Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Ассоциативные поля культурно-маркированных лексем Чыл-Пажы и чалама в языковом сознании шорцев: психолингвистический эксперимент

https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-536-547

Аннотация

Языковое сознание билингвов и специфика ментальной репрезентации культурно значимой информации представителями разных этносов входят в круг актуальных вопросов целого ряда научных направлений современности: когнитивной лингвистики, психолингвистики, культурологии и теории языка. Ассоциативные поля культурно-маркированной лексики – значимый материал для исследования этнической картины мира определенного этноса. Применение психолингвистического метода для исследования данного научного объекта определяет новизну работы. Цель – изучить, как культурный синкретизм современного национального праздника отражается на ментальной репрезентации культурно значимой информации. Представлены результаты исследования ассоциативных полей культурно-маркированных лексем Чыл-Пажы и чалама в языковом сознании шорцев – представителей малого коренного народа России, проживающих на юге Кемеровской области – Кузбасса, расположенной на юго-востоке Западной Сибири. Источниковая база исследования: 412 ассоциатов, полученных в ходе проведения цепочечного ассоциативного эксперимента на стимул Чыл-Пажы; 359 ассоциатов – на стимул чалама. В психолингвистическом эксперименте приняли участие 89 представителей шорского этноса в возрасте от 14 до 65 лет. Эксперимент был проведен 29 октября 2022 г. в пгт. Шерегеш во время районного фестиваля национальных культур «Наш дом – Россия», посвященного году культурного наследия народов России. Ассоциативный эксперимент показал, что в сознании представителей шорского этноса шорский Новый год Чыл-Пажы обнаруживает пересечения как с российским Новым годом, так и с традициями других коренных народов Западной Сибири. Этот процесс обнаруживает себя даже на уровне правописания: многие респонденты использовали хакасский или русифицированный вариант написания ассоциатов. Сегодня для респондентов, идентифицирующих себя как коренных шорцев, Чыл-Пажы – праздник, когда на березу привязываются цветные чалама, а черные сжигаются в костреколодце. При этом как шорский Новый год Чыл-Пажы – календарный праздник света, связанный с весной, и остается прочно вписан в картину мира шорского народа. Чалама – цветные ленты, которые в качестве традиционного обряда привязывают на березу и на которых завязывают узлы с целью загадать желание. Стимул чалама практически не вызвал реакций, которые ассоциировались бы с российским Новым годом, кроме ритуала загадывания желания.

Об авторах

Вероника Александровна Каменева
Кемеровский государственный университет
Россия

Scopus Author ID: 57296227500

Кемерово


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Надежда Владимировна Рабкина
Кемеровский государственный университет
Россия

 

Scopus Author ID: 57202906903

Кемерово


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Антонина Павловна Картавцева
Филиал Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева в г. Прокопьевске
Россия

Scopus Author ID: 58516422600

Прокопьевск


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Наталья Ильдаровна Чепсаракова
Центр развития творчества детей и юношества ; Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия

Шерегеш, Абакан


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Анжиганова Л. В. Эволюция мировоззрения хакасов. Абакан: Хакасское кн. изд-во, 2007. 146 с. https://www.elibrary.ru/mrfrpw

2. Арбачакова Л. Н. Современные (нео) шаманы Горной Шории. Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2022. № 4. С. 103–110. https://doi.org/10.23951/2307-6119-2022-4-103-110

3. Борина Л. С. Этноним «шорцы»: к вопросу о конструировании этнических границ. Вестник Томского государственного университета. 2007. № 304. С. 94–97. https://www.elibrary.ru/jguapk

4. Бурнакова А. В. Чыл пазы – традиционный праздник хакасов. Этнография: 57-й Междунар. науч. студенч. конф. (Новосибирск, 14–19 апреля 2019 г.) Новосибирск: НГУ, 2019. С. 76–77. https://www.elibrary.ru/czrhpv

5. Гарелик П. Д. Подходы к актуализации родовых культов шорцев в средовых музеях. Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2017. № 3. С. 245–247. https://www.elibrary.ru/upvpzs

6. Гольдин В. Е. Семантически неадекватные ассоциативные реакции и ядро языкового сознания. Вопросы психо­лингвистики. 2015. № 24. С. 218–225. https://www.elibrary.ru/txixgz

7. Данилин А. Г. Бурханизм. Из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае. Горно­Алтайск: Ак Чечек, 1993. 208 с.

8. Дыренкова Н. П. Тюрки Саяно-Алтая: статьи и этнографические материалы. СПб.: Наука, 2012. 408 с. https://www.elibrary.ru/tcoliz

9. Екеева Э. В. Ритуальная атрибутика в культе природы алтайцев. In: Екеева Э. В., Белекова Э. А. Культовая атрибутика в традиционном мировоззрении алтайцев. Горно-Алтайск: НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова, 2018. С. 4–60. https://www.elibrary.ru/ijlolo

10. Екеева Э. В., Муйтуева И. Н., Ойношев В. П. Символика и обрядность в традиционной культуре алтайцев. Горно-­Алтайск: НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова, 2020. 272 с. https://www.elibrary.ru/tmcdiu

11. Зыкин А. В. Развитие культуры и этнического самосознания шорцев в XX веке. Человек. Культура. Образование. 2018. № 4. С. 74–89. https://www.elibrary.ru/vuvyee

12. Казачинова Г. Г., Татарова В. К. «Чыл Пазы. Голова года». Творческая реконструкция, дизайн праздника и научно-­экспериментальные модели сценариев. Абакан: Роса, 1997. 52 с.

