Воображаемый советский город в дневниках школьников (1945–1953 гг.)
https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-6-983-998
Аннотация
Целью исследования является выявление паттернов социального воображения советских подростков, находящихся на пороге самостоятельной взрослой жизни, в послевоенный период. Изучение их представлений о собственной роли в коллективном проекте будущего позволит определить и более точно описать место социализма в жизненном мире советской молодежи. Хронологические рамки исследования охватывают период 1945–1953 гг. Материалом послужили дневники советских школьников. Сельский подросток, горожанин и новосибирская школьница по-разному писали о собственной жизни. Институционально их объединили принадлежность к советской школе и принятие ценностей модернизирующегося общества: культ образованности, естественная вертикальная мобильность и дифференцированность социальной среды. Клара Гайнутдинова объединила принцип рационализма с идеализированными представлениями о справедливости и равноправии, заимствованными из этического кодекса коммунистической утопии. Николай Козаков создал утопичный нарратив о наукограде, частью которого он видел себя в качестве крупного исследователя природы и фауны. Арнольд Ожегов мечтал о замене политических догм на драматический текст, одним из авторов которого хотел видеть себя. Он был бы не против отредактировать социальную структуру социалистического общества, поставить литераторов и интеллектуалов (властителей разума) на места, занятые партийными начальниками. Фундаментом работы социального воображения представителей послевоенной молодежи стали нормы, ценности и символические коды урбанизированной версии советской культуры. Их коллективный социализм мог быть только городским.
Об авторе
Андрей Николаевич КабацковРоссия
Пермь
Scopus Author ID: 57200106463
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986. 543 с. https://elibrary.ru/vqmugt
2. Бойм С. Как сделана «советская субъективность». Ab Imperio. 2002. № 3. С. 285–297. https://elibrary.ru/pczpgb
3. Бранденбергер Д. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания. 1931–1956. СПб.: Акад. проект; ДНК, 2009. 416 с.
4. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с. https://elibrary.ru/sguyor
5. Добренко Е. Сады соцреализма: к культурной топографии сталинской эпохи. Revue des Études Slaves. 1998. № 70 4. С. 889–908. https://doi.org/10.3406/slave.1998.6560
6. Зарецкий Ю. П. Вступительное слово. In: Веселкова Н. В., Годунов К. В., Голубинов Я. А., Граматчикова Н. Б., Давыденко М. Г., Зарецкий Ю. П. и др. Эго-документы: Россия в первой половине XX века в межисточниковых диалогах. М.-Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2021. С. 6–28.
7. Кабацков А. Н., Казанков А. И. Новая жизнь советского города. Мир России. Социология. Этнология. 2010. Т. 19. № 2. С. 131–147. https://elibrary.ru/ndswan
8. Каспэ И. М. От редактора. Статус документа: Окончательная бумажка или отчужденное свидетельство?, ред. И. М. Каспэ. М.: НЛО, 2013. С. 5–18.
9. Келли К. «Школьный вальс»: повседневная жизнь советской школы в послесталинское время. Антропологический форум. 2004. № 1. С. 104–155.
10. Коткин С. Говорить по-большевистски. Американская русистика. Вехи историографии последних лет. Советский период, сост. М. Дэвид-Фокс. Самара: СамГУ, 2001. С. 250–328.
11. Кукулин И., Майофис М., Сафронов П. Намывая острова: позднесоветская образовательная политика в социальных контекстах. In: Кукулин И., Майофис М., Сафронов П., Галъмарини М. К., Бачевич Я., Дмитриев А., Димке Д., Ковай М., Нойманн Э., Козлов Д., Ландаль И., Казаков Е., Беляева Г., Михайлин В., Ямбург Е. А. Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е). М.: НЛО, 2015. С. 5–32.
12. Купина Н. А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. Екатеринбург-Пермь: УрГУ, 1995. 144 с. https://elibrary.ru/siqgfb
13. Лебеденко Е. Ю., Суржикова Н. В. Дневник (не)обыкновенной женщины: диалоги со временем и поиски себя. Вестник Пермского университета. История. 2021. № 1. С. 168–180. https://doi.org/10.17072/2219-3111-2021-1-168-180
14. Лейбович О. Л. «На полке позабытых книг…»: сталинская риторика 1950-х гг. и формирование новой хозяйственной политики. 1953-й. Подведение итогов и выбор пути: XV Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 21–24 июня 2023 г.) М.: РОССПЭН, 2023. С. 69–77. https://elibrary.ru/punbdi
15. Лейбович О. Л. В городе М.: очерки социальной повседневности советской провинции в 40–50-х гг. 2-е изд., испр. М. РОССПЭН; Фонд Первого президента России Б. Н. Ельцина, 2008. 295 с.
