Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Особенности альтернативной и дополнительной коммуникации в образовательном процессе школьников с нарушением интеллектуального развития

https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-2-345-361

EDN: fiqnrm

Аннотация

   Рассмотрены особенности восприятия графических и текстовых символов детьми с интеллектуальными нарушениями, с акцентом на синдром олигофрении.

   Актуальность исследования обусловлена увеличением числа детей с первичной инвалидностью в России, что подчеркивает необходимость эффективных средств коммуникации в инклюзивном образовании.

   Цель – выявить особенности восприятия графических и текстовых стимулов при нарушениях интеллекта.

   Задачи: выявить основные затрудненияь в реализации инклюзивного подхода в системе образования; описать основные характеристики, влияющие на восприятие графических и текстовых стимулов у детей с нарушениями интеллекта; описать основные недостатки в существующих исследованиях альтернативной коммуникации. Основным методом стал системный анализ научных источников, расположенных на платформах электронных библиотек и поисковиков: PubMed, eLibrary, КиберЛенинка, ResearchGate, Google Scholar. Анализ научных публикаций отечественных и зарубежных авторов за период 2018–2024 гг., освещающих вопросы альтернативной и дополнительной коммуникации детей с нарушениями развития, отражает основные когнитивные особенности учащихся с интеллектуальными нарушениями и подчеркивает необходимость использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации в повседневной деятельности в качестве основы для формирования спонтанной речи и повышения социальной активности. Обзор научных исследований позволяет сделать выводы о специфике восприятия стимульного материала при интеллектуальных нарушениях. Результаты показали, что дети с нарушением интеллекта сталкиваются с серьезными трудностями в восприятии визуальных символов из-за когнитивных и сенсорных нарушений. Сформулированы основные требования к стимульному материалу альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с олигофренией.

Об авторах

О. В. Защиринская
Русская христианская гуманитарная академия имени Ф. М. Достоевского; Санкт-Петербургский государственный университет; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Россия

Оксана Владимировна Защиринская

Санкт-Петербург

Scopus Author ID: 57203567704


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



П. А. Белимова
Русская христианская гуманитарная академия имени Ф. М. Достоевского; Национальный исследовательский университет ИТМО
Россия

Полина Андреевна Белимова

Санкт-Петербург

Scopus Author ID: 57221104137


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Список литературы

1. Артемьева Н. В., Задорожная Т. В., Мамаева А. В. Мониторинг сформированности базовых предпосылок для понимания пиктографических изображений у обучающихся 1–2 классов с тяжелой умственной отсталостью. Гуманитарные науки (г. Ялта). 2018. № 2. С. 168–172. https://elibrary.ru/rtknrl

2. Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Методические аспекты работы с неговорящими детьми с использованием системы альтернативной коммуникации. Специальное образование. 2018. № 4. С. 5–20. doi: 10.26170/sp18-04-01

3. Белимова П. А. Пиктограммы как метод невербальной коммуникации для подростков с нарушением интеллектуального развития. Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 2. С. 34–40. doi: 10.24158/spp.2024.2.3

4. Белимова П. А. Способность лиц с нарушением интеллекта к интерпретации общественных знаков. Психология и психотехника. 2023. № 2. С. 101–109. doi: 10.7256/2454-0722.2023.2.40902

5. Белимова П. А., Щеглова Н. А. Восприятие и роль познавательного интереса в понимании сюжетных картинок подростками с интеллектуальной недостаточностью. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : Всерос. науч.-практ. конф. (Ульяновск, 21–22 декабря 2020 г.) Ульяновск: Зебра, 2020. С. 85–90. https://elibrary.ru/jdmlyu

6. Беляева А. О. Особенности состояния импрессивной речи младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Молодой ученый. 2020. № 48. С. 397–401. https://elibrary.ru/emsytw

7. Виноградова Д. О., Кипятков Н. Ю. Особенности биоэлектрической активности мозга у пациентов с синдромом «олигофрения». Forcipe. 2021. Т. 4. № S1. С. 585. https://elibrary.ru/rkunlm

