Эмоциональный интеллект субъекта потенциальной научно-технической элиты России
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-277-286
EDN: gaboir
Аннотация
Высокоинтеллектуальная среда, а именно напряженный умственный труд, быстрое освоение нового материала, способность создания собственного продукта (проектная деятельность) и готовность к конкуренции и соперничеству, может привести к повышенному нервно-психическому напряжению, которое должно сохраняться длительное время. Для студентов ведущих технических вузов актуален и злободневен вопрос оптимальных способов преодоления сложных ситуаций. В статье анализируются теоретические подходы к изучению эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта личности. Описывается и методо логически обосновывается психологическая модель научно-технической элиты современной России. Модель включает эмоционально-волевой, потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой, социально- психологический и когнитивно-деятельный компоненты. Основное внимание уделяется эмпирическому исследованию эмоционально-волевого аспекта у представителей потенциальной инженерной и научно-технической элиты в техническом вузе. Цель – выявить психологические особенности эмоционального интеллекта и копинг- стратегий студентов начальных курсов. Выборку составили студенты инженерно-технических направлений первого курса Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (n = 111). Применялся следующий психодиагностический инструментарий: копинг-тест (методика Р. Лазаруса и С. Фолкмана в адаптции Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой), тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн). Анализ данных производился с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics V.22.0 с использованием метода математической статистики (Kruskal-Wallis H-test). Выявлено, что студенты целенаправленно анализируют сложные ситуации, прорабатывают различные варианты выхода из них, планируют и мысленно проигрывают собственное поведение, прибегая к прошлому опыту и имеющимся ресурсам. В целом использование данных преодолевающих моделей конструктивно сказывается на развитии личности инженера. Однако неразвитость эмоциональной сферы, скудость в проявлении чувств могут сказаться на межличностных и внутригрупповых отношениях. Результаты анализа указывают на необходимость развития эмоциональной сферы студентов-ядерщиков и инженеров и расширения спектра используемых ими стратегий совладания со стрессом.
Ключевые слова
Об авторах
Наталья Борисовна КарабущенкоРоссия
Москва
Scopus Author ID: 57190950556
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Игорь Александрович Паршутин
Россия
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Александр Николаевич Бобков
Россия
Москва
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Блинникова И. В., Бобков А. Н. Влияние профессионального опыта и эмоционального интеллекта на оценки эмоциогенных ситуаций врачами и психологами. Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: V Междунар. науч.-практ. конф. (Пятигорск, 5–7 октября 2018 г.) Иваново: Научный мир, 2018. Ч. 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». С. 55–61. https://doi.org/10.30888/978-5-6041451-4-2.1.7
2. Карабущенко Н. Б. Психология профессиональных элит в вузе. СПб.: Алеф-Пресс, 2016. 282 с.
3. Карабущенко Н. Б., Штырев М. М. Психологические особенности мотивационных установок личности молодежного лидера. Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: Всерос. науч. конф. (Ярославль, 8–20 октября 2020 г.) Ярославль: ЯрГУ; Филигрань, 2020. С. 509–513. https://www.elibrary.ru/irgkyz
4. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В., Замышляева М. С. Адаптация методик, изучение совладающего поведения Way of Coping Questionnaire (Опросник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкмана). Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 57–76. https://www.elibrary.ru/ygchhn
5. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям, ред. Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. М.: ИП РАН, 2009. С. 264–278. https://www.elibrary.ru/slanqv
6. Люсин Д. В. Стратегии переработки информации при распознавании эмоций. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 140–148. https://www.elibrary.ru/jwmcsl
7. A critique of emotional intelligence: What are the problems and how can they be fixed?, ed. Murphy K. R. Psychology Press, 2014, 388.
8. Aritzeta A., Mindeguia R., Soroa G., Balluerka N., Gorostiaga A., Elorza U., Aliri J. Team emotional intelligence in working contexts: Development and validation of the Team-Trait Meta Mood Scale (T-TMMS). Frontiers in Psychology, 2020, 11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00893
9. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto: Multi-Health Systems, 1997.
10. Bar-On R. The development of an operational concept of psychological well-being. PhD Diss. Rhodes University, 1988.
11. Boyatzis R. E. Competencies as a behavioral approach to emotional intelligence. Journal of Management Development, 2009, 28(9): 749–770. https://doi.org/10.1108/02621710910987647
12. Brackett M. A., Mayer J. D. Convergent, discriminant, and incremental validity of competing measures of emotional intelligence. Personality and Social Psychology Bulletin, 2003, 29(9): 1147–1158. https://doi.org/10.1177/0146167203254596
13. Cherniss C. Emotional intelligence: Toward clarification of a concept. Industrial and Organizational Psychology, 2010, 3(2): 110–126. https://doi.org/10.1111/j.1754-9434.2010.01231.x
14. Conte J. M. A review and critique of emotional intelligence measures. Journal of Organizational Behavior, 2005, 26(4): 433–440. https://doi.org/10.1002/job.319
15. Cooper R. K. Applying emotional intelligence in the workplace. Training & Development, 1997, 51(12): 31–39.
16. Dasborough M. T., Ashkanasy N. M., Humphrey R. H., Harms P. D., Credé M., Wood D. Does leadership still not need emotional intelligence? Continuing "The Great EI Debate". The Leadership Quarterly, 2022, 33(6). https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2021.101539
17. Extremera N., Quintana-Orts C., Sánchez-Álvarez N., Rey L. The role of cognitive emotion regulation strategies on problematic smartphone use: Comparison between problematic and non-problematic adolescent users. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2019, 16(17). https://doi.org/10.3390/ijerph16173142
18. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. 3rd ed. NY: Basic Books, 2011, 528.
