Модель эколого-психологического сопровождения формирования эмоционального благополучия дошкольников в экстремальных климатографических условиях
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-243-264
EDN: axuxvj
Аннотация
Анализируется современное состояние проблемы формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие рассматривается как фундаментальный базис психологического здоровья, проявляющийся в позитивных эмоциональных состояниях ребенка в контексте социальной среды, в его способности поддерживать стабильность эмоциональной сферы при взаимодействии с окружающим миром, обеспечивающий достаточно низкий уровень тревожности, эмоциональный комфорт и адекватную самооценку. Показано негативное влияние климатогеографических факторов, оказывающих тормозящее действие на формирование эмоционального благополучия дошкольников, проживающих за полярным кругом. Выделены специфические психолого-педагогические условия, реализация которых нивелирует отрицательное воздействие факторов среды и способствует формированию эмоционального благополучия. К числу специфических психолого-педагогических условий отнесены мониторинг психоэмоционального состояния дошкольника, гибкая настройка предметно-пространственной среды образовательной организации и применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В статье представлена авторская модель эколого-психологического сопровождения детей дошкольного возраста. Ключевым аспектом модели является активное взаимодействие с растениями и животными при использовании авторских методик, которые разрабатывались с учетом климатогеографических условий заполярных регионов. Эколого-психологическое сопровождение влияет на ребенка за счет положительных эмоций при взаимодействии с растениями и животными. Разработка модели эколого-психологического сопровождения для формирования эмоционального благополучия дошкольников, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях, позволила создать план реализации психолого-педагогических условий, обосновать целесообразность применения здоровье сберегающей технологии в ходе активного сотрудничества дошкольного учреждения и ботанического сада.
Об авторах
Ирина Владимировна КалашниковаРоссия
Апатиты
Scopus Author ID: 57282052300
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Ксения Николаевна Белогай
Россия
Кемерово
Scopus Author ID: 36620813000
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Акулова О. В., Бабаева Т. И., Березина Т. А., Вербенец А. М., Гогоберидзе А. Г., Грядкина Т. С., Деркунская В. А., Ивченко Т. А., Михайлова З. А., Никонова Н. О., Новицкая В. А., Полякова М. Н., Римашевская Л. С., Солнцева О. В., Сомкова О. Н., Таратухина М. С., Яфизова Р. И. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 2013. 464 с. https://elibrary.ru/rxxyvv
2. Асмус Е. В. Психолого-педагогические условия сопровождения формирования эмоциональной сферы детей с речевыми нарушениями. Современная наука: теоретический и практический взгляд: VI Междунар. науч.-практ. конф. (Таганрог, 19 декабря 2016 г.) Таганрог: Перо, 2016. С. 26–31. https://elibrary.ru/xrembr
3. Бадулина О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: дис. … канд. пед. наук. М., 1998. 140 с. https://elibrary.ru/nlnjhv
4. Бойко В. И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2018: Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Магнитогорск, 21–23 марта 2018 г.) Магнитогорск: МГТУ, 2018. С. 740–744. https://elibrary.ru/xozafn
5. Бокучава Д. Д., Бородина Т. Л., Виноградова В. В., Глезер О. Б., Золотокрылин А. Н., Соколов И. А., Титкова Т. Б., Черенкова Е. А., Ширяева А. В. Природно-климатические условия и социально-географическое пространство России. М.: ИГ РАН, 2018. 154 с. https://elibrary.ru/vtayeg
6. Весна Е. Б., Ширяева О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности. Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 12. С. 31–41. https://elibrary.ru/kvnnex
7. Водолазская Е. С., Агафонов В. А. Животные-целители: кошки от гипертонии, собаки для детского здоровья, верховая езда при болезнях позвоночника. М.: Эксмо, 2008. 222 с. https://elibrary.ru/qlqxhv
8. Вяземский Е. Е. Вклад великого российского педагога К. Д. Ушинского в отечественную педагогику и образование. Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2023. № 2. С. 18–26. https://elibrary.ru/inpqku
9. Гагарин А. В. Воспитание природой: некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: МГППУ, 2000. 232 с. https://elibrary.ru/qijycp
10. Герасимова Е. Н., Фаустова И. В. Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 1. С. 174–178. https://elibrary.ru/mufcsh
11. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с.
12. Глебов В. В. Экологическая психология. М.: РУДН, 2008. 1 CD-ROM.
13. Гонтарь О. Б., Святковская Е. А., Калашникова И. В., Салтан Н. В., Носатенко О. Ю., Шлапак Е. П., Жиров В. К. Программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экотерапия для детей в возрасте 5–7 лет с логоневрозом». Апатиты: КаэМ, 2015. 36 с.