8. Дадаева Х. Х., Исаева А. Р., Уматгириева Х. М. Биоэлектрическая активность коры головного мозга в различные возрастные периоды. Современные проблемы биологии и химии : Всерос. науч.-практ. конф. (Грозный, 27 мая 2021 г.) Грозный: ЧГУ им. А. А. Кадырова, 2021. С. 43–48. https://elibrary.ru/vgirym

9. Далимова С. А., Аграновский М. Л., Муминов Р. К. Сравнительный анализ уровня качества жизни и клинической картины у лиц с легкой степенью умственной отсталости при семейном характере олигофрении. Экономика и социум. 2020. № 6. С. 580–587. https://elibrary.ru/klffzy

10. Диневич К. В., Дунаевская Э. Б. Исследование зрительного восприятия текстов разного визуального формата у детей с умственной отсталостью. Комплексные исследования детства. 2019. Т. 1. № 2. С. 114–121. doi: 10.33910/2687-0223-2019-1-2-114-121

11. Еременко Ю. А., Залата О. А. Психофизиологические подходы к проектированию образовательного контента в иммерсивной среде. Вопросы образования. 2020. № 4. С. 207–231. doi: 10.17323/1814-9545-2020-4-207-231

12. Закрепина А. В., Стребелева Е. А. Теоретико-методические ориентиры для разработки содержания коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с умственной отсталостью I–IV классов (АООП вариант 9.1). Специальное образование. 2023. № 2. С. 16–34. https://elibrary.ru/peiotd

13. Защиринская О. В., Белимова П. А. Нарушение интерпретации пиктографических систем подростками с лёгкой умственной отсталостью. Российский психиатрический журнал. 2022. № 1. С. 46–54. doi: 10.47877/1560-957X-2022-10106

14. Исанова Н. А. Изучение произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре, политике : ХVII Всерос. молодежная науч.-практ. конф. (28–29 апреля 2022 г.) Биробиджан: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2022. С. 356–359. https://elibrary.ru/nidrti

15. Кайсманова М. П., Колядина А. А. Особенности ЭЭГ коррелятов при умственной отсталости. Forcipe. 2020. Т. 3. № S1. С. 851–852. https://elibrary.ru/mosynp

16. Каляскина М. А. Изучение особенностей нарушения памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Достижения науки и образования. 2021. № 2. С. 52–54. https://elibrary.ru/shdjck

17. Козлова К. М. Обзор способов альтернативной коммуникации, применяемых в отечественной практике специального образования. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 120–127. https://elibrary.ru/yuzhhk

18. Кузнецова М. Н., Хмелькова Е. В. Использование альтернативных средств коммуникации в развитии словаря младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями. Концепт. 2023. № 12. С. 278–285. doi: 10.24412/2304-120X-2023-12017

19. Ларина А. В. Развитие коммуникативных возможностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью через использование различных систем альтернативной коммуникации. Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : XVIII Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 12–13 апреля 2023 г.) Екатеринбург: УрГПУ, 2023. С. 141–146. https://elibrary.ru/sddzkk

20. Никишина В. Б., Природова О. Ф., Петраш Е. А., Севрюкова И. А. Глазодвигательные реакции при восприятии изображений младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости. Вестник РГМУ. 2021. № 1. С. 54–63. doi: 10.24075/vrgmu.2021.008

21. Рафикова Р. А. Теоретические аспекты социализации детей подросткового возраста с лёгкой степенью умственной отсталости. Science and Education. 2024. № 5 (3). С. 566–577.

22. Ребрейкина А. Б., Левкович К. М. Развитие когнитивных функций детей с помощью методик, использующих видеоокулографию. Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. № 4. С. 51–61. doi: 10.17759/jmfp.2023120405

23. Рябчикова Н. А. Особенности пространственно-временной синхронизации биопотенциалов головного мозга в прогностической деятельности человека. Бионика – 2022 : II Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 23–24 декабря 2022 г.) М.: Ассоциация технических университетов, 2022. С. 89–99. https://elibrary.ru/ltvlsw

24. Смирнова Ю. Е. Нейропсихологические маркеры интеллектуальных нарушений. Молодой ученый. 2021. № 1. С. 135–147. https://elibrary.ru/wdxovv