13. Каменева В. А., Рябова М. Ю., Рабкина Н. В., Григорьева Н. В., Картавцева М. П. Праздник Пельменек в преломлении языкового сознания телеутов детского и подросткового возраста. Политическая лингвистика. 2023. № 4. С. 133–141. https://www.elibrary.ru/rkdwqe

14. Караулов Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети. Языковое сознание и образ мира, отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: ИЯз РАН, 2000. С. 191–206. https://www.elibrary.ru/sijqlh

15. Кимеев В. М. Проблема этногенеза шорцев. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3-3. С. 56–66. https://www.elibrary.ru/tcewwz

16. Кимеев В. М. Религиозный синкретизм или мифотворчество в мировоззрении современных коренных народов Кузбасса? Культура в евразийском пространстве: традиции и новации: II Междунар. науч.-практ. конф. (Барнаул, 12–13 мая 2016 г.) Барнаул: АГИК, 2016. Ч. 1. С. 25–27. https://www.elibrary.ru/wxsfpv

17. Кимеев В. М. Формирование обрядности шорцев под влиянием соседних народов – хакасов, алтайцев, русских сибиряков: ретроспектива и современность. Алтай – Западная Сибирь в XIX – начале XX вв.: население, хозяйство, культура: Всерос. науч.-практ. конф. (Горно-Алтайск, 15–18 мая 2018 г.) Горно-Алтайск: НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова, 2018. С. 207–212. https://www.elibrary.ru/phrndt

18. Кимеев В. М., Копытов А. И. Горная Шория. Историко-этнографические очерки. Кемерово: Примула, 2018. 600 с.

19. Кимеева Т. И., Абрамова П. В., Насонов А. А. Интерпретация и реконструкция традиционной обрядности с позиции семиотического подхода (на примере шорского обряда шачыг). Научный диалог. 2021. № 6. С. 361–377. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-6-361-377

20. Кошелева Е. Ю. «Этнический ренессанс» конца ХХ в.: шорский опыт этнического возрождения. Молодой ученый. 2015. № 9. С. 930–934. https://www.elibrary.ru/trndyd

21. Курьянова Т. С. Актуализация культурного наследия коренных народов в музеях Южной Сибири. Томск: ТГУ, 2015. 256 с. https://www.elibrary.ru/myneej

22. Соболенко В. Е. Этнотуризм в России: современное состояние и ориентиры развития. Актуальные исследования. 2020. № 24. С. 66–70. https://www.elibrary.ru/dzwata

23. Уртегешев Н. С. Шорский национальный костюм, орнамент. Абакан: Новосибирский региональный Общественный Фонд сохранения культуры хакасов «Ал Хоорай». 2020. 68 с.

24. Цуканова О. А. Культурно-историческая динамика шорских традиционных верований и культов. Миссия конфессий. 2020. Т. 9. № 8. С. 919–924. https://www.elibrary.ru/fpdgzn

25. Чибилёва В. П., Филимонова И. Ю. Этнический туризм как фактор устойчивого развития территорий: культурно-­познавательный аспект. Этническая культура. 2020. № 1. С. 26–29. https://doi.org/10.31483/r-75012

26. Чистанова О. М. Хакасские и славянские праздники как элементы годичного цикла жизнедеятельности. Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: III Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. (Кызыл, 26–30 июня 2015 г.) Кызыл: ТувГУ, 2015. С. 22–23. https://www.elibrary.ru/whzoav

27. Юша Ж. М. Фольклор и обряд тувинцев Китая в начале XXI века: структура, семантика, прагматика: дис. … д-ра филол. наук. Новосибирск, 2017. 434 с. https://www.elibrary.ru/mlvtfx

28. Chistyakova O. V. Ethnic tourism as knowing other. RUDN Journal of Philosophy, 2020, 24(4): 720–729. https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-4-720-729

29. Harrison J. E. Ancient art and ritual. L.: Williams and Norgate; NY: Henry Holt, 1913, 256.

30. Khetagurova V. Sh., Kryukova E. M. Complex development of ethno-gastronomic tourism in Russia as a factor of preserving ethnic identity. Service and Tourism: Current Challenges, 2021, 15(4): 50–61. https://doi.org/10.24412/1995-0411-2021-4-50-61

31. Rabkina N., Pavlova O., Valko O. Prospects for industrial and post-industrial tourism in Kuzbass Coal Mining Cluster. E3S Web of Conferences: 5th Intern. Innovative Mining Symposium, IIMS 2020, Kemerovo, 19–21 Oct 2020. Kemerovo, 2020. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017404018

32. Vergun T., Grishin D. Impact of ethnic tourism on inter-ethnic relations. Science Almanac of Black Sea Region Countries, 2020, (1): 17–23. https://www.elibrary.ru/wmdtie


Рецензия

Для цитирования:


Каменева В.А., Рабкина Н.В., Картавцева А.П., Чепсаракова Н.И. Ассоциативные поля культурно-маркированных лексем Чыл-Пажы и чалама в языковом сознании шорцев: психолингвистический эксперимент. СибСкрипт. 2024;26(4):536-547. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-536-547

For citation:


Kameneva V.A., Rabkina N.V., Kartavtseva A.P., Chepsarakova N.I. Associative Fields of Culturally Marked Lexemes Chyl-Pazhy and Chalama in the Language Consciousness of Shorians: A Psycholinguistic Experiment. SibScript. 2024;26(4):536-547. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-536-547

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)