Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Темпоральная опосредованность модальности ресурсов самоорганизации личности

https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-2-267-276

EDN: qlpkyv

Аннотация

   Настоящая статья посвящена оценке и описанию типологической специфики темпоральной модальности ресурсов самоорганизации личности студентов. Всевозрастающий интерес исследователей в рамках социально-гуманитарных наук к теме самоорганизации делает ее одним из актуальных аспектов организации учебного процесса в высших учебных заведениях. В исследовании приняли участие 55 студентов первого курса Томского государственного университета, такая выборка была обусловлена целями исследования, так как студенты первого курса меняют ракурс деятельности со школьного обучения на профессиональное, что подразумевает изменение темпа жизнедеятельности в соответствии с новыми целями и условиями их реализации. На диагностическом этапе использовались следующие методики: Опросник временной перспективы (Zimbardo Time Perspective Inventory) Ф. Зимбардо; Опросник «Темпоральные модальности жизнеосуществления» Е. В. Бредун; Опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой; Тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева; Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Факторный анализ позволил выделить три фактора: темпоральная одномерность самоорганизации; темпоральная сбалансированность самоорганизации; темпоральная децентрация – с различными ключевыми показателями, на основе которых будут выделены мишени индивидуальной образовательной траектории.

Об авторах

О. Н. Асютина
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Асютина Оксана Николаевна

Томск


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Е. В. Бредун
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Екатерина Валерьевна Бредун

Томск

Scopus Author ID: 57219055556


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи



Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с. https://elibrary.ru/qxoqgt

2. Асютина О. Н., Костюкова Т. А. Социогуманитарные технологии самоменеджмента как способ повышения эффективности самостоятельной работы студентов вузов. Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 3. С. 60–67. doi: 10.23951/2307-6127-2022-3-60-67

3. Афанасьева Н. А. Самоорганизация – фактор успешности учебной деятельности. Фундаментальные исследования. 2008. № 2. С. 60–61. https://elibrary.ru/ijmdgb

4. Богдалова Е. Ю. Компетенция самоорганизации личности студентов вуза как предмет психолого-педагогического исследования. Педагогический вестник. 2018. № 4. С. 17–20. https://elibrary.ru/yxhedz

5. Бредун Е. В., Краснорядцева О. М., Щеглова Э. А. Типологические особенности субъективного восприятия времени в контексте хронотопической жизни человека. Сибирский психологический журнал. 2018. № 68. С. 32–45. doi: 10.17223/17267080/68/2

6. Бредун Е. В., Щеглова Э. А., Смешко Е. В., Шмер Т. А. Диагностические возможности опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления». Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 174–190. doi: 10.17223/17267080/82/10

7. Васильева М. А., Валеева Р. Р. Самоорганизация студента. Миллионщиков-2019 : II Всерос. науч.-практ. конф. (Грозный, 30–31 мая 2019 г.) Грозный: Спектр (ИП Алматова З. С.), 2019. Т. II. С. 429–431. https://elibrary.ru/amhnqp

8. Гунина Е. В., Мартемьянова К. А., Лебедева А. И. Изучение самоорганизации и самообразования студентов. Научные исследования и инновации : V Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 12 апреля 2021 г.) Саратов: Цифровая наука, 2021. С. 414–420. https://elibrary.ru/fuztwo

9. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь: исправь Прошлое, наслаждайся Настоящим и управляй Будущим. СПб.: Речь, 2010. 352 с. https://elibrary.ru/qxzlbn

10. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников. Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 20 декабря 2024 года). https://elibrary.ru/ymxpol

11. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 174 с. https://elibrary.ru/qxpeuv

12. Котова С. С. Технологии самоорганизации и саморазвития. Екатеринбург: РГППУ, 2022. 195 с. https://elibrary.ru/gnvtcs

13. Котова С. С., Шахматова О. Н. Основы эффективной самоорганизации. Екатеринбург: РГППУ, 2010. 145 с.

14. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.

15. Литвина С. А. Индивидуальные достоинства как основания осмысленности и целенаправленности в самоорганизации деятельности. Сибирский психологический журнал. 2016. № 61. С. 33–46. doi: 10.17223/17267080/61/3

16. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87–111.

17. Машарова Т. В. Педагогическое сопровождение самоорганизации личности обучающегося как внешнее проявление его самости. Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2. № 3. С. 20–29. https://elibrary.ru/pihytu

18. Пантилеев С. Р., Столин В. В. Тест-опросник самоотношения. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы, ред. А. А. Бодалев. М.: МГУ, 1988. С. 123–130.

19. Паньшина С. Е., Сунгурова Н. Л., Карабущенко Н. Б. Личностные характеристики студентов в регуляции сетевой активности. Образование и наука. 2021. Т. 23. № 3. С. 101–130. doi: 10.17853/1994-5639-2021-3-101-130

20. Портнягина Т. В., Ноговицына Н. М. Самоорганизация студентов педагогического вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 283–286. https://elibrary.ru/aqjxqy

21. Романова Л. М. Проектирование программы формирования компетенций самоорганизации у студентов вуза. Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. Т. 34. № 2. С. 105–114. https://elibrary.ru/zaouvt

22. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо. Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 101–109. https://elibrary.ru/inmjij

23. Титова М. Ю., Шаршов И. А. Формирование умений самоорганизации у студентов: теоретический аспект. Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста : ХVI Междунар. науч.-практ. Internet-конф. (Тамбов, 3–10 июня 2020 г.) Тамбов: ИД Державинский, 2020. С. 292–294. https://elibrary.ru/mdtqyc

24. Фоминых Е. С. Темпоральные основы развития и психического здоровья личности в зарубежных концепциях. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2. С. 210–216. https://elibrary.ru/zxngxb

25. Юдин С. А. Исследование темпоральных характеристик личности студентов с различными показателями самоорганизации учебной деятельности. Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 4. С. 99–106. https://elibrary.ru/yulgpo

26. Bartra O., McGuire J. T., Kable J. W. The valuation system: A coordinate-based meta-analysis of BOLD fMRI experiments examining neural correlates of subjective value. NeuroImage, 2013, 76: 412–427. doi: 10.1016/j.neuroimage.2013.02.063

27. Gibbon J., Church R. M., Meck W. Н. Scalar timing in memory. Annals of the New York Academy of Sciences, 1984, 423(1): 52–77. doi: 10.1111/j.1749-6632.1984.tb23417.x

28. McGuire J. T., Kable J. W. Rational temporal predictions can underlie apparent failures to delay gratification. Psychological Review, 2013, 120(2): 395–410. doi: 10.1037/a0031910

29. Spreng R. N., Levine B. The temporal distribution of past and future autobiographical events across the lifespan. Memory & Cognition, 2006, 34, 1644–1651. doi: 10.3758/BF03195927


Рецензия

Для цитирования:


Асютина О.Н., Бредун Е.В. Темпоральная опосредованность модальности ресурсов самоорганизации личности. СибСкрипт. 2025;27(2):267-276. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-2-267-276. EDN: qlpkyv

For citation:


Asyutina O.N., Bredun E.V. Modality of Personal Self-Organization Resources: Temporal Mediation. SibScript. 2025;27(2):267-276. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-2-267-276. EDN: qlpkyv

Просмотров: 144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)