Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Буддийский взгляд на трансцендентное в творчестве Елены Шварц

https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-618-628

Аннотация

В рамках исследования, посвященного буддийскому тексту современной русской литературы, анализируются поэтические и прозаические произведения Е. А. Шварц, в которых обнаруживаются буддийские идеи, мотивы, образы, определяются особенности и функции их творческого освоения. В своем художественном мире поэт создает жизнеспособную экуменическую утопию, существующую благодаря мистической широте и глубине героев ее произведений, благодаря особому пространству, внутри которого они пребывают: его территориальное и культурное сужение вынуждает их договариваться. Буддизм среди христианства, иудаизма и ислама в творчестве Елены Шварц представляет собой альтернативный, иной и одновременно сущностно схожий с авраамическими религиями вариант обретения трансцендентного. Его существование в петербургском или, шире, российском духовном пространстве воспринимается героями как тайна и вместе с тем как божественная данность, за которой стоит безразличие к вероучительной и сотериологической разнице религий на фоне возможного проявления сострадания. Буддизм в шварцевском творчестве стилистически русифицируется, христианизируется, равно как и, напротив, он оказывается способен к буддифицикации окружающей реальности. В творчестве Елены Шварц буддийские идеи, мотивы и образы соседствуют с христиан скими, создавая органическое духовное единство. Также выявлен параллельный авраамическим религиям буддийский сюжет духовного преображения героев шварцевских произведений, проходящих путь от явления им Будды до буддийского просветления.

Об авторе

Леонид Викторович Дубаков
Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
Китай

Scopus Author ID: 58250401700

Шэньчжэнь


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Алексеев П. В. Мусульманский Восток в литературе русского романтизма 1820–1830-х годов. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2014. 188 с. https://www.elibrary.ru/ykvaqo

2. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М.: Вост. лит., 2001. 508 с. https://www.elibrary.ru/ruuycb

3. Анпилов А. Д. Светло-яростная точка: . Новое литературное обозрение. 1999. № 35. С. 362–372. Novoe Literaturnoe Obozrenie, 1999, (35): 362–372. (In Russ.)

4. Анциферов Н. П. Душа Петербурга. М.: Бертельсманн Медиа Москау (БММ), 2014. 400 с.

5. Балашова А. А. «Ты мёду музыки лизнул, но весь ты в тине, все тот же грязи ты комок и смерти косточка в тебе посередине»: смерть в поэзии Елены Шварц 1970–1980-х гг. Новые российские гуманитарные исследования. 2020. № 15. https://www.elibrary.ru/lwssau

6. Бекметов Р. Ф. Русская литература и буддийско-даосский Восток (проблемы диалога). Казань: Школа, 2018. 328 с. https://www.elibrary.ru/xyrmqx

7. Бернюкевич Т. В. Буддизм в русской литературе конца XIX – начала XX века: идеи и реминисценции. СПб.: Нестор-История, 2018. 168 с.

8. Богумил Т. А. «Алтайский текст» и литература Алтая: к определению понятий. Филология и человек. 2017. № 4. С. 155–164. https://www.elibrary.ru/zwutmb

9. Воронцова К. В. Пространство, время, андрогин… Модели пространства в поэзии Елены Шварц. Kraków: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2016. 164 с.

10. Дарк О. И. Волна и пламень. О прозе Елены Шварц. Знамя. 2004. № 8. С. 206–211.

11. Дубаков Л. В. Буддийская экзотика в творчестве Э. В. Лимонова: философская и эстетическая критика. Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28. № 1. С. 118–122. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-1-118-122

12. Дубаков Л. В. Мотивы алхимического превращения в поэзии Е. Шварц. Актуальные проблемы современной филологии и методики преподавания языков: Межвуз. науч.-практ. конф. (Елабуга, 22–23 ноября 2007 г.) Елабуга: Елабужский гос. пед. ун-т, 2008. С. 198–201.

