РЕЛИГИОЗНАЯ НОВАЦИЯ КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ И ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ
Аннотация
В статье ставится и решается задача поиска релевантной интерпретации религиозной новации как репрезентанта и фактора социальной новации. Отмечается, что принятое в среде специалистов противопоставление старых и новых религий как носителей реакционных и модернистских социальных тенденций не позволяет заметить и правильно истолковать многочисленные проявления современной религиозной активности, которые выпадают из этой стереотипной, наполненной идеологическими коннотациями, схемы. Делается вывод о том, что религиозная новация есть совокупный результат усилий субъектов по репродуцированию религиозных практик в изменяющихся исторических условиях. Только такое понимание религиозной новации позволяет понять потенциал и социальную значимость многочисленных проявлений религиозной жизни в современном обществе, осознать, что религиозные практики способны быть источником социального развития.
Об авторе
Е. О. ГавриловРоссия
Гаврилов Евгений Олегович – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин
Список литературы
1. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. С. 64 – 87.
2. Гаврилов Е. О. Проблема социальности в контексте классических и неклассических интерпретаций // Вестник КемГУ. 2014. № 1(57) Т. 2. С. 185 – 191.
3. Катасонов В. О православных банковских утопиях // Русская народна линия. 31.12.2014. Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/33/o_pravoslavnyh_bankovskih_utopiyah/ (дата обращения: 01.09.2015).
4. Кедров Б. М. О повторяемости в процессе развития. Изд. 2-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006. 152 с.
5. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с. // Центр гуманитарных технологий. Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3811 (дата обращения: 01.09.2015).
6. Манхейм К. Идеология и утопия // Электронная библиотека RoyalLib.com. Режим доступа: http://royallib.com/read/manngeym_karl/ideologiya_i_utopiya.html#884825 (дата обращения: 01.09.2015).
7. Интернет-верующие: пасторы открывают онлайн-церкви // Благовест-инфо (05.11.2009). Режим доступа. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=30672 (дата обращения: 01.10.2014).
8. Писаревский В. Переход на нравственный бизнес – реально ли это? // Православие.Ru. 01.02.2011. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/44403.htm (дата обращения: 01.09.2015).
9. Смит Д. Церковь и постмодернизм. Как найти место в церкви Лиотару, Фуко и Деррида? Черкассы: Коллоквиум, 2012. 214 с.
10. Сыров В. Н. Некоторые соображения о методологии определения нормы и девиации в религиозной жизни // Религиозная ситуация в российских регионах: тезисы докладов и сообщений Всероссийской научнопрактической конференции (Омск, 10 октября 2008 г.). Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2008. С. 15 – 19. Режим доступа: http://www.любомудр.рф/index.php/stati/130-nekotorye-soobrazheniya-o-metodologii-opredeleniyanormy-i-deviatsii-v-religioznoj-zhizni (дата обращения: 01.09.2015).
11. Фуко М. Археология знания. СПб.: Гуманитарная Академия; Университетская книга, 2004. 416 с.
12. Эпштейн М. Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. 416 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилов Е.О. РЕЛИГИОЗНАЯ НОВАЦИЯ КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ И ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(4-2):159-164.
For citation:
Gavrilov E.O. RELIGIOUS INNOVATION AS AN INDICATOR AND FACTOR OF SOCIAL DYNAMICS. SibScript. 2015;(4-2):159-164. (In Russ.)