Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Призрачный поезд как интегральный образ в романе В. В. Набокова «Машенька» (1926)

https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-637-646

Аннотация

Проанализирован образ поезда в романе В. В. Набокова «Машенька» (1926) как интегральный образ, соединяющий в себе признаки метафоры, символа, лейтмотива и порождающий / притягивающий многие иные романные образы, прямо или косвенно с ним связанные. Применены метод мотивного анализа и герменевтико-интерпретационный метод. Образ поезда характеризуется состоянием призрачности, распространяющимся на героев романа и на всю художественную реальность в целом. Признаки призрачного поезда обнаруживаются во внешнем виде и убранстве дома, где живут русские эмигранты, в городе, в котором они оказались волею судьбы, в их собственных чертах, именах, словах, поступках. Призрачные персонажи похожи на тени и мертвецов; Берлин скрыт дымом, облаками, водой. При этом в системе набоковского двоемирия «Машеньки» призрачно не только здесь, но и там, то есть Россия, восстанавливаемая в воспоминании главного героя. Россия и Машенька вначале предстают в светлых воздушных тонах, но постепенно сумрачная призрачная железнодорожная образность проникает и в эти воспоминания. Финал романа неоднозначен: учитывая возможную соотнесенность сюжетов и образной системы этого набоковского произведения и стихотворения Н. С. Гумилева «Заблудившийся трамвай», а также склонность писателя к столкновению взаимоисключающих вариантов развития событий, можно предположить, что герой, садясь в поезд, увозящий его из Берлина и от прошедшей любви, как выходит за пределы сновидческой реальности, так и остается в ней.

Об авторе

Цзывэй Чжу
Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Китай

Шэньчжэнь, Москва


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Александров В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. СПб.: Алетейя, 1999. 320 с.

2. Андреева В. А. Композиция воспоминания в романе Гайто Газданова «Пробуждение». Верхневолжский филологический вестник. 2017. № 2. С. 21–26. https://www.elibrary.ru/yyyqvp

3. Балашова Е. А. «Крушение» В. Набокова: внутри контекста. Вестник славянских культур. 2023. № 69. С. 168–175. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-168-175

4. Белова Т. Н. Художественное и документальное в мемуарных романах В. Набокова «Другие берега» и «Память, говори». Филология и культура. 2012. № 4. С. 77–81. https://www.elibrary.ru/pyyirl

5. Белоусова Е. Г. О кинематографичности романа В. Набокова «Машенька». Вестник ТГУ. Филология. 2017. № 47. С. 88–99. https://doi.org/10.17223/19986645/47/6

6. Болдырева Е. М. Топология памяти в автобиографическом тексте: роман И. Бунина «Жизнь Арсеньева» в контексте западноевропейского модернизма (В. Беньямин «Берлинская хроника»). Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 2. С. 42–48. https://doi.org/10.24411/2499-9679-2019-10384

7. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах Владимира Набокова. М.: НЛО, 1998. 208 с.

8. Дайнеко М. В. Контексты лексем поезд и train, создающих образ эмигрантского пансиона в романе В. Набокова «Машенька» и его англоязычной версии. Вопросы межкультурной коммуникации и зарубежной литературы в свете современных исследований: XXXIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20–21 октября 2022 г.) Чебоксары: ЧГПУ, 2022. С. 83–97. https://www.elibrary.ru/aeprwt

9. Дарк О. И. Комментарии. In: Набоков В. В. Собрание сочинений. М.: Правда, 1990. Т. 1. С. 410–415.

10. Долинин А. А. Истинная жизнь писателя Сирина. In: Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в 5 томах. СПб.: Симпозиум, 2009. Т. 2. С. 9–41.

11. Каракуц-Бородина Л. А. «Под тошный шумок макинтоша»: об одном слове в русской прозе Владимира Набокова. Российский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 5. С. 364–372. https://doi.org/10.15643/libartrus-2022.5.5

12. Карасева О. Г. Синтетизм: Е. Замятин, эпоха, новая проза. Информационный бюллетень № 9 Двенадцатого методического совета Института по обобщению передового опыта учебно-методической работы на кафедрах и в подразделениях в Голицыне. Голицыно: ГВИ ФПС РФ, 1998. С. 35–53.

