Художественная модель мира как предмет научного исследования
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-647-658
Аннотация
Необходимость исследования обусловлена обращением к обобщающим категориям, встречающимся в междисциплинарных науках. Цель – аналитический обзор проблемного вопроса современного литературоведения о смысловом и содержательном определении понятия художественная модель мира и его базовых параметров. Реализация цели потребовала выявления сущностного содержания термина модель в разных областях научного знания, рассмотрения исследовательских точек зрения на соотношение понятий картина мира и модель мира, художественной и научной картин мира, изучения роли личности автора в построении художественной миромодели, принципов миромоделирования. В настоящее время наблюдается активный интерес исследователей к проблемам миромоделирования, что обуславливает актуальность работы. Новизна заключается в попытке систематизации новейших трудов по указанному вопросу. Методология исследования включает структурно-описательный и описательно-функциональный подходы. Материалом послужили научные работы, связанные с проблематикой миромоделирования. Результаты показали, что в понятие модель мира включается представление о процессе воспроизведения внешней действительности субъектом, выстраивающим модель в соответствии с собственными ценностными установками, культурно-исторической эпохой. Ориентированность на образно-эмоциональное воздействие отличает художественную картину (модель) мира от точной, выверенной, фактичной научной картины мира. Художественная модель мира включает оригинальный авторский взгляд, имеет особую хронотопическую структуру и ориентирована на глубокое эмоциональное воздействие на читателя. Жанр оказывает большое влияние на своеобразие художественной миромодели. Метафора и ассоциации лежат в основе принципов миромоделирования.
Об авторе
Елена Юрьевна ШестаковаРоссия
Scopus Author ID: 58031371300
Архангельск
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Астрахан Н. И. Художественное моделирование: теоретико-литературный аспект. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 11. С. 16–21. https://elibrary.ru/tavbfn
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. 504 с. https://elibrary.ru/wtjaln
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с. https://elibrary.ru/vqmumn
4. Бочаров С. Г. О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. М.: Сов. Россия, 1985. 296 с. https://elibrary.ru/trjcar
5. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988. 508 с.
6. Гарипова Г. Т. Специфика художественного миромоделирования в прозе русского символизма: теория, тенденции, трансперсональные модели. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 3. С. 399–423. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-3-399-423
7. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца и горца. М.: Ин-т ДИ-ДИК, 1999. 368 с. https://elibrary.ru/xbxdgx
8. Грановская Р. М. Психология веры. 2-е изд. СПб.: Питер, 2010. 480 с. https://www.elibrary.ru/qilpuf
9. Дмитриева Ю. Л. Соотношение понятий «картина мира», «образ мира» и «модель мира». Восточнославянская филология. Языкознание. 2016. № 3. С. 192–202. https://elibrary.ru/hbdnff
10. Добровольская Т. В. Модельное постижение Мира. Омский научный вестник. 2006. № 4. С. 48–50. https://elibrary.ru/hvxxap
11. Дулова С. А., Николаев Н. И. Проза Гайто Газданова в контексте меняющейся художественной картины мира. Litera. 2019. № 4. С. 128–134. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2019.4.30501
12. Дуреева Н. С. Понятие модель мира в науке. Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353. С. 55–58. https://elibrary.ru/onzreb
13. Ибатуллина Г. М. Рефлексия и принципы жанрового миромоделирования. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-1. С. 92–94. https://elibrary.ru/rkqjlb
14. Косарев А. Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М.: Per Se; СПб.: Унив. кн., 2000. 302 с.
15. Кравцова Ю. В. Метафорическое моделирование мира в художественном тексте: семантико-когнитивный анализ. Киев: НПУ им. М. П. Драгоманова, 2014. 320 с.
16. Ларина Н. А. Модель мира в свете глоссематики: кинематический и плерематический анализ. Казанская наука. 2017. № 9. С. 39–41. https://elibrary.ru/zpdevb
17. Левина Н. Н. Специфика художественного миромоделирования в поэзии Н. Циликина. Вестник угроведения. 2022. Т. 12. № 3. С. 453–462. https://doi.org/10.30624/2220-4156-2022-12-3-453-462
18. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1979. 360 с.
19. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
20. Меркель Е. В. К вопросу об онтопоэтических координатах в акмеистической модели мира. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2013. № 4. С. 57–66. https://elibrary.ru/rejolt
21. Михайлова Е. В. Семантика символов «вертикали» и «горизонтали» модели мира в прозаических жанрах русского фольклора. Вестник Томского государственного университета. 2008. № 310. С. 38–41. https://elibrary.ru/jscqkj
22. Мицкевич В. В., Бричковский В. И. Модель мира: статика и динамика. Использование статической части модели при создании систем искусственного интеллекта. Открытое образование. 2008. № 1. С. 34–53. https://elibrary.ru/kuunlf
23. Пардаева З. Ж. Свет и цвет как миромоделирование в поэтическом тексте. Иностранная филология: язык, литература, образование. 2019. № 4. С. 18–23.
24. Пивторак Е. В. Символика и семантика компонентов модели мира в русской традиционной культуре. М.: Ridero, 2019. 132 с.
25. Пищальникова В. А. Картина мира как междисциплинарное понятие и приемы ее моделирования. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 13–19. https://elibrary.ru/vpzzaj
26. Пыхтина Ю. Г. К проблеме классификации пространственных образов и моделей в художественной литературе. Language means of preservationand development of cultural values: Proc. LXX Intern. Sci.-Prac. Conf. and III stage of the Championship in Philological Sciences, London, 14–20 Nov 2013. L.: IASHE, 2013. P. 42–44. https://elibrary.ru/spltfv
27. Пыхтина Ю. Г. Теория и методика анализа художественного текста: пространственный аспект. Оренбург: ОГУ, 2007. 113 с.
28. Пыхтина Ю. Г., Якимов П. А. Уровневый анализ пространственных образов и моделей в художественной литературе. Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 11. С. 59–66. https://elibrary.ru/vtabjz
29. Рабош В. А., Солдатов А. В. Структура мироздания в художественной и научной картинах мира. Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2014. № 171. С. 30–41. https://elibrary.ru/rccbgd
30. Садыкова М. А. Сопоставление понятий «картина мира» и «модель мира»: архетип – миф – религия – наука. Современные проблемы науки и образования. 2007. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=397 (accessed 15 Dec 2023). https://elibrary.ru/ijfdqn
31. Стрелец Л. И. Способы миромоделирования в рассказе Л. Андреева «Большой шлем»: жанровый аспект. Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 9. С. 139–143. https://elibrary.ru/msvvql
32. Темиршина О. Р. Типология символизма: Андрей Белый и современная поэзия. М.: ИМПЭ имени А. С. Грибоедова, 2012. 290 с. https://elibrary.ru/xwsakd
33. Тозыякова Е. А. Традиции народной городской зрелищной культуры в «Фантастических путешествиях барона Брамбеуса» О. И. Сенковского. Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 21–22. https://elibrary.ru/ijbncb
34. Топоров В. Н. Мифопоэтическая модель мира. Мифы народов мира. Т. 2. К–Я, гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энцикл., 1982. С. 161–166.
35. Федоров Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма: структура и семантика. М.: МИК, 2004. 368 с.
36. Хольтхузен И. Модели мира в литературе русского авангарда. Вопросы литературы. 1992. № 3. С. 150–160.
37. Цивьян Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы. 3-е изд., испр. и доп. М.: КомКнига, 2006. 280 с. https://elibrary.ru/qskaqj
38. Шмелев А. Д. Русский язык и внеязыковая действительность. М.: ЯСК, 2002. 492 с.
39. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. 344 с. https://elibrary.ru/sumifl
40. Garipova G. T. World book as artistic-ontological concept of existence in world literary process of the XXth century. Philology. Theory & Practice, 2012, (2): 48–51. https://elibrary.ru/ouxdvx
41. Laskava Y., Bondarenko V., Shulga O., Stasyk M., Stadnichenko O. Artistic modeling of history in literature and non-fiction of a post-totalitarian society. Postmodern Openings, 2021, 12(1Sup1): 228–237.
Рецензия
Для цитирования:
Шестакова Е.Ю. Художественная модель мира как предмет научного исследования. СибСкрипт. 2024;26(4):647-658. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-647-658
For citation:
Shestakova E.Yu. Artistic World Model as a Subject of Scientific Research. SibScript. 2024;26(4):647-658. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-647-658