Распространение пятидесятничества и харизматического движения в России в 1991–2020 гг.
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-6-940-950
Аннотация
Анализируются особенности распространения самой многочисленной в мире протестантской деноминации – пятидесятничества – в постсоветский период. Основное внимание в работе уделено анализу причин быстрого распространения пятидесятничества в 1990–2000-е гг., выявлению причин замедления и прогнозам дальнейшего развития. Пятидесятничество отличал особый духовный опыт – крещение Святым Духом и вера в возможность совершения чудес в обычной жизни. На момент распада СССР пятидесятничество в России было значительно более слабо развито в сравнении с Украиной и Белоруссией. Большинство российских церквей принадлежали к нерегистрированному братству, религиозная культура которого из-за самоизоляции не менялась с 1950-х гг., а само общество значительно изменилось, поэтому основное развитие в начале 1990-х гг. обеспечили иностранные миссионеры. Централизация российских пятидесятников объясняется в первую очередь изменением религиозного законодательства. Новые общины получили право регистрации через присоединение к централизованным религиозным организациям. Классические пятидесятники объединились в Российскую церковь христиан веры евангельской, церкви харизматического направления – в Российский объединенный союз христиан веры евангельской, они стали независимы от международных организаций. Нерегистрированные церкви сохранили наднациональный характер – Объединенная церковь христиан веры евангельской включает общины всего постсоветского пространства. В 2000-е гг. пятидесятнические церкви стали активно заниматься социальной деятельностью преимущественно в области реабилитации алкои наркозависимых, число реабилитационных центров превысило показатели Русской Православной Церкви. За 30 лет число пятидесятников выросло в 13 раз – до 280 тысяч взрослых крещеных членов. Основной причиной быстрого роста был характер пятидесятничества, сочетающий активную социальную деятельность, присущую протестантизму, с верой в возможность совершения чудес в обычной жизни. Пятидесятникам также присуща высокая миссионерская активность – большинство пытались обратить в свою веру родственников и друзей. Сделан вывод, что основным фактором, затрудняющим развитие пятидесятничества, является секуляризация общества, а также то, что православие – часть национальной идентичности для многих россиян. Основным источником пополнения общин стали дети верующих родителей. Можно сделать прогноз, что дальнейший рост числа пятидесятников маловероятен.
Об авторе
Николай Александрович МязинРоссия
Калуга
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Список литературы
1. Амбарцумов И. В. Харизматические общины Санкт-Петербурга: история, церковная организация, особенности вероучения и социального служения. Христианское чтение. 2017. № 5. С. 232–239. https://elibrary.ru/zoljyv
2. Горбатов А. В., Федорович А. В. Пятидесятники в Восточной Европе и Западной Сибири: история и общность судьбы в ХХ в. СибСкрипт. 2023. Т. 25. № 6. С. 749–757. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-6-749-757
3. Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Государственное регулирование деятельности религиозных общин в Западной Сибири в контексте конфессиональной политики России в 1992–2000 гг. Народы и религии Евразии. 2021. Т. 26. № 4. C. 140–153. https://doi.org/10.14258/nreur(2021)4-12
4. Дударенок С. М., Федирко О. П. Возрождение и развитие протестантизма и католицизма на Дальнем Востоке России в 1990-е годы. Журнал фронтирных исследований. 2020. № 4. C. 172–208. https://doi.org/10.46539/jfs.v5i4.232
5. Дударенок С. М., Федирко О. П., Поспелова А. И., Потапова Н. В., Островская О. П., Синичкин А. В. История христиан веры евангельской (пятидесятников) Дальнего Востока России (1920-е – конец 1980-х гг). М.: Терция, 2018. 464 с. https://elibrary.ru/snryvv
6. Ефимов И. М. Современное харизматическое движение сектантства. М.: Природа и человек, 1995. 319 с.