13. Лебедева В. Ю. Мотив некропространства в романе В. Набокова «Машенька». Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 3-2. С. 79–81. https://www.elibrary.ru/ktuvbn

14. Левин Ю. И. Биспациальность как инвариант поэтического мира В. Набокова. Russian Literature. 1990. Т. 28. № 1. С. 45–123. https://doi.org/10.1016/0304-3479(90)90045-I

15. Левин Ю. И. Заметки о Машеньке В. Набокова. Russian Literature. 1985. Т. 18. № 1. С. 21–30. https://doi.org/10.1016/0304-3479(85)90013-4

16. Левинг Ю. Вокзал-Гараж-Ангар: Владимир Набоков и поэтика русского урбанизма. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. 400 с. https://www.elibrary.ru/qrcxjh

17. Леденев А. В. Набоков и другие: Поэтика и стилистика Владимира Набокова в контексте художественных исканий первой половины ХХ века. М.-Ярославль, 2004. 253 с. https://www.elibrary.ru/qriygd

18. Леденев А. В. Северо-запад в «метагеографии» В. Набокова. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2006. № 8. С. 23–29. https://www.elibrary.ru/hvsaxz

19. Морозов Д. В. Художественное пространство-время в романе Набокова «Машенька». Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 1. С. 165–169. https://www.elibrary.ru/mtbxgx

20. Муратова Н. А., Жиличева Г. А. Семиотика поезда в русской литературе: интермедиальный и метапоэтический аспекты. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 1. С. 50–59. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-50-59

21. Мурашёва О. П., Караева Л. Н. Бронепоезд «Дым» как сквозная пространственная структура в романе Г. Газданова «Вечер у Клэр». Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 1. № 4. С. 177–180. https://www.elibrary.ru/piwutp

22. Николаев Д. Д. Поездка в поезде как сюжетный прием в творчестве Бунина. Статья первая: Запад и Восток. Сюжетология и сюжетография. 2020. № 2. С. 355–370. https://doi.org/10.25205/2410-7883-2020-2-355-370

23. Осипова Н. О. Семантика вокзала в русской поэзии первой трети XX века. Русская классика XX века: пределы интерпретации, отв. ред. Л. П. Егорова. Ставрополь: СГПУ, 1995. С. 89–93.

24. Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова. В. В. Набоков: pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей, отв. ред. Д. К. Бурлака. СПб.: РХГИ, 1997. Т. 1. С. 491–513.

25. Ролен О. Пейзажи детства. Эссе. М.: Независимая Газета, 2001. 208 с.

26. Стрельникова Л. Ю. Идея «Вечного возвращения» как игра с ценностями жизни в романе В. Набокова «Машенька». Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 2. С. 113–120. https://www.elibrary.ru/wantkf

27. Тамми П. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова. В. В. Набоков: pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей, отв. ред. Д. К. Бурлака. СПб.: РХГИ, 1997. Т. 1. С. 514–528.

28. Тименчик Р. Д. Расписанье и Писанье. Stanford Slavic Studies. Vol. 8. Themes and Variations: In Honor of Lazar Fleishman, eds. K. Polivanov, I. Shevelenko, A. Ustinov. Stanford: Stanford UP, 1994. P. 70.

29. Титов О. А. Имплицитные метафоры поезда в романе В. Набокова «Подвиг». Язык русской литературы XX века, общ. ред. О. П. Мурашёва, Н. А. Николина. Ярославль: ЯГПУ, 2010. Т. 4. С. 102–115. https://www.elibrary.ru/uwvbrn

30. Тюленева Е. М. Мифологема «вокзала» в поэтическом пространстве Б. Пастернака 1910–1920-х годов. Творчество писателя и литературный процесс. Слово в художественной литературе, стиль, дискурс, отв. ред. В. П. Раков. Иваново: ИвГУ, 1999. С. 97–108.

31. Шунейко А. А., Чибисова О. В. Сто лет «Заблудившегося трамвая» Н. С. Гумилева в отражении отечественной аналитики. Вестник ТГУ. Филология. 2021. № 71. С. 294–309. https://doi.org/10.17223/19986645/71/18

32. Яновский А. О романе Набокова «Машенька». В. В. Набоков: pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей, отв. ред. Д. К. Бурлака. СПб.: РХГИ, 1997. Т. 1. С. 842–850.

33. Connolly J. W. Nabokov’s early fiction: Patterns of Self and Other. Cambridge-NY: Cambridge University Press, 1992, 279.

34. Foster B. J. Nabokov’s art of memory and European modernism. Princeton: Princeton University Press, 1993, 284.

35. Parker St. J. Understanding Vladimir Nabokov. Columbia: Univ of South Carolina Pr, 1987, 160.


Рецензия

Для цитирования:


Чжу Ц. Призрачный поезд как интегральный образ в романе В. В. Набокова «Машенька» (1926). СибСкрипт. 2024;26(4):637-646. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-637-646

For citation:


Zhu Z. Phantom Train as Integral Image in Vladimir Nabokov’s Mary (1926). SibScript. 2024;26(4):637-646. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-637-646

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)