Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Основные направления деятельности психологической службы в системе высшего образования: актуальное состояние и перспективы развития

https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-2-332-344

EDN: ejwnqo

Аннотация

   Актуальность тематики деятельности психологических служб в системе высшего образования обусловлена необходимостью непрерывного совершенствования методов и форм работы психологической службы с учетом современных требований системы высшего образования с целью сохранения психологического здоровья и благополучия всех участников образовательных отношений. Представлены результаты двух мониторинговых исследований состояния психологического сопровождения обучающихся в системе высшего образования, проведенных в 2022–2023 и 2023–2024 учебных годах.

   Цель – изучить динамику развития основных направлений психологического сопровождения, реализуемых психологическими службами вузов – участников пилотной апробации модели психологической службы в системе высшего образования Российской Федерации.

   Описаны основные направления научно-методического обеспечения развития психологической службы вуза, реализуемые Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе высшего образования, рассмотрены ключевые трудности при осуществлении каждого направления деятельности психологической службы. Сделаны выводы о развитии таких направлений деятельности, как психологическое просвещение, психологическая диагностика, системы экстренной и кризисной психологической помощи. Несмотря на очевидно положительную динамику, отмечены слабо развитое просветительское направление деятельности в части работы с родителями (законными представителями) обучающихся, а также недостаточная представленность групповой формы консультирования в практике специалистов психологической службы университета.

Об авторах

С. В. Гани
Российская академия образования
Россия

Светлана Вячеславовна Гани

Москва


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Е. Ю. Брель
Российская академия образования
Россия

Елена Юрьевна Брель

Москва


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



З. Р. Хайрова
Российская академия образования; Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
Россия

Зульфия Рафиковна Хайрова

Москва

Scopus Author ID: 57219895600


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Список литературы

1. Андронникова О. О. Психологическая служба в системе высшего образования: проблемы и актуальные задачи. Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. № 1. C. 85–94. doi: 10.17759/bppe.2020170110

2. Басюк В. С., Брель Е. Ю., Мурафа С. В. Организация психологического просвещения в образовательных организациях высшего образования. М.: РАО, 2024. 30 с. https://elibrary.ru/qrhueg

3. Басюк В. С., Малых С. Б., Тихомирова Т. Н. Федеральная сеть психологических служб образовательных организаций высшего образования: концепция, приоритеты и ресурсы развития. Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 6. C. 4–18. doi: 10.17759/pse.2022270601

4. Белоглазов А. А., Белоглазова Л. Б., Антонова Н. А., Исаева М. Д. Проблема социокультурной адаптации иностранных студентов в условиях цифровизации образования. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2023. № 2. С. 73–82. doi: 10.25688/2072-9014.2023.64.2.07

5. Богдан Н. Н., Самсонова Е. А. Эмоциональное выгорание у преподавателей вузов: способы выявления и предупреждения. Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-2. С. 170–175. https://elibrary.ru/ypoubj

6. Газиева М. З. Особенности психологического стресса студенческой молодежи. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 442–445. https://elibrary.ru/xrabdn

7. Гани С. В., Хайрова З. Р., Брель Е. Ю. Психологическое сопровождение социокультурной адаптации иностранных студентов в системе высшего образования: итоги проектно-аналитической сессии. Развитие образования. 2024. Т. 7. № 3. С. 67–75. doi: 10.31483/r-112205

8. Гладуш А. Д., Трофимова Т. Н., Филиппов В. М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России. М.: РУДН, 2008. 146 с. https://elibrary.ru/aouyva

9. Гнатышина Е. А., Уварина Н. В., Савченков А. В. Характеристика адаптационных процессов в вузе в условиях социокультурной динамики: сравнительный анализ адаптационных процессов иностранных и отечественных студентов вуза. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10. № 2. С. 34–43. doi: 10.14529/ped180205

10. Городецкая И. В., Солодовникова О. И. Оценка уровня учебного стресса у студентов ВГМУ. Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2016. Т. 15. № 2. С. 118–128. https://elibrary.ru/vurgnh

11. Иванова О. Ю., Николаева Л. П. Эмоциональный стресс как фактор нарушения психического здоровья у студентов в процессе учебной деятельности. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2013. № 1. С. 39–43. https://elibrary.ru/qaipfp

12. Ильина И. Ю. Профессиональное выгорание преподавателей вузов: факторы возникновения и способы предотвращения. Экономика. Социология. Право. 2022. № 3. С. 22–27. https://elibrary.ru/yynbdu

13. Калинина З. Н., Декина Е. В., Пазухина С. В., Панферова Е. В., Филиппова С. А. Психологическая служба вуза: функционирование в современных условиях развития высшего образования (опыт ТГПУ им. Л. Н. Толстого). Гродно: ЮрСаПринт, 2019. 244 с.

