Факторная модель компетентности жизнестроительства старшеклассников
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-299-313
EDN: jkqfpb
Аннотация
Приведены результаты исследования компетентности жизнестроительства старшеклассников. Исследование проводилось в 2019–2022 гг. на базе общеобразовательных школ г. Красноярск. Респондентами выступили обучающиеся 9–11 классов (n = 200). Цель – выделить и описать факторы проявления компетентности жизнестроительства старшеклассников как стратегии жизнестроительства, продемонстрировать связь выделенных стратегий с концепцией бытия-в-мире М. Хайдеггера, Л. Бисвангера и концепцией фундаментальных экзистенциальных мотиваций А. Лэнгле. Компетентность жизнестроительства понимается как интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовывать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для ответственного создания и реализации жизненных планов. Включает в себя следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, ценностно- смысловой, операциональный, рефлексивный и проактивный. Факторизация проводилась методом главных компонент при повороте Варимакс с нормализацией Кайзера. В результате факторного анализа определено 8 факторов – стратегий жизнестроительства: 1) целеустремленность, осмысленность, готовность к жизненному планированию; 2) сотрудничество; 3) рефлексивное управление деятельностью; 4) соотнесенность с миром; 5) владение собой и ситуацией; 6) самореализация; 7) динамическое равновесие; 8) самостановление. Данные факторы указывают на связь процесса жизнестроительства старшеклассников с реализацией четырех экзистенциальных фундаментальных мотиваций по А. Лэнгле и форм бытия-в-мире по М. Хайдеггеру, Л. Бисвангеру. Отмечается связь стратегий жизнестроительства со всеми формами бытия-в-мире; стремление старшеклассников к исполнению мотивации к физическому выживанию и духовному преодолению бытия, к получению радости от жизни и переживанию ценностей, к персональной аутентичности и справедливости; недостаточность в силу возраста предпосылок для исполнения четвертой экзистенциальной мотивации – мотивации к обретению экзистенциального смысла.
Об авторах
Юлия Владимировна ОльховаРоссия
Красноярск
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Марина Вадимовна Сафонова
Россия
Красноярск
Scopus Author ID: 57219247722
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с. https://www.elibrary.ru/sgbtrn
2. Алиева М. Н., Рустамова Р. А. Сущность понятий компетенции и компетентности. Теория и практика современной науки. 2019. № 6. C. 578–583. https://www.elibrary.ru/fmrryl
3. Аннушкин Ю. В. Экзистенциальный подход в образовании как альтернатива социодинамической парадигме. Universum: психология и образование. 2016. № 3-4. URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/3037 (accessed 20 Jul 2023). https://www.elibrary.ru/vsbccp
4. Басюк В. С. Личностные результаты освоения основных образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС общего образования. Развитие личности. 2017. № 3. C. 29–43. https://www.elibrary.ru/hosycd
5. Бинсвангер Л., Кун Р. Экзистенциальный анализ. М.: Ин-т Общегум. исслед., 2014. 272 с.
6. Володин В. В. Экзистенциальный подход к организации образовательного процесса: основные положения. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 10. C. 118–125. https://www.elibrary.ru/dglxfl
7. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Самоосуществление и удовлетворенность жизнью подростка: психолого-педагогический аспект. Известия Саратовского университета Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 3. С. 278–285. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-3-278-286
8. Даутова О. Б., Муштавинская И. В. Федеральный государственный образовательный стандарт: теория и практика организации учебно-воспитательного процесса. М.: Русское слово, 2022. 184 с.
9. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности. М.: Информ-Знание, 2005. 188 с. https://www.elibrary.ru/uhqkmj
10. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
11. Иванова Н. В. Целеполагание жизни как фактор развития личности современного студенчества. Психология человека в современном мире. Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений: Всерос. науч. конф. (Москва, 15–16 октября 2009 г.) М.: ИП РАН, 2009. С. 149–154. https://www.elibrary.ru/qxyrbx
12. Каримова Т. С., Подлиняев О. Л. Экзистенциальный подход и возможности использования его положений в образовательном пространстве вуза правоохранительного профиля. Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2016. № 2. C. 112–118. https://www.elibrary.ru/whharl
13. Когаловский С. Р. Компетенции против компетентности? Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 2. C. 69–77. https://www.elibrary.ru/faicym
14. Кузнецова Ю. С. Развитие адекватного отношения к жизненному пути и времени в юношеском возрасте. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 76-2. С. 154–159. https://www.elibrary.ru/jxumzf
15. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2008. 18 с.
16. Леонтьев Д. А. Человек и жизненный мир: от онтологии к феноменологии. Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 25–34. https://doi.org/10.17759/CHP.2019150103
17. Леонтьев Д. А., Лаптева Е. М., Осин Е. Н., Салихова А. Ж. Разработка методики дифференциальной диагностики рефлексивности. Рефлексивные процессы и управление: VII Междунар. симпозиум. (Москва, 15–16 октября 2009 г.) М.: Когито-Центр, 2009. С. 145–150. https://www.elibrary.ru/rzxotb
18. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. 4-е изд. М.: Генезис, 2020. 159 с.
19. Максимова Е. В. Специфика формирования жизненных планов будущих сотрудников правоохранительных органов. Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 214–220. https://elibrary.ru/plrxnp
20. Меньшикова Л. В., Левченко Е. В. Об истории становления понятия «жизненный мир» в психологии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2015. № 2. С. 4–9. https://www.elibrary.ru/tyfygv
21. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. 191 с.
22. Николенко О. Ю. Элементы компетентностной модели ученика в соотношении с компонентами функциональной грамотности: контент-анализ федерального государственного образовательного стандарта. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 4. C. 138–144. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2021-33-138-144
23. Ниязбаева Н. Н. Экзистенциальный поворот в педагогике и образовании: свобода, смыслы, самоосуществление. Историко-педагогический журнал. 2022. № 1. C. 36–44. https://elibrary.ru/oasgvc
24. Ольхова Ю. В., Сафонова М. В. Компетентность жизнестроительства: категория жизненного планирования в компетентностном подходе. Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2019. № 4. C. 127–142. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-169
25. Ольхова Ю. В., Сафонова М. В. Психолого-педагогические условия становления компетентности жизнестроительства старшеклассников в образовательной среде школы. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2022. № 5. С. 297–303. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-38
26. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
27. Подлиняев О. Л., Аннушкин Ю. В. Перспективы экзистенциального подхода в современном образовании. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 15. С. 72–80. https://elibrary.ru/vsxatd
28. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
29. Самсоненко Л. С. Изучение жизненных планов у современных старшеклассников. Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3. C. 58–61. https://doi.org/10.34671/SCH.BSR.2019.0303.0014
30. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. М., 1990. 48 с.
31. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 18 с. https://elibrary.ru/xwyiex
32. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования. Высшее образование сегодня. 2017. № 12. C. 9–16. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.17.12.P.09
33. Buhler C. M., Massarik F. The course of human life: A study of goals in the humanistic perspective. NY: Springer, 1968, 422.
34. Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs: General and Applied, 1966, 80(1): 1–28. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/h0092976
35. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values. Journal of Personality and Social Psychology, 1987, 53(3): 550–562. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0022-3514.53.3.550
Рецензия
Для цитирования:
Ольхова Ю.В., Сафонова М.В. Факторная модель компетентности жизнестроительства старшеклассников. СибСкрипт. 2024;26(2):299-313. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-299-313. EDN: jkqfpb
For citation:
Olkhova Yu.V., Safonova M.V. Factor Model of Life-Planning Competence in High School Students. SibScript. 2024;26(2):299-313. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-299-313. EDN: jkqfpb