Средства выражения отрицательной оценки в интернет-отзывах посетителей ресторанов
https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-1-12-20
EDN: yuabjh
Аннотация
В работе затрагиваются вопрос жанровой специфики интернет-отзыва и проблема разграничения новых виртуальных жанров (сетевой рецензии, интернет-комментария, интернет-отзыва). Цель – выявить и описать способы выражения отрицательной оценки на разных уровнях языка в интернет-отзывах посетителей ресторанов «Шашлыкоff». Материалом исследования стали отзывы посетителей ресторанов «Шашлыкоff», размещенные в российском электронном справочнике 2ГИС (проанализировано более 1000 отзывов посетителей ресторанов). Применены метод сплошной выборки на этапе отбора материала, методы лингвостилистического, контекстуального анализа, метод классификации при описании способов выражения отрицательной оценки. Определяются основные черты интернет-отзыва, такие как вторичность, диалогичность, лингвистическая свобода автора, информативность и оценочность. При этом оценочность признается одним из основных жанрообразующих компонентов интернет-отзыва, что определяет актуальность изучения вербальных и невербальных средств выражения оценки. Объекты оценки в интернет-отзывах посетителей ресторана разнообразны, в работе анализируются средства выражения отрицательной оценки тематической группы кухня. Сделан вывод, что ведущим средством выражения отрицательной оценки являются единицы лексического уровня языка: прилагательные, наречия, существительные, фразеологизмы. Широко используются разговорные, просторечные, жаргонные слова с негативной окраской. Для выражения отрицательной оценки авторы отзывов также используют лексико-фразеологические стилистические средства: гиперболу, литоту, иронию, каламбур. Средством интенсификации оценки на лексическом уровне становятся наречия меры и степени. Если лексические единицы языка позволяют эксплицитно выразить отрицательную оценку, то единицы грамматического уровня и графические приемы чаще используются для ее усиления. Актуализации отрицательной оценки в интернет-отзывах способствует использование восклицательных, вопросительных предложений и сравнительных оборотов. Важную роль в выражении и усилении оценки играют графические средства, среди которых особой популярностью пользуются избыточная пунктуация, графическое варьирование (капитализация) и эмодзи.
Список литературы
1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с. https://elibrary.ru/ykbsrj
2. Бирр-Цуркан Л. Ф. Средства выражения оценки в отзывах о товаре (на материале немецкого журнала "Test"). Культурные индустрии в институтах общества потребления: Всерос. науч. конф. (Великий Новгород, 7–8 апреля 2020 г.) Великий Новгород: НовГУ, 2020. С. 6–15. https://doi.org/10.34680/978-5-89896-672-0/2020.cultindustry.01
3. Бойчук Е. И. Лексико-грамматические особенности интернет-отзывов (на материале русского и английского языков). Верхневолжский филологический вестник. 2021. № 3. С. 107–115. https://doi.org/10.20323/2499-9679-2021-3-26-107-115
4. Бондарева Е. П., Чистякова Г. В. Универсальная ценностная картина мира: анализ виртуальных отзывов туристов. Litera. 2021. № 4. С. 18–32. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2021.4.32610
5. Былина Е. Э. Коммуникативно-прагматические аспекты жанра интернет-отзыва. Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4. С. 210–215. https://elibrary.ru/hxgemi
6. Васильева Е. В. Лингвокреативная деятельность авторов интернет-отзывов о парфюмерии. МНСК-2018: Языкознание: 56 Междунар. науч. студ. конф. (Новосибирск, 22–27 апреля 2018 г.) Новосибирск: НГУ, 2018. С. 13–14. https://elibrary.ru/xvmnfb
7. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
8. Ву Н. Л. Интернет-отзывы русских и вьетнамских туристов о Москве: сопоставительный аспект. Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XХII Кирилло-Мефодиевские чтения: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 26 мая 2021 г.) М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2021. С. 83–90. https://elibrary.ru/drymbz
9. Говорунова Л. Ю. Жанровая дифференциация интернет-отзывов российских туристов. Грани познания. 2014. № 1. С. 9–12. https://elibrary.ru/rwcfiz