7. Клюева В. П., Поплавский Р. О., Бобров И. В. Пятидесятники в Югре (на примере общин РО ЦХВЕ ХМАО). СПб.: РХГА. 2013. 256 с. https://elibrary.ru/ttpsrv
8. Ковальчук Ю. С. Корейский протестантизм и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской Федерации в конце XX – начале XXI в. (по материалам этноконфессиональных исследований): автореф. дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 2006. 29 с. https://elibrary.ru/znsojp
9. Кормина Ж. В. Гигиена сердца: дисциплина и вера «заново рожденных» харизматических христиан. Антропологический форум. 2013. № 18. С. 300–320. https://elibrary.ru/rdtbln
10. Куропаткина О. В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России: дис. … канд. культурологии. М., 2009. 257 с. https://elibrary.ru/qelanz
11. Лункин Р. Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России: дис. … канд. филос. наук. М., 2005. 200 с. https://elibrary.ru/nnejjl
12. Лункин Р. Н. Пятидесятничество и харизматическое движение. Общие сведения. История и филиация. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. II. Протестантизм, отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Логос, 2003a. С. 241–266. https://elibrary.ru/smrflb
13. Лункин Р. Н. Объединенная церковь христиан веры евангельской-пятидесятников (ОЦХВЕ). Российская ассоциация миссий ХВЕ (РАМ ХВЕ) (нерегистрированные пятидесятники-федотовцы). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. II. Протестантизм, отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Логос, 2003b. С. 293–304. https://elibrary.ru/smrfqv
14. Лункин Р. Н. Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников (РОСХВЕП). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. II. Протестантизм, отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Логос, 2003c. С. 283–293. https://elibrary.ru/ounttv
15. Лункин Р. Н. Союз христиан веры евангельской пятидесятников (СХВЕП). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. II. Протестантизм, отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Логос, 2003d. С. 266–283. https://elibrary.ru/smrffr
16. Мокієнко М. М. Особливості трансформації п'ятидесятницьких релігійних центрів в Україні (1988–2004 рр.). Наукові праці історичного факультету Запорізького національного університету. 2007. № 21. С. 268–274.
17. Мурза В. М. Благословенный путь. Н. Новгород: Центр Агапе. 2013. 368 с.
18. Мязин Н. А. Протестантизм в Корее: от запрета христианства до крупнейшей в мире мегацеркви. Известия Смоленского государственного университета. 2024. № 1. С. 202–215. https://elibrary.ru/zwaabt
19. Мязин Н. А. Распространение пятидесятничества в странах Латинской Америки. Латинская Америка. 2022. № 9. С. 83–97. https://doi.org/10.31857/S0044748X0017752-6
20. Никольская Т. К. У исходов формирования пятидесятнических собраний. Богословські роздуми: Східноєвропейський журнал богослов'я. 2011. № 12. С. 169–177.
21. Одинцов М. И. Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой… История Пятидесятнической церкви в России, XIX–XX вв. СПб.: РОИР, 2012. 498 с. https://elibrary.ru/qwbvdb
22. Пронина Т. С. Церкви Исход как социальное явление и часть пятидесятнического движения. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 8. С. 289–299. https://elibrary.ru/rduszv
23. Скоробогатова И. В. Новые тенденции в развитии пятидесятнического движения в России. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 2. № 1. С. 229–238. https://elibrary.ru/purtqr
24. Федотов И. П. Встать! Суд идет! М.: Титул, 2006. 336 с
25. Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Калужская область. In: Деннен К., Филатов С. Б., Лункин Р. Н., Кнорре Б. К., Рощин М. Ю. Религиозно-общественная жизнь российских регионов. СПб.: Летний сад, 2016. Т. II. С. 145–188.
26. Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project – Demographics. V. 2.0 (RCS-Dem 2.0), Countries only. Center for Open Science. 2019. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/7SR4M
27. Visser M. Conversion growth of Protestant churches in Thailand. PhD Thesis. Zoetermeer, 2007, 298.
Рецензия
Для цитирования:
Мязин Н.А. Распространение пятидесятничества и харизматического движения в России в 1991–2020 гг. СибСкрипт. 2024;26(6):940-950. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-6-940-950
For citation:
Miazin N.A. Pentecostalism and Charismatic Movement in Russia in 1991–2020. SibScript. 2024;26(6):940-950. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-6-940-950