30 апреля 2021 г.) СПб.: СПбУ МВД России, 2021a. Ч. 1. С. 316–328. https://elibrary.ru/ehllag
17. Цвиркун В. И. Дмитрий Кантемир и Петр Первый. Эволюция отношений. Stratum Plus. Археология и культурная антропология. 2023. № 6. С. 15–26. https://doi.org/10.55086/sp2361526
18. Цвиркун В. И. Политическая и государственная деятельность Дмитрия Кантемира в России. Stratum Plus. Археология и культурная антропология. 2021b. № 5. С. 423–434. https://doi.org/10.55086/sp215423434
19. Цвиркун В. И. Эпистолярное наследие Димитрия Кантемира. Жизнь и судьба в письмах и бумагах. Кишинев: Stiinta, 2008. 358 с. https://elibrary.ru/qpruzl
20. Черепнин Л. В. Русская историография до XIX века. М.: МГУ, 1957. 306 с. https://elibrary.ru/twujek
21. Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 года. 2-е изд., испр. и доп. М.: Культура, 1993. 761 с.
22. Элезович Д. М. Значение сочинений Дмитрия Кантемира для западной просветительской историографии (на примере рукописи «История Турции» XVII в.). Русин. 2021. № 63. С. 34–42. https://doi.org/10.17223/18572685/63/3
23. Apostolache I. Orthodoxy and culture, tradition and Romanian spirit over the centuries. Apologetics ideas in the thought of Dmitri Cantemir. Teologia i Czlowiek, 2017, (4): 263–276.
24. Bădărău D. Filozofia lui Dimitrie Cantemir. Bucureşti, 1964, 410.
25. Chiriac А., Celac V. Historical Modernism and the Entangled Networks of the Enlightenment. Dimitrie Cantemir’s Descriptio Moldaviae During the Long 18th Century and the Beginning of the 19th Century. Philobiblon, 2023, 28(2): 235–248. https://doi.org/10.26424/philobib.2023.28.2.04
26. Dimitrie Cantemir: Fürst der Moldau, Gelehrter, Akteur der europäischen Kulturgeschichte, Hrsg. Bochmann K., Dumbrava V. Leipzig: Leipziger Universitätsverlag, 2008, 312.
27. Esanu S., Еsаnu V. Descrierea Moldovei de Dimitrie Cantemir în cultura europeană. Chisinau, 2004, 595.
28. Feodorov I., Petrova Yu. I., Cândea V. Dimitrie Cantemir, salvation of the sage and ruin of the sinful world. Toronto: Brill, 2016, 516.
29. Joita M. Timp și istorie în opera lui Cantemir: Surse, resurse, ecouri: Un eseu de istoria mentalităților. Craiova: Scrisul Românesc, 2004, 212.
30. Kenny A. The rise of modern philosophy: A new history of Western philosophy. Vol. 3. Great Britain. OUP Oxford, 2006, 376.
31. Leezenberg M. The oriental origins of orientalism: The case of Dimitrie Cantemir. The making of the humanities. Vol. II: From Early Modern to modern disciplines, eds. Bod R., Maat J., Weststeijn T. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2012, 243–263. https://doi.org/10.26530/OAPEN_429447
32. Panaitescu P. P. Dimitrie Cantemir. Viata si opera. Bucuresti: Academiei, 1958, 707.
33. Popescu-Judetz E. Dimitrie Cantemir. Cartea stiintei muzicii. Bucureşti: Editura muzicală, 1973, 408.
34. Sorohan E. Cantemir în cartea hieroglifelor. Bucuredti: Minerva, 1978, 285.
35. Tarălungă Е. Dimitrie Cantemir. Contribuții documentare lа un portret. Bucuresti, 1989, 423.
Рецензия
Для цитирования:
Шляхов М.Ю., Старикова Н.В. Особенности формирования отечественной исторической науки в первой четверти XVIII в. (на примере творчества князя Дмитрия Кантемира). СибСкрипт. 2025;27(6):1053-1064. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-6-1053-1064
For citation:
Shlyakhov M.Yu., Starikova N.V. Russian Historical Science in the First Quarter of the 18th Century: Prince Dimitrie Cantemir. SibScript. 2025;27(6):1053-1064. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-6-1053-1064
