10. Говорунова Л. Ю. Интернет-отзывы русских и итальянских туристов по объекту оценки: сопоставительный аспект. Грани познания. 2015. № 1. С. 91–94. https://elibrary.ru/tsgufl
11. Дахалаева Е. Ч. Интернет-комментарий и интернет-отзыв: параметры жанрового разграничения. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16222 (accessed 10 Oct 2024). https://elibrary.ru/ripgqy
12. Еремина М. А. Речевой жанр отзыва в коммуникативном пространстве Интернета. Научный диалог. 2016. № 5. С. 34–45. https://elibrary.ru/waewin
13. Иссерс О. С. Диалог с потребителем в эпоху медиатизации: ответы на отзывы о медицинских услугах в условиях интернет-коммуникации. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023a. № 2. С. 43–54. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-43-54
14. Иссерс О. С. Речевой жанр отзыва потребителя и его трансформация в цифровую эпоху (на материале отзывов о докторах). Жанры речи. 2023b. Т. 18. № 4. С. 375–385. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2023-18-4-40-375-385
15. Космарская И. В. Речевой жанр покупательского интернет-отзыва (на материале отзывов о предметах одежды). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2024. № 5. С. 63–69. https://elibrary.ru/pnhtui
16. Костенко А. К., Выстропова О. С. Языковая специфика текстов интернет-отзывов о врачах-инфекционистах. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в современном иноязычном образовании. 2023. № 1. С. 62–67. https://elibrary.ru/usxsvh
17. Крылова М. Н. Динамика категории оценки в русском языке (на материале сравнительных конструкций). Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 2. С. 45–55. https://doi.org/10.21684/2411-197X-2016-2-2-45-55
18. Курдакова Д. К. Корпоративный имидж организации и его вербальные компоненты на примере интернет-отзывов о компании «Альвента». Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика: XV Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 8–20 июня 2017 г.) Новосибирск: ЦРНС, 2017. С. 62–70. https://elibrary.ru/ytdbph
19. Лонг В. Н. Средства выражения положительной оценки в интернет-отзывах туристов о Москве. Гуманитарные технологии в современном мире: VII Междунар. науч.-практ. конф. (Калининград, 30 мая – 1 июня 2019 г.) Калининград: Западный филиал РАНХиГС, 2019. С. 51–54. https://elibrary.ru/gzurol
20. Макеенкова Т. В., Малинкина Н. А. Лингводидактический потенциал интернет-отзыва при обучении РКИ в медицинском вузе. Смоленский медицинский альманах. 2022. № 4. С. 52–55. https://elibrary.ru/duphsy
21. Маринченко И. А., Васильева Е. В. Функции языковой игры в парфюмерном дискурсе. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 7. С. 148–153. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.7.27
22. Муфазалова Ю. С. Синтаксические средства выражения оценки в англоязычных медиатекстах (на примере издания The Guardian). Язык и межкультурная коммуникация: современные векторы развития: II Междунар. науч.-практ. конф. (Пинск, 26 марта 2021 г.) Пинск: Полесский гос. ун-т, 2021. Вып. 2. С. 181–186. https://elibrary.ru/zkmskh
23. Погорелова И. В. Лингвосемиотический аспект интернет-отзыва. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-3. С. 149–152. https://elibrary.ru/zmypqr
24. Стопа А. В. Жанровые особенности рецензии и интернет-отзыва: сравнительно-сопоставительный анализ. Ratio et Natura. 2020. № 2-2. https://elibrary.ru/aalqgc
25. Терских М. В. Жанр интернет-отзыва в туристическом дискурсе. Новые медиа в России: исследования языка и коммуникативных процессов, отв. ред. О. С. Иссерс. Омск: ОмГУ, 2015. С. 154–177. https://elibrary.ru/vcrbzn
26. Тулупова Е. Н., Головина Е. В. Лексико-стилистические особенности интернет-отзыва туриста. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 5. С. 257–261. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.5.55
Рецензия
Для цитирования:
Фаломкина И.П. Средства выражения отрицательной оценки в интернет-отзывах посетителей ресторанов. СибСкрипт. 2025;27(1):12-20. https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-1-12-20. EDN: yuabjh
For citation:
Falomkina I.P. Verbal Means of Negative Assessment in Online Restaurant Reviews. SibScript. 2025;27(1):12-20. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2025-27-1-12-20. EDN: yuabjh