25. Столярова О. В., Агаева И. Б. Формирование импрессивной речи у старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью средствами альтернативной коммуникации. The Newman in Foreign Policy. 2021. Т. 6. № 63. С. 41–43. https://elibrary.ru/wfyise

26. Торкунова О. И., Нефедов П. В., Деркачева Д. Л. Психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Наследие В. И. Лубовского и современные тенденции развития специального и инклюзивного образования : XVI Междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 28 февраля – 1 марта 2023 г.) Курск: КГУ, 2023. С. 436–441. https://elibrary.ru/fritoy

27. Филиппова М. В. Особенности коммуникации детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта. Приоритетные направления развития науки образования : XVIII Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 10 мая 2021 г.) Пенза: Наука и просвещение, 2021. С. 82–85. https://elibrary.ru/rcngbv

28. Цветова О. А., Кряжевских Е. Г. Развитие импрессивной речи у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста через глобальное чтение. Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых : Всерос. (с междунар. уч.) студенч. науч.-практ. конф. (Пермь, 19–20 мая 2021 г.) Пермь: ПГГПУ, 2021. Вып. 9. С. 334–337. https://elibrary.ru/pvvkso

29. Шаповалова О. Е. Изучение воображения умственно отсталых детей. Наука и школа. 2019. № 5. С. 179–184. https://elibrary.ru/tiuivj

30. Abad F., Cuvi J., Cedillo P., Prado D., Collaguazo C., Sánchez W. usability model of augmentative and alternative communication systems and pictographic systems in people with disabilities. 2021 Eighth International Conference on eDemocracy & eGovernment (ICEDEG), Quito, Ecuador, 2021, 95–102. doi: 10.1109/ICEDEG52154.2021.9530909

31. Arias-Flores H., Zapata M., Sanchez-Gordon S., Cedillo P. Communication support for older adults through pictograms. International Conference on Human-Computer Interaction, eds. Stephanidis C., Antona M., Ntoa S., Salvendy G. Cham: Springer Nature Switzerland, 2023, 411–417. doi: 10.1007/978-3-031-35992-7_56

32. Babb S., McNaughton D., Light J., Caron J. "Two friends spending time together": The impact of video visual scene displays on peer social interaction for adolescents with autism spectrum disorder. Language, Speech, and Hearing Services in Schools, 2021, 52(4): 1095–1108. doi: 10.1044/2021_LSHSS-21-00016

33. Carnett A., Devine B., Ingvarsson E. T., Esch B. A systematic and quality review of augmentative and alternative communication interventions that use core vocabulary. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 2023, 1–17. doi: 10.1007/s40489-023-00399-x

34. Chapin S. E., McNaughton D., Light J., McCoy A., Caron J., Lee D. L. The effects of AAC video visual scene display technology on the communicative turns of preschoolers with autism spectrum disorder. Assistive Technology, 2022, 34(5), 577–587. doi: 10.1080/10400435.2021.1893235

35. Dada S., Flores C., Bastable K., Schlosser R. W. The effects of augmentative and alternative communication interventions on the receptive language skills of children with developmental disabilities : A scoping review. International Journal of Speech-Language Pathology, 2020, 23(3): 247–257. doi: 10.1080/17549507.2020.1797165

36. Elsahar Y., Hu S., Bouazza-Marouf K., Kerr D., Mansor A. Augmentative and alternative communication (AAC) advances: A review of configurations for individuals with a speech disability. Sensors (Basel), 2019, 19(8). doi: 10.3390/s19081911

37. Elshani H., Dervishi P. E., Ibrahimi S., Nika A., Kuqi M. M. The impact of cognitive impairment in children with intellectual disabilities. Journal of International Cooperation and Development, 2020, 3(2): 25–36. doi: 10.36941/jicd-2020-0013

38. Jenner L. A, Farran E. K, Welham A., Jones C., Moss J. The use of eye-tracking technology as a tool to evaluate social cognition in people with an intellectual disability : A systematic review and meta-analysis. Journal of Neurodevelopment Disorders, 2023, 15(1). doi: 10.1186/s11689-023-09506-9

39. Keller J., Ruthruff E., Keller P. Mindfulness and speed testing for children with learning disabilities: Oil and water? Reading & Writing Quarterly, 2019, 35(2): 154–178. doi: 10.1080/10573569.2018.1524803

40. Kudo M. Graphic design of pictograms focusing on the comprehension of people with intellectual disabilities – the next step in standardization: Pictogram design and evaluation methods. Visible Language, 2022, 56(3): 58–85.