14. Канина Е. Н., Глазков А. В., Подлиняев О. Л. Стили педагогических коммуникаций в образовательной среде современного вуза. Современное педагогическое образование. 2020. № 6. С. 4–7. https://elibrary.ru/snqrwi

15. Котова Г. Н. Социально-гигиенический мониторинг влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде. Фундаментальные исследования. 2014. № 7-4. С. 728–731. https://elibrary.ru/smjyeh

16. Котомина О. В., Сажина А. И. Исследование влияния родительской вовлеченности на академическую успеваемость студентов. Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 4. С. 151–165. doi: 10.24412/2224-0772-2022-85-151-165

17. Метелькова Е. И. Институциализация психологической помощи в системе высшего образования Российской Федерации. Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21. № 1. С. 34–49. doi: 10.17759/bppe.2024210103

18. Никулина И. В. Профессиональное выгорание преподавателей вуза. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25. № 90. С. 32–37. doi: 10.37313/2413-9645-2023-25-90-32-37

19. Рыбакова И. М., Гарифуллина Г. Х. Анализ первичной обращаемости студентов за психологической помощью. Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25299 (дата обращения: 8 января 2025 года). https://elibrary.ru/upisxi

20. Салихова Н. Р., Фахрутдинова А. Р. Трудности адаптации первокурсников к обучению в вузе. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. № 1. С. 97–113. https://elibrary.ru/lvroir

21. Самсонова Е. А. Профессиональное выгорание преподавателей вузов как следствие деструктивного управления образовательной деятельностью. Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1. С. 63–70. doi: 10.24158/spp.2022.1.9

22. Тащёва А. И., Валеева Г. В., Гриднева С. В., Арпентьева М. Р. Психологическая служба вуза: основные задачи и направления функционирования. Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2022. Т. 22. № 2. С. 201–215. doi: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.201-215

23. Хайрова З. Р., Брель Е. Ю., Гани С. В. Классификация запросов обучающихся в психологическую службу образовательной организации высшего образования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2024. № 214. С. 161–168. doi: 10.33910/1992-6464-2024-214-161-168

24. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Цацулин Т. О. Динамика показателей перфекционизма и симптомов эмоционального неблагополучия в российской студенческой популяции за последние десять лет: когортное исследование. Культурно-историческая психология. 2019. Т. 14. № 3. С. 41–50. doi: 10.17759/chp.2019150305

25. Цымбалюк А. Э., Мишучкова Е. Ю., Сидорова С. С. Психологическая структура учебно-профессиональной адаптации студентов педагогического вуза. Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 233–237. https://elibrary.ru/zxyzqv

26. Ященко Е. Ф., Казначеева Н. Б., Бажанова Е. В. Склонность к депрессивным состояниям, тревожность и стратегии совладающего поведения у юношей и девушек. Вестник университета. 2023. № 4. С. 222–230. doi: 10.26425/1816-4277-2023-4-222-230

27. Estrela C., Oshita M. G. B., Perazzo M. F., Alencar A. H. G., Silva J. A., Estrela L. R. A., Cintra L. T. A., Estrela C. R. A. Quality of communication between professors and university students in the process of learning. Brazilian Dental Journal, 2024, 35. doi: 10.1590/0103-6440202406081

28. Fauzi M. F., Anuar T. S., Teh L. K., Lim W. F., James R. J., Ahmad R., Mohamed M., Bakar S. H. A., Yusof F. Z. M., Salleh M. Z. Stress, anxiety and depression among a cohort of health sciences undergraduate students: The prevalence and risk factors. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, 18(6). doi: 10.3390/ijerph18063269

29. Gonta I., Bulgac A. The adaptation of students to the academic environment in university. Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensionala, 2019, 11(3): 34–44. doi: 10.18662/rrem/137

30. Hope V., Henderson M. Medical student depression, anxiety and distress outside North America : A systematic review. Medical Education, 2014, 48(10): 963–979. doi: 10.1111/medu.12512


Рецензия

Для цитирования:


Гани С.В., Брель Е.Ю., Хайрова З.Р. Основные направления деятельности психологической службы в системе высшего образования: актуальное состояние и перспективы развития. СибСкрипт. 2025;27(2):332-344. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-2-332-344. EDN: ejwnqo

For citation:


Gani S.V., Brel E.Yu., Khayrova Z.R. Psychological Support in Higher Education: Major Activities, Status, and Prospects. SibScript. 2025;27(2):332-344. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-2-332-344. EDN: ejwnqo

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)