Функция ретардации в чиновнической драматургии XIX века
https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-1-138-148
EDN: xkynne
Аннотация
Распространенная в русской драматургии середины XIX в. тема чиновничества является перспективным направлением для современных исследователей как актуальный объект в рамках историколитературного подхода и нарратологии. Цель – выявить функции ретардации в чиновнической драматургии XIX в. Задачи: оценить способы введения художественного приема ретардации в пьесу; установить взаимосвязи места приема в композиции пьесы с влиянием на читательскую рецепцию; определить значение ретардации в речи второстепенных персонажей в эпической пьесе. Основным материалом исследования стала комедия А. Н. Островского «Доходное место» (1856) в контексте пьес В. А. Соллогуба («Чиновник», 1856), Н. М. Львова («Свет не без добрых людей», 1857), А. А. Потехина («Мишура», 1858). Указанные пьесы рассмотрены с использованием структурно-семантического метода, позволившего выявить и описать композиционный и персонажный уровни текста, их художественную специфику и идейно-концептуальную роль в произведении. Ключевым исследовательским методом стал типологический анализ драматургии 1850-х гг. (на материале традиционных пьес В. А. Соллогуба, Н. М. Львова, А. А. Потехина в сравнении с эпической драматургией А. Н. Островского). Обосновано, что ретардация используется как в драматической, так и в эпической драме с поправкой на выполняемую в сюжете функцию: в первом случае она способствует усилению напряжения перед развязкой, а во втором – снимает его. В комедии А. Н. Островского сквозная ретардация в нарративах второстепенных персонажей препятствует развитию интриги, акцентируя семантическое множество событий. Доказано, что в эпической пьесе ретардация размывает границы драматической ситуации, подчеркивает ее неопределенность, в связи с чем развязка пьесы может быть только формальной концовкой.
Ключевые слова
Об авторе
Анастасия Игоревна ЛебедеваРоссия
Москва
Список литературы
1. Барбой Ю. М. Театральная форма и феномен драматического действия. Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1. № 4. С. 247–250. https://elibrary.ru/rzacdh
2. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму, сост., вступ. ст., пер. с фр. Г. К. Косиков. М.: Прогресс, 2000. С. 196–234.
3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с. https://elibrary.ru/wtjaln
5. Виждан А. М. Роль нарратора как ключевой инстанции в развитии драматических событий в художественном тексте. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 6. С. 1718–1724. https://doi.org/10.30853/phil20220346
6. Ермолаева Н. Л. А. Н. Островский, А. Ф. Писемский и А. А. Потехин. Творческие переклички. Социокультурное пространство Ивановского края: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф. (Иваново, 6–9 февраля 2018 г.) Иваново: ИвГУ, 2018. С. 42–53. https://elibrary.ru/ycfmwd
7. Женетт Ж. Границы повествования. In: Женетт Ж. Фигуры. Работы по поэтике. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 1. С. 283–299. https://elibrary.ru/yqvbea
8. Жиличева Г. А., Жиличев П. Е. Событийная ретардация как основа абсурдистского дискурса (на материале произведений Д. Данилова). Сибирский филологический журнал. 2023. № 3. С. 182–196. https://elibrary.ru/hkjtcd
9. Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс ХIХ века. М.: МГУ, 1988. 198 с.
10. Картавцева И. В. Эпические включения в языке драматургического текста Б. Брехта. Гуманитарные и юридические исследования. 2018. № 3. С. 193–197. https://doi.org/10.37494/2409-1030-2018-3-193-197
11. Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. М.: Искусство, 1976. 527 с.
12. Лозинская Е. В. Неестественная нарратология. (Реферативный обзор). Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. 2017. № 1. С. 31–47. https://elibrary.ru/yleptl
13. Николина Н. А. Средства театрального кода и их функции в пьесах А. Н. Островского. Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 4. С. 48–52. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2018-79-4-48-52
14. Орлова О. С. Эвфемизмы и загадки о рождении и смерти в русской и англоязычной культурах. Принцип непрямой номинации: когнитивно-культурологическое исследование. М.: ЛЕНАНД, 2022. 240 с. https://elibrary.ru/ocnwwv
15. Романов Д. А. Комедия коммуникативных шаблонов: А. Н. Островский «Красавец-мужчина». Теория языка и межкультурная коммуникация. 2023. № 2. С. 300–313. https://elibrary.ru/iakzuu
16. Серегин И. Н. Забытая статья о пьесах Лескова, Потехина и других. Литературное наследство. 1963. Т. 71. С. 133–144. https://elibrary.ru/xxhvol
17. Смоленская М. А. Ненадежная наррация и ненадежная фокализация в произведениях неклассической парадигмы художественности. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2024. Т. 24. № 1. С. 78–86. https://doi.org/10.14529/ssh240110
18. Стахорский С. Нарративы театральной драматургии и их экранные отражения (диегезис и экфрасис). Вопросы театра. 2019. № 3-4. С. 412–435. https://elibrary.ru/glqols
19. Тихомиров В. В. Комедия А. Н. Островского «Лес»: в поисках героя. Опыт комментария. Вестник Костромского государственного университета. 2019. Т. 25. № 3. С. 84–88. https://elibrary.ru/ntpped
20. Тюпа В. И. Горизонты исторической нарратологии. СПб.: Алетейя, 2021. 270 с. https://elibrary.ru/fjyceo
21. Тюпа В. И. Нарратив. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий, ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. С. 134–135. https://elibrary.ru/rwxdln
22. Тютелова Л. Г. Проблема пространственной точки зрения в драме. Культура и текст. 2019. № 4. С. 41–53. https://elibrary.ru/rxigkx
23. Тютелова Л. Г. Эпическое в русской драматургии XIX века (на примере пьес А. Н. Островского). Сфера культуры. 2023. № 3. С. 35–42. https://elibrary.ru/rneytq
24. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. 2-е изд. СПб.: Наука, 2006. 377 с. https://elibrary.ru/qwnvpr
25. Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. 240 с.
26. Холодов Е. Г. Мастерство Островского. М.: Искусство, 1963. 542 с.
27. Шаплен Ж. Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид». Литературные манифесты западноевропейских классицистов, сост., общ. ред. Н. П. Козлова. М.: МГУ, 1980. С. 273–298.
28. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. 266 с.
29. Fludernik M. Towards a "natural" narratology. L.-NY: Routledge, 1996, XVI+454.
Рецензия
Для цитирования:
Лебедева А.И. Функция ретардации в чиновнической драматургии XIX века. СибСкрипт. 2025;27(1):138-148. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-1-138-148. EDN: xkynne
For citation:
Lebedeva A.I. Retardation in Nineteenth-Century Plays about Bureaucracy. SibScript. 2025;27(1):138-148. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-1-138-148. EDN: xkynne