13. Дубаков Л. В., Го В. Культурный образ лисы-оборотня в поэзии Елены Шварц. Мир русскоговорящих стран. 2022. № 3. С. 81–94. https://doi.org/10.20323/2658-7866-2022-3-13-81-94

14. Дубакова А. А. Варианты религиозного примирения в поэмах Е. Шварц. Культура. Литература. Язык: конф. «Чтения Ушинского». (Ярославль, 1 января – 31 декабря 2009 г.) Ярославль: ЯГПУ, 2009. С. 118–120.

15. Захарова Д. А. Символика числа четыре в цикле Елены Шварц «Элегии на стороны света». Littera terra: X Междунар. конф. молодых ученых. (Екатеринбург, 3 декабря 2021 г.) Екатеринбург, 2022. Вып. 16. Ч. 1. С. 41–46. https://elibrary.ru/ogoftc

16. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. In: Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. С. 14–285.

17. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра Первого (к вопросу средневековой традиции в культуре барокко). Художественный язык Средневековья, отв. ред. В. А. Карпушин. М.: Наука, 1982. С. 236–249.

18. Люсый А. П. Крымский текст русской литературы: история и современность. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. № 11. С. 161–171. https://www.elibrary.ru/taunmz

19. Манн Ю. В. Москва в творческом сознании Гоголя: штрихи к теме. Москва и «московский текст» русской культуры, отв. ред. Г. С. Кнабе. М.: РГГУ, 1998. С. 63–81. https://www.elibrary.ru/rzbjod

20. Марков А. В. Синергетический фатализм и ситуативный хронотоп архитектурных образов Елены Шварц. Творчество и современность. 2020. № 2. С. 52–58. https://elibrary.ru/rctuvt

21. Меднис Н. Е. Венеция в русской литературе. Новосибирск: НГУ, 1999. 392 с. https://www.elibrary.ru/tpywok

22. Романов А. А. Оппозиции пространственного кода в лирике Елены Шварц. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2020. Т. 20. № 2. С. 218–222. https://elibrary.ru/znirry

23. Сидоров С. А. Буддизм: история, каноны, культура. М.: Дизайн. Информация. Картография; Астрель; АСТ, 2005. 487 с.

24. Скоропанова И. С. Теософско-антропософский экзистенциализм Елены Шварц. Аксиологический диапазон русской литературы, ред. Л. Л. Авдейчик. Мн.: БГУ, 2022. С. 138–148. https://elibrary.ru/uumjsh

25. Стрелков А. М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В., Рябов С. В. Буддизм. Каноны. История. Искусство. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2006. 600 с.

26. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (введение в тему). In: Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс-­Культура, 1995. С. 259–367. https://www.elibrary.ru/vkxbqn

27. Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. СПб.: Амфора, 2002a. 187 с.

28. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Акад. проект, 2000. 334 с. https://www.elibrary.ru/vrsdkp

29. Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. СПб.: Петерб. востоковедение, 2002b. 320 с.

30. Тюпа В. И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы. Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 27–35. https://www.elibrary.ru/ybsllf

31. Уланов М. С. Буддизм в русской культуре конца XIX – первой половины XX века. Элиста: КалмГУ, 2006. 115 с. https://elibrary.ru/rokgyd

32. Шмитт А. Метапоэтическая поэзия Елены Шварц: теория и практика художественного слова. «Вакансия поэта»-2: конф. (Воронеж, 18 мая – 28 ноября 2020 г.) Воронеж: Воронежская областная типография, 2020. С. 106–121. https://elibrary.ru/uyfrja

33. Шмитт А. Функция концептов ВОСТОК и ЗАПАД в поэзии Ольги Седаковой и Елены Шварц. Критика и семиотика. 2019. № 1. С. 93–107. https://doi.org/10.25205/2307-1737-2019-1-93-107

34. Шубинский В. И. Садовник и сад. О поэзии Елены Шварц. Знамя. 2001. № 11. С. 200–210.


Рецензия

Для цитирования:


Дубаков Л.В. Буддийский взгляд на трансцендентное в творчестве Елены Шварц. СибСкрипт. 2024;26(4):618-628. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-618-628

For citation:


Dubakov L.V. Buddhist View of the Transcendent in Elena Schwartz’s Poetry and Prose. SibScript. 2024;26(4):618-628. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-618-628

Просмотров: 191


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)