19. Gardner H., Hatch T. Educational implications of the theory of multiple intelligences. Educational Researcher, 1989, 18(8): 4–10. https://doi.org/10.3102/0013189X018008004
20. Goleman D. Emotional intelligence. 25th ed. Bloomsbury Publishing, 2020, 352.
21. Goleman D. Working with emotional intelligence. NY: Bantam, 1998, 383.
22. Locke E. A. Why emotional intelligence is an invalid concept. Journal of Organizational Behavior, 2005, 26(4): 425–431. https://doi.org/10.1002/job.318
23. Lopes P. N., Grewal D., Kadis J., Gall M., Salovey P. Evidence that emotional intelligence is related to job performance and affect and attitudes at work. Psicothema, 2006, 18 Suppl: 132–138.
24. Matthews G., Zeidner M., Roberts R. D. Emotional intelligence: Science and myth. Cambridge: MIT press, 2004, 719.
25. Mayer J. D., Caruso D. R., Salovey P. Selecting a measure of emotional intelligence: The case of ability scales. Handbook of emotional intelligence: Theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace, eds. Bar-On R., Parker J. D. A. Jossey-Bass/Wiley, 2000, 320–342.
26. Mayer J. D., Roberts R. D., Barsade S. G. Human abilities: Emotional intelligence. Annual Review of Psychology, 2008, 59: 507–536. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.59.103006.093646
27. Mindeguia R., Aritzeta A., Garmendia A., Martinez-Moreno E., Elorza U., Soroa G. Team emotional intelligence: Emotional processes as a link between managers and workers. Frontiers in Psychology, 2021, 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.619999
28. Neely-Martinez M. The smarts that count. HR Magazine, 1997, 42(11): 72–77.
29. Pacheco E. N., Rey L., Sánchez-Álvarez N. Validation of the Spanish version of the Wong Law emotional intelligence scale (WLEIS-S). Psicothema, 2019, 31(1): 94–100. https://doi.org/10.7334/psicothema2018.147
30. Petrides K. V. Trait emotional intelligence theory. Industrial and organizational psychology, 2010, 3(2): 136–139. https://psycnet.apa.org/doi/10.1111/j.1754-9434.2010.01213.x
31. Petrides K. V., Furnham A. Trait emotional intelligence: Behavioural validation in two studies of emotion recognition and reactivity to mood induction. European Journal of Personality, 2003, 17(1): 39–57. https://doi.org/10.1002/per.466
32. Petrides K. V., Furnham A., Mavroveli S. Trait emotional intelligence: Moving forward in the field of EI. Emotional intelligence: Knowns and unknowns, eds. Matthews G., Zeidner M., Roberts R. D. Oxford: Oxford University Press, 2007, 151–166.
33. Rapisarda B. A. The impact of emotional intelligence on work team cohesiveness and performance. The International Journal of Organizational Analysis, 2002, 10(4): 363–379. https://doi.org/10.1108/eb028958
34. Rezvani A., Barrett R., Khosravi P. Investigating the relationships among team emotional intelligence, trust, conflict and team performance. Team Performance Management, 2019, 25(1/2): 120–137. https://doi.org/10.1108/TPM-03-2018-0019
35. Rosete D., Ciarrochi J. Emotional intelligence and its relationship to workplace performance outcomes of leadership effectiveness. Leadership & Organization Development Journal, 2005, 26(5): 388–399. https://doi.org/10.1108/01437730510607871
36. Ruisel I. Social intelligence: concepts and methodological problems. Studia Psychologica, 1992, 34(4-5): 281–296.
37. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence. Imagination, cognition and personality, 1990, 9(3): 185–211. https://doi.org/10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG
38. Schutte N. S., Malouff J. M., Hall L. E., Haggerty D. J., Cooper J. T., Golden C. J., Dornheim L. Development and validation of a measure of emotional intelligence. Personality and individual differences, 1998, 25(2): 167–177. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(98)00001-4
39. Sharma S., Tiwari V. Emotional intelligence and career success: Does resilience matter? Global Business and Organizational Excellence, 2023, 42(6): 138–153. https://doi.org/10.1002/joe.22196
40. Steiner C., Perry P. Achieving emotional literacy. Simon & Schuster Audio, 1997.
41. Thorndike E. L. Intelligence and its uses. Harper's magazine, 1920, 140: 227–235.
42. Wechsler D. Non-intellective factors in general intelligence. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 1943, 38(1): 101–103. https://doi.org/10.1037/h0060613
43. Wilhelm O. Measures of emotional intelligence: Practice and standards. Emotional intelligence: An international handbook, eds. Schulze R., Roberts R. D. Hogrefe & Huber Publishers, 2005, 131–154.
44. Wong C.-S., Law K. S. The effects of leader and follower emotional intelligence on performance and attitude: An exploratory study. The Leadership Quarterly, 2002, 13(3): 243–274. https://doi.org/10.1016/S1048-9843(02)00099-1
Рецензия
Для цитирования:
Карабущенко Н.Б., Паршутин И.А., Бобков А.Н. Эмоциональный интеллект субъекта потенциальной научно-технической элиты России. СибСкрипт. 2024;26(2):277-286. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-277-286. EDN: gaboir
For citation:
Karabushchenko N.B., Parshutin I.A., Bobkov A.N. Emotional Intelligence of Russia’s Potential Scientific and Technical Elite. SibScript. 2024;26(2):277-286. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-277-286. EDN: gaboir