Субъективная оценка характера взаимодействия отцов с детьми-подростками
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-314-322
Аннотация
Динамичность социально-культурных процессов, происходящих в современном мире, способствует качественному пересмотру содержания ролей, семейных отношений, понимания родительства. Наблюдается разделение сфер психологического взаимодействия между родителями, трансформация статуса отца. В связи с этим значимым представляется исследование характера взаимодействия современных отцов со своими детьми-подростками. Характеристики взаимодействия отца и ребенка-подростка изучались с помощью методик PARI Е. С. Шефер и Р. К. Белл (в адаптации Т. В. Нещерет), «Взаимодействие родитель – ребенок» (И. М. Марковская), родительская идентичность и установки – с использованием опросника Дж. Плека. Согласованность характеристик взаимодействия отцов с детьми определялась коэффициентом Спирмена, различия в характеристиках взаимодействий в оценках отцов и детей устанавливались с использованием U-критерия Манна-Уитни. Представлены результаты оценки отцами и их детьми (40 пар отец – подросток) характеристик взаимодействия друг с другом. Обосновано, что, по мнению подростков, основным показателем взаимодействия отца с ребенком является отсутствие строгости в их отношениях, а по мнению отцов – эмоциональная близость родителя и подростка. Различий в оценке взаимодействий между отцами и детьми не обнаружено. Отцы и дети-подростки демонстрируют единство в оценке своих отношений: отец является нестрогим, а особенностями их взаимодействия является принятие, сотрудничество и последовательность со стороны отца. Значимым параметром, описывающим особенности взаимодействия в диаде отец – ребенок- подросток, является эмоциональная близость, которая является зоной особого внимания со стороны специалистов, работающих с запросом от родителей по коррекции детско-родительских отно шений на этапе подросткового кризиса ребенка.
Об авторах
Лариса Владимировна СкороваРоссия
Иркутск
Scopus Author ID: 57208554057
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Яна Владимировна Новгородцева
Россия
Иркутск
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Авдеева Н. Н., Хоффман Б. Я. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями. Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 69–78. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080407
2. Антипова О. Л. Психология отцовства: тенденции исследования роли отца в родительстве. Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2019. № 1-2. С. 27–31. https://elibrary.ru/pwivrj
3. Архиреева Т. В. Личностные детерминанты отношения отца к ребенку. Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 52–61. https://elibrary.ru/pyhlen
4. Безрукова О. Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы. Социологические исследования. 2016. № 3. С. 118–127. https://elibrary.ru/vxvztp
5. Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Отцовство в современной России: смыслы, ценности, практики и межпоколенческая трансляция. Социологические исследования. 2022. № 2. С. 94–106. https://doi.org/10.31857/S013216250016970-0
6. Бекетова Е. Н., Мамедова Л. В. Классификация ролевых моделей отцовства. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 4-1. С. 219–226. https://elibrary.ru/zvrild
7. Борисенко Ю. В. Психология отцовства. М.-Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. 220 с. https://www.elibrary.ru/tbajmd
8. Борисенко Ю. В., Портнова А. Г. Проблема отцовства в современном обществе. Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 122–131. https://elibrary.ru/qcbpzp
9. Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 2. С. 137–146. https://elibrary.ru/kgcffb
10. Гулина М. А., Васильева Н. Л. «Отцы и дети»: психоаналитический взгляд на роль отца в развитии личности ребенка. Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 151–168. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260410
11. Карельская Л. П. Тенденции развития современного института отцовства. Наука и образование: современные тренды. 2015. № X. С. 30–38. https://elibrary.ru/vspxit
12. Клепцов Н. Н., Клепцова Е. Ю. Отцовство в юнгинианской психологии. Человеческий капитал. 2023. № 4. С. 180–185. https://doi.org/10.25629/HC.2023.04.20
13. Клепцов Н. Н., Клепцова Е. Ю. Феномен отцовства в современном обществе. Человеческий капитал. 2021. № 2. С. 81–89. https://doi.org/10.25629/HC.2021.02.07
14. Колодина А. В. Представления родителя о ребенке как фактор детско-родительских отношений. Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 2. С. 69–77. https://elibrary.ru/xdxztl
15. Латышева Ю. А. Феномен отцовства: современные исследования. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 1. С. 47–51. https://elibrary.ru/qcellz
16. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми. Журнал практического психолога. 1998. № 3. С. 24–25.
17. Рождественская Е. Ю. Отцовство: либеральный тренд от «отца» к «папе»? Социологический журнал. 2010. № 3. С. 75–89. https://elibrary.ru/noatjg
18. Токарева Ю. А., Носкова М. В., Свеженцева Е. А. Феномен современного отцовства: психология детскородительского взаимодействия отца с ребенком. Екатеринбург: УГМА, 2014. 283 с. https://elibrary.ru/vrjyej
19. Чикалова Е. А. Отцовство в фокусе западных социологических и психологических исследований: проблемы и перспективы. Петербургская социология сегодня. 2016. № 7. С. 201–215. https://elibrary.ru/xhrygr
20. Шевченко И. О. Эволюция научных исследований отцовства. Вестник Института социологии. 2023. Т. 14. № 3. С. 175–196. https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.3.12
21. Янак А. Л. Отцовская вовлеченность в семьях различных типов. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 2. С. 124–131. https://elibrary.ru/xwpood
22. Baker C. E. When daddy comes to school: Father–school involvement and children’s academic and social–emotional skills. Early Child Development and Care, 2016, 188(2): 208–219. https://doi.org/10.1080/03004430.2016.1211118
23. Downer J., Campos R., McWayne C., Gartner T. Father involvement and children’s early learning: A critical review of published empirical work from the past 15 years. Marriage & Family Review, 2008, 43(1-2): 67–108. https://doi.org/10.1080/01494920802010264
24. Lamb M. E., Pleck J. H., Charnov E. L., Levine J. A. A biosocial perspective on parental behavior and involvement. Parenting across the life span: Biosocial dimensions, ed. Altmann J. NY: Routledge, 1987, 111–142.
25. Marks L., Palkovitz R. American fatherhood types: The good, the bad, and the uninterested. Fathering, 2004, 2(2): 113–129.
26. Schneider W. Die neuen Vater. Chancen und Risiken. Zum Wandel der Vaterrolle in Familie und Gesellschaft. Augsburg: AV-Verlag, 1989, 177.
27. The role of the father in child development, ed. Lamb M. E. Hoboken: Wiley, 2010, 672.
Рецензия
Для цитирования:
Скорова Л.В., Новгородцева Я.В. Субъективная оценка характера взаимодействия отцов с детьми-подростками. СибСкрипт. 2024;26(2):314-322. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-314-322
For citation:
Skorova L.V., Novgorodtseva Ya.V. Subjective Assessment of Father – Teenage Child Interaction. SibScript. 2024;26(2):314-322. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-314-322