16. Лейбович О. Л. Магия слов в советской культуре. Русский язык в контексте современной культуры: Междунар. конф. (Екатеринбург, 29–31 октября 1998 г.) Екатеринбург: УрГУ, 1998. С. 91–92.
17. Лейбович О. Л., Колдушко А. А., Казанков А. И., Станковская Г. Ф., Чащухин А. В., Кабацков А. Н., Шабалин В. В., Кимерлинг А. С., Шевырин С. А. «Включен в операцию». Массовый террор в Прикамье в 1937–1938 гг. 2-е изд., перераб. М.: РОССПЭН; Фонд Первого президента России Б. Н. Ельцина, 2009. 318 с. https://elibrary.ru/suipsf
18. Ляшок А. С. «Дети перестройки»: жизненные миры школьников 1980-х – 1990-х годов. Вестник Пермского университета. История. 2013. № 2. С. 148–155. https://elibrary.ru/rckojr
19. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с.
20. Милютин Н. А. Проблема строительства социалистических городов. М.-Л.: Гос. изд-во, 1930. 83 с.
21. Мордвинцева А. В. Послевоенная городская повседневность: Тюмень и тюменцы в 1945–1953 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2010. 25 с. https://elibrary.ru/zodiaj
22. Николаева В. Г. 97.03.024. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 1997. № 3. С. 169–196. https://elibrary.ru/hkuwbj
23. Савельева И. М. Личная история vs Великий нарратив в дневниках военного времени. In: Веселкова Н. В., Годунов К. В., Голубинов Я. А., Граматчикова Н. Б., Давыденко М. Г., Зарецкий Ю. П. и др. Эго-документы: Россия в первой половине XX века в межисточниковых диалогах. М.-Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2021. С. 29–60.
24. Савкина И. Л. Разговоры с зеркалом и Зазеркальем: автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. М.: НЛО, 2007. 416 с. https://elibrary.ru/qsyvhd
25. Сивков Д. Ю. Как работать с дневниками? Пути России. 2024. Т. 2. № 2. С. 31–35. https://elibrary.ru/emmdao
26. Стась И. Н. Урбанизация в умах: сталинское «право на город», советская субъективность и практики гражданства в Ханты-Мансийске. Антропологический форум. 2022. № 52. С. 84–132. https://doi.org/10.31250/1815-8870-2022-18-52-85-132
27. Суржикова Н. В. Эго-документы: интеллектуальная мода или осознанная необходимость? (вместо предисловия). История в эго-документах: Исследования и источники, науч. ред. Н. В. Суржикова. Екатеринбург: АсПУр, 2014. C. 6–13. https://elibrary.ru/ztjmib
28. Хелльбек Й. Революция от первого лица: дневники сталинской эпохи. М.: НЛО, 2017. 424 с.
29. Фокин А. А. «Коммунизм не за горами». Образы будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950–1960-х годов. М.: РОССПЭН, 2017. 225 с.
30. Фокин А. А. Форпосты социализма: культурный ландшафт уральских городов. Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 78. С. 92–96. https://doi.org/10.17223/19988613/78/12
31. Чащухин А. В. «Отсутствие целей урока ведет к безыдейности в преподавании истории». Габитус и дискурс работников отделов народного образования начала 1950-х годов. Вопросы образования. 2015. № 1. С. 234–251. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-1-234-251
32. Wirth L. Urbanism as a way of life. American Journal of Socioligy, 1938, 44(1): 1–24.
Рецензия
Для цитирования:
Кабацков А.Н. Воображаемый советский город в дневниках школьников (1945–1953 гг.). СибСкрипт. 2025;27(6):983-998. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-6-983-998
For citation:
Kabatskov A.N. Imaginary Soviet City in High School Students’ Diaries (1945–1953). SibScript. 2025;27(6):983-998. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-6-983-998
































