Газета «Красная Шория» как источник по истории развития туризма в Горной Шории (1999–2010 гг.)
https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-6-1042-1052
Аннотация
Растущая популярность туристической индустрии в Кемеровской области – Кузбассе делает необходимым научное осмысление и систематизацию знаний, в том числе на примере локальной периодической печати. Цель – выявить роль и возможности локальной газеты Таштагольского района «Красная Шория» как источника по истории развития туризма в Горной Шории в период 1999–2010 гг. На основе изучения публикаций восстановлены ключевые этапы трансформации Шерегеша из горнодобывающего поселка в федерально значимый туристский центр: от принятия концепции и целевых программ развития до инфраструктурного строительства. Особое внимание уделено противоречиям в развитии горно лыжного комплекса, включая конфликт спортивных и туристических интересов, социальные проблемы: рост цен на жилье, работа в серой зоне местных жителей. Выделяется роль периодического издания не только как источника по хронологии событий, но и как инструмента влияния на местных жителей, инструмента лоялизации населения, формирующего позитивные образы преобразований через акцент на социальных проектах. Публикации газеты содержат уникальные свидетельства современников, статистические данные, официальные заявления, документы и экспертные оценки, которые позволяют составить картину развития СТК «Шерегеш» в 1999–2010 гг. и раскрыть многогранность процесса развития, включая аспекты, не отраженные в официальных документах, что делает газету «Красная Шория» ценным источником для изучения развития горнолыжного комплекса.
Ключевые слова
Об авторе
Екатерина Александровна ФилоноваРоссия
Кемерово
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Айларова Н. Ю., Васина А. В., Кирьянова Л. Г., Юматов К. В. Этапы развития спортивно-туристского комплекса «Шерегеш». Развитие производительных сил Кузбасса: история, современный опыт, стратегия будущего: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 17–23 ноября 2023 г.) М.: РАН, 2024. С. 444–449. https://elibrary.ru/wlbbxz
2. Буторин М. В. Районная печать в контексте прошлого и настоящего времени. Медиаисследования. 2020. № 7. С. 53–60. https://elibrary.ru/shzlyf
3. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. 2-е изд., испр. М.: МедиаМир, 2014. 280 c.
4. Видная О. Е. Некоторые проблемы типологии региональной прессы в свете формирования информационного рынка. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 4. С. 174–178. https://elibrary.ru/kxrrnt
5. Выровцева Е. В. Городская и районная газета в мультимедийном пространстве (самарский регион). Медиа в современном мире. 54-е Петербургские чтения: Междунар. науч. форум. (Санкт-Петербург, 22–24 апреля 2015 г.) СПб.: ВШЖиМК, 2015. С. 188–190.
6. Девдариани Н. В., Рубцова Е. В. Исторические этапы развития региональной и локальной прессы России и ее современные особенности. Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 1. С. 219–222. https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0901-0050
7. Дегальцева А. В., Сиротинина О. Б. Изменения в информационных и аналитических жанрах современных СМИ. Жанры речи. 2023. Т. 18. № 2. С. 155–165. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2023-18-2-38-155-165
8. Дементьева К. В. Стагнация печатных СМИ региона и перспективы их развития. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2022. № 4. С. 94–97. https://elibrary.ru/pbieoj
9. Загидуллина М. В., Симакова С. И., Александров Л. Г., Свитич Л. Г., Соколова Е. А., Выровцева Е. В., Распопова С. С., Балмаева С. Д., Тулупов В. В., Пугачев В. В., Ершов Ю. М., Олешко В. Ф., Сумская А. С., Сумской П. Ф., Сафонов А. В., Филиппов Д. Е., Сафронова А. О. Судьба печатной прессы в эпоху Интернета. Челябинск: ЧелГУ, 2018. 181 с. https://elibrary.ru/urtvir
10. Касаткин С. С. Печатные СМИ в России: основные факторы формирования и этапы трансформации (конец XX – начало XXI в.). Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. № 4. С. 117–124. https://elibrary.ru/sgmaxf
11. Касютин В. Л. Российская местная пресса: воздействие финансово-экономического кризиса. Медиаскоп. 2011. № 1. https://elibrary.ru/ohkhhj
12. Киршин Б. Н. Конвергенция: опыт практической реализации (смена стратегии медиатекста). Вестник ЧелГУ. 2013. № 29. С. 77–81. https://elibrary.ru/rnopmx
13. Копытов А. И. Гора с горой… Кемерово: Сибирский бизнес, 2003. 103 с.
14. Лизунова И. В. От газеты к Интернету: процессы трансформации массмедиа. Библиосфера. 2011. № 3. С. 31–36. https://elibrary.ru/nxkjnv
15. Матяж В. В. Тенденции развития рынка периодической печати в России и его типология. Филология, иностранные языки и медиакоммуникации: симпозиум XV (XLVII) Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 1–30 апреля 2020 г.) Кемерово: КемГУ, 2020. С. 100–102. https://elibrary.ru/jgrofv
16. Минеев А. Н., Милосердова Е. Е. Исследование и анализ рынка печатных СМИ. Теория и практика общественного развития. 2022. № 3. С. 74–79. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.3.10
17. Мисонжникова М. Б. Особенности функционирования печатной прессы в структуре СМИ первой четверти XXI века. Пушкинские чтения – 2022. Классическая и новая словесность в XXI веке: жанр, автор, текст, медиатизация: XXVII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 6–7 июня 2022 г.) СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2022. С. 209–214. https://elibrary.ru/bcmktc
18. Олешко Е. В. Местная пресса как актор межкультурных коммуникаций. (Жизнь газет после «смерти», или Как им конкурировать с Интернетом?). Известия УрФУ. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2014. Т. 129. № 3. С. 36–44. https://elibrary.ru/spwtgt
19. Пятовский А. А. История создания горнолыжного курорта Шерегеш в Кемеровской области (1990–2003 гг.). Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 150–158. https://doi.org/10.17223/15617793/432/20
20. Ревенко А. А. Предпосылки возникновения и этапы становления печатных изданий о путешествиях. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 6. С. 7–18. https://doi.org/10.17223/19986645/36/13
21. Ростовская Ю. В. Журналы путешествий. История развития специализированной периодики в России. Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2. С. 206–212. https://elibrary.ru/qiytij
22. Ростовская Ю. В., Виктовская Н. Г. Туристическая пресса: этапы становления. Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2015. № 2. С. 306–316.
23. Тулупов В. В. Современная региональная пресса: достижения, проблемы и угрозы. Вестник Академии медиаиндустрии. 2024. № 1. С. 101–106. https://elibrary.ru/butbdm
24. Филонова Е. А. Программы стратегического развития территории как источник по истории развития СТК «Шерегеш». Актуальные вопросы истории, археологии, философии, международных отношений и туризма: Симпозиум XIX (LI) Междунар. науч. конф. (Кемерово, 25 апреля 2024 г.) Кемерово: КемГУ, 2024. С. 244–248. https://elibrary.ru/pjhjgp
25. Шувалов С. С. Основные модели коммерциализации в печатном сегменте российских СМИ. Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2014. № 2. С. 258–263. https://elibrary.ru/szztcz
Рецензия
Для цитирования:
Филонова Е.А. Газета «Красная Шория» как источник по истории развития туризма в Горной Шории (1999–2010 гг.). СибСкрипт. 2025;27(6):1042-1052. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-6-1042-1052
For citation:
Filonova E.A. History of Tourism Development in Shoria Mountains (1999–2010): The Krasnaya Shoria Newspaper. SibScript. 2025;27(6):1042-1052. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-6-1042-1052
