41. Langarika-Rocafort A., Mondragon N. I., Etxebarrieta G. R. A systematic review of research on augmentative and alternative communication interventions for children aged 6–10 in the last decade. Language, Speech, and Hearing Services in Schools, 2021, 52(3): 899–916. doi: 10.1044/2021_LSHSS-20-00005

42. Lorah E. R., Griffen B. Teaching children with autism traveling skills for using a speech-generating device for manding. Journal of Developmental and Physical Disabilities, 2023, 35(3): 509–522. doi: 10.1007/s10882-022-09863-8

43. Lorah E. R., Holyfield C., Griffen B., Caldwell N. A systematic review of evidence-based instruction for individuals with autism using mobile augmentative and alternative communication technology. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 2024, 11(3): 210–224. doi: 10.1007/s40489-022-00334-6

44. Ollomani F., Imeri Y. Psycho-linguistic development of children with disabilities. International Journal of Business and Applied Social Science, 2020, 6(7): 51–54. doi: 10.33642/ijbass.v6n7p6

45. Olsen M. I., Halvorsen M. B., Søndenaa E., Strand B. H., Langballe E. M., Årnes A., Michalsen H., Larsen F. K., Gamst W., Bautz-Holter E., Anke A. Factors associated with non-completion of and scores on physical capability tests in health surveys: The North health in intellectual disability study. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 2022, 35(1): 231–242. doi: 10.1111/jar.12942

46. Rensfeld Flink A., Thunberg G., Nyman A., Broberg M., Åsberg Johnels J. Augmentative and alternative communication with children with severe/profound intellectual and multiple disabilities: Speech language pathologists’ clinical practices and reasoning. Disability and Rehabilitation: Assistive Technology, 2024, 19(3): 962–974. doi: 10.1080/17483107.2022.2137252

47. Shevchenko Y., Dubiaha S., Kovalova O., Varina H., Svyrydenko H. Neuropsychological peculiarities of cognitive functions of speech-impaired junior pupils. Conhecimento & Diversidade, 2023, 15(40): 322–339. doi: 10.18316/rcd.v15i40.11252

48. Sigafoos J., Roche L., Tait K. Challenges in providing AAC intervention to people with profound intellectual and multiple disabilities. Augmentative and alternative communication: Challenges and solutions, ed. Ogletree B. T. San Diego, 2021, 229–252.

49. Srinivasan S., Patel S., Khade A., Bedy G., Mohite J., Sen A., Poovaiah R. Efficacy of a novel augmentative and alternative communication system in promoting requesting skills in young children with autism spectrum disorder in India: A pilot study. Autism & Development Language Impairmebts, 2022, 7. doi: 10.1177/23969415221120749

50. Wilkinson K. M., Wolf S. J. An in-depth case description of gaze patterns of an individual with cortical visual impairment to stimuli of varying complexity: Implications for augmentative and alternative communication design. Perspectives of the ASHA Special Interest Groups, 2021, 6(6): 1591–1602. doi: 10.1044/2021_PERSP-21-00111

51. Zelazo P. D. Executive function and psychopathology: A neurodevelopmental perspective. Annual Review of Clinical Psychology, 2020, 16: 431–454. doi: 10.1146/annurev-clinpsy-072319-024242


Рецензия

Для цитирования:


Защиринская О.В., Белимова П.А. Особенности альтернативной и дополнительной коммуникации в образовательном процессе школьников с нарушением интеллектуального развития. СибСкрипт. 2025;27(2):345-361. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-2-345-361. EDN: fiqnrm

For citation:


Zashchirinskaia O.V., Belimova P.A. Alternative and Augmentative Communication in Class for Children with Intellectual Disabilities. SibScript. 2025;27(2):345-361. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-2-345-361. EDN: fiqnrm

Просмотров: 116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)