Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Анализ компонентов эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-852-864

Аннотация

Эмоциональный интеллект выступает в качестве важного компонента общего психического здоровья и социальной адаптации, что обуславливает актуальность его исследования. В статье рассмотрены подходы к пониманию психологического феномена эмоциональный интеллект дошкольника как зарубежными, так и отечественными авторами. В данном исследовании акцент направлен на анализ трех компонентов эмоционального интеллекта, что позволяет выделить ключевые элементы, способствующие гармоничному развитию личности в детском возрасте. Цель – изучить аспекты формирования эмоционального интеллекта у детей в старшем дошкольном возрасте. Авторами рассматривается аспект развития эмоционального интеллекта как многомерного явления, что позволяет глубже понять влияние эмоциональных навыков на общую психологическую адаптацию детей. Выделены и рассмотрены компоненты эмоционального интеллекта: распознавание и идентификация эмоций, регуляция эмоциональных состояний, осознание эмоций и чувств. Результаты проведенного качественного и количественного анализа позволили выделить следующие аспекты: дети обнаруживают способность различать и осознанно проявлять основные эмоции: радость, гнев, печаль, страх, спокойствие, удивление; уровень выражения эмоций проявляется на среднем уровне, тогда как способность осмысливать и описывать эмоции проявляется на уровне ниже среднего; выход из возникшей конфликтной ситуации дети, как правило, видят в моделях конструктивного взаимодействия.

Об авторах

Алена Петровна Архипова
Детский сад № 146
Россия

Тюмень


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Дмитрий Николаевич Долганов
Тюменский государственный университет
Россия

Тюмень

Scopus Author ID: 36478516600


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57–65. https://elibrary.ru/pycjpj

2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78–87. https://elibrary.ru/qcbpyb

3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям, ред. Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. М.: ИП РАН, 2009. С. 31–39. https://elibrary.ru/ywcpgd

4. Аникина А. П., Барабанова М. С. Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Наука и школа. 2020. № 3. С. 197–204. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2020-3-197-204

5. Архипова А. П., Васягина Н. Н. К вопросу об эмоциональном интеллекте и условиях его развития в дошкольном возрасте. Развитие человека в современном мире. 2022. № 2. С. 18–26. https://elibrary.ru/veyqsc

6. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта. Вестник Бурятского государственного университета. 2013. 2013. № 5. С. 24–31. https://elibrary.ru/qbtyjf

7. Гасан А. С. Эмоциональный интеллект как фактор благополучия межличностных отношений. Психологическое благополучие современного человека: Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 11 апреля 2018 г.) Екатеринбург: УрГПУ, 2018. Т. 2. С. 13–21. https://elibrary.ru/iwxifc

8. Готтман Д., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. 4-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.

9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 544 с.

10. Дегтярев А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии. Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2012. № 2. С. 170–180. https://elibrary.ru/pdprdl

11. Деревянко С. П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям, ред. Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. М.: ИП РАН, 2009. С. 90–113.

12. Захарова Е. И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции. Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 24–29. https://elibrary.ru/jxklth

13. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. М.: Академия, 2004, 288 с. https://elibrary.ru/qxjgaz

14. Карелина И. О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс. Прага: Sociosféra-CZ, 2017. 178 с. https://doi.org/10.24045/book.2017.4

15. Кудряшова Т. Ю. Особенности развития компонентов эмоционального интеллекта на этапе дошкольного детства. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 297–300. https://elibrary.ru/yuknvr

16. Лисовская Е. Б. Самоактуализирующаяся личность. Научно-техническая революция и социальная психология: межгород. конф., отв. ред. Б. Д. Парыгин. М.: Наука, 1981. С. 76–84.

17. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования, ред. Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. М.: ИП РАН, 2004. С. 29–36. https://elibrary.ru/uvgygb

18. Нгуен М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Культурно-историческая психология. 2007a. № 3. С. 46–51. https://elibrary.ru/jxuiut

19. Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта. Ребенок в детском саду. 2007b. № 5. С. 80–87.

20. Прозументик О. В., Жигалова Н. В. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте. Пермский педагогический журнал. 2023. № 14. С. 80–83. https://elibrary.ru/tdvheh

21. Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста. Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 24–36. https://elibrary.ru/qcbjid

22. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха. Вестник практической психологии образования. 2006. № 1. С. 30–38. https://elibrary.ru/ygdylv

23. Сергиенко Е. А., Марцинковская Т. Д., Изотова Е. И., Лебедева Е. И., Рачугина А. Ю., Дубовская Е. М. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы. М.: Дрофа, 2019. 248 с. https://elibrary.ru/aqmbdk

24. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003. 158 с. https://elibrary.ru/qxgvej

25. Стожарова М. Ю., Кузнецова И. О. Изучение уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. 2020. № 5. С. 49–57. https://elibrary.ru/udmmax

26. Телегин А. А. Формирование потребности студентов в самоактуализации в процессе обучения в педагогическом университете: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2002. 221 с. https://elibrary.ru/nmdbkf

27. Филиппова О. Г., Терещенко М. Н., Батенова Ю. В., Прохорова А. А. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 370–374. https://elibrary.ru/qiwrqp

28. Чернобровкин В. А., Тупикина Д. В., Павлюченко Е. А., Карлова Ю. В., Яковлева Е. В. Использование художественных произведений в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Перспективы науки и образования. 2021. № 4. С. 327–342. https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.21

29. Юдина М. Г. Эмоциональный интеллект в дошкольном возрасте и его исследования. Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN124.pdf (accessed 10 Mar 2025). https://elibrary.ru/lfnwok

30. Юрьева О. В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 55–61. https://elibrary.ru/tytags

31. Bar-On R. Emotional intelligence: An integral part of positive psychology. South African Journal Psychology, 2010, 40(1): 54–62.

32. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema, 2006, (18 Suppl): 13–25.

33. Stoica A. M., Roco M. The role of the emotional intelligence in kindergarden children's development. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2013, 78: 150–154. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.269

34. Terzioğlu T. E. Relationship between emotional skills of preschoolers and emotional intelligence of their teachers and mothers: Thesis Diss. Middle East Technical University, 2018, 226.

35. Volik N. Emotional intelligence of older preschoolers: Diagnostics of the development level. Knowledge, Education, Law, Management, 2021, (6): 9–17. https://doi.org/10.51647/kelm.2021.6.2.


Рецензия

Для цитирования:


Архипова А.П., Долганов Д.Н. Анализ компонентов эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. СибСкрипт. 2025;27(5):852-864. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-852-864

For citation:


Arkhipova A.P., Dolganov D.N. Emotional Intelligence Structure in Preschool Children. SibScript. 2025;27(5):852-864. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-5-852-864

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)