14. Гребенщикова Т. В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 72–78. https://elibrary.ru/uovrrr
15. Грохольская О. Г. Педагогические идеи и новаторский опыт В. А. Сухомлинского. История и педагогика естествознания. 2018. № 3. С. 48–51. https://doi.org/10.24411/2226-2296-2018-10308
16. Грунина С. О., Киселева Т. В. Экотерапия как средство коррекции страхов детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата. М.: ФОРУМ, 2011. 64 с. https://elibrary.ru/qmadrb
17. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: МПСИ, 1999. 308 с.
18. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 480 с. https://elibrary.ru/cigojr
19. Другова Л. А. Системные факторы эмоциональных нарушений у детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 16. № 40. С. 393–397. https://elibrary.ru/mippnv
20. Дьячкова М. Г., Беляков Н. Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера Российской Федерации. Экология человека. 2005. № 4. С. 19–23. https://elibrary.ru/hrstmv
21. Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология, ред. Н. В. Гришина, С. Н. Костромина. СПб.: СПбГУ, 2020. 532 с. https://elibrary.ru/slgyow
22. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2007. 310 с.
23. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. М.: Сфера, 2009. 288 с.
24. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8–14. https://elibrary.ru/ypeagd
25. Кавтарадзе Д. Н., Брудный А. А. Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития. М.: ФИРО, 2012. 63 с. https://elibrary.ru/qkuxwd
26. Калашникова И. В. Купирование негативного влияния факторов окружающей среды Кольского Севера методом экологической терапии. Ботанические сады в современном мире, отв. ред. В. Т. Ярмишко. СПб.: СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2023a. Вып. 4. С. 45–49. https://doi.org/10.24412/cl-36595-2023-4-45-49
27. Калашникова И. В. Образовательно-просветительская деятельность Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина как пример реализации непрерывного экологического образования в Заполярье. Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 2. С. 168–178. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2019-2-168-178
28. Калашникова И. В. Экологизация образовательной среды как условие купирования нервно-психического напряжения детей дошкольного возраста в Заполярье. Актуальные проблемы развития образования на современном этапе: XIII (L) Междунар. науч. конф. (Кемерово, 20 апреля 2023 г.). Кемерово: КемГУ, 2023b. С. 140–144. https://elibrary.ru/dookck
29. Калашникова И. В., Салтан Н. В., Гонтарь О. Б., Жиров В. К. Экологическая терапия как коррекционнопедагогический элемент в комплексном подходе при лечении логоневроза у дошкольников. Образование и наука. 2016. № 8. С. 127–144. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-8-127-144
30. Копытин А. И. Арт-терапевтическая среда с точки зрения клинического, социального и экологического подходов. Медицинская психология в России. 2016. № 1. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2016_1_36/nomer08.php (accesed 31 Jan 2024).
31. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Академия, 2003. 166 с.
32. Кузеванов В. Я., Сизых С. В. Экологические ресурсы ботанических садов: связь биоразнообразия и общества. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2010. № 3. С. 161–170. https://elibrary.ru/mvxakn
33. Лаптева Ю. А. Модель психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в современном детском саду. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 9. С. 57–63. https://elibrary.ru/vjyses
34. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 510 с. https://elibrary.ru/qxquuj
35. Лихачев Д. С. Заметки о русском. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. 516 с.
36. Лучич М. В. Детям о природе. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1989. 144 с.
37. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002. 336 с.
38. Николаева Т. С., Ядрихинская Л. С. Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников. Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2014. № 1. С. 238–240. https://elibrary.ru/uzpdgp
39. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2006. 108 с. https://elibrary.ru/qxofin
40. Панов В. И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с. https://elibrary.ru/qxjttx
41. Парк Р. Экология человека. Теория общества: фундаментальные проблемы, ред. А. Ф. Филиппов. М.: Канон-пресс-Ц, 1999. С. 384–400.
42. Попова Е. А., Андронов С. В., Попов А. И. Изменения физиологических показателей жителей Крайнего Севера под влиянием астрономических возмущений. Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13. С. 74–77. https://elibrary.ru/sszgqb
43. Попова О. Н., Щербина Ю. Ф. Климатогеофизическая характеристика Кольского Заполярья. Экология человека. 2012. № 5. С. 3–7. https://elibrary.ru/oxhesn
44. Практическая психология образования, ред. И. В. Дубровина. М.: Сфера, 2000. 528 с.
45. Семенова О. Е. Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в процессе позитивной социализации. Новое слово в науке: стратегии развития: VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 марта 2019 г.) Чебоксары: Интерактив плюс, 2019. С. 30–32. https://elibrary.ru/zignil
46. Сизых С. В., Кузеванов В. Я., Песков В. П., Белозерская С. И. Садовая терапия: использование ресурсов ботанического сада для адаптации и реабилитации. Иркутск: ИГУ, 2006. 48 с. https://elibrary.ru/rbyinv
47. Сизых С. В., Песков В. П., Карнышев А. Д., Шелкунова О. В., Кузеванов В. Я., Долгих В. В., Рычкова Л. В., Шенеман Е. А., Кузьмина Е. Ю. Садовая терапия. Иркутск: ИГУ, 2014. 259 с. https://elibrary.ru/ulnjnd
48. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. 621 с. https://elibrary.ru/qxnrzp
49. Стерлигова Е. А. Экологическая психология. Пермь: ПГНИУ, 2012. 212 с.
50. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. 312 с.
51. Тимофеев В. И., Филимоненко Ю. И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. 3-е изд., испр. СПб.: Иматон, 1995. 29 с.
52. Тихеева Е. И., Морозова М. Я., Чулицкая-Тихеева Л. И. Современный детский сад, его значение и оборудование. Пг.: Энергия, 1919. 208 с.
53. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика, 1974. 584 с.
54. Фадеева Т. В., Минияров В. М. Современные психолого-педагогические условия психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 4. С. 176–184. https://elibrary.ru/mosivb
55. Фаустова И. В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. Елец, 2011. 25 с. https://elibrary.ru/qhqxod
56. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство: прикладная цветопсихология. М.: Стройиздат, 1973. 117 с.
57. Фрумкина Р. М. Смысл. Цвет. Сходство: аспекты психолингвистического анализа. М.: Наука, 1984. 175 с.
58. Харчук Ю. И. Анималотерапия: домашние животные и наше здоровье. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 320 с.
59. Чердымова Е. И. Экологическое сознание дошкольников: анализ состояния. Экопсихологические исследования-2, ред. В. И. Панов. СПб.: Нестор-История, 2011. С. 139–149. https://elibrary.ru/geszcp
60. Чухрова М. Г., Хаснулин В. И., Гафаров В. В. Трансформация личности и ее связь с психосоматической патологией в экстремальных климатогеографических условиях. Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-1. С. 281–286. https://elibrary.ru/labtlr
61. Шеврыгин Б. В., Шеврыгина А. В. Животные – наши целители. М.: Гея, 1998. 187 с.
62. Ширяева О. С., Кондрашенкова С. В., Сурикова Я. А. Личность и экстремальная среда: от выживания к полноценному функционированию. Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2012. № 5. С. 233–239. https://elibrary.ru/pfovcr
63. Ясвин В. А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе. М.: Заповедники, 1998. 40 с.
64. Ясвин В. А. Психологические основы экологического образования. Образовательные технологии (г. Москва). 2019. № 2. С. 25–35. https://elibrary.ru/ebavru
65. Barker R. G. Ecological psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behavior. Stanford, CA: Stanford University Press, 1968, 242.
66. Brunswik E. Organismic achievement and environmental probability. Psychological Review, 1943, 50(3): 255–272. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/h0060889
67. Burls A. People and green spaces: Promoting public health and mental well-being through eco-therapy. Journal of Public Mental Health, 2007, 6(3): 24–39. https://doi.org/10.1108/17465729200700018
68. Buzzell L., Chalquist C. Ecotherapy: Healing with nature in mind. San Francisco, CA: Sierra Club Books, 2009, 256.
69. De Young R. Restoring mental vitality in an endangered world: Reflections on the benefits of walking. Ecopsychology, 2010, 2(1): 13–22. https://doi.org/10.1089/eco.2009.0043
70. Doherty T. J. Ecopsychology as an International Journal. Ecopsychology, 2011, 3(1): 1–3. http://dx.doi.org/10.1089/eco.2011.0011
71. Durham R. A., Kenline N. G. The Walter and Alice Borgeest Garden at Friends Hospital. Journal of Horticultural Therapy, 1996, (8): 53–55.
72. Gauld A., Shatter J. Human action and its psychological investigation. London etc.: Routledge and Kegan Paul, 1977, IX, 237.
73. Gibson J. J. The ecological approach to visual perception. Boston: Houghton Mifflin, 1979, 346.
74. Gibson J. J. The senses considered as perceptual systems. Boston: Houghton Mifflin, 1966, 335.
75. Gifford R. Environmental psychology. Principles and practice. 4rd ed. Victoria, BC: Optimal Books, 2007, 599.
76. Golding J., Güsewell S., Kreft H., Kuzevanov V. Y., Lehvävirta S., Parmentier I., Pautasso M. Species-richness patterns of the living collections of the world's botanic gardens: A matter of socio-economics? Annals of Botany, 2010, 105(5): 689–696. https://doi.org/10.1093/aob/mcq043
77. Kellert S. R. A national study of outdoor wilderness experience. Yale: School of Forestry and Environmental Studies, Yale University, 1998, 104.
78. Levinson B. M. Human / companion animal therapy. Journal of Contemporary Psychotherapy, 1984, 14(2): 131–144. https://doi.org/10.1007/BF00946311
79. Mehrabian A., Russell J. A. An approach to environmental psychology. Cambridge: The MIT Press, 1974, 266.
80. Roszak T. The voice of the Earth. NY: Simon & Schuster, 1992, 367.
81. Tolman E. C. Kurt Lewin: 1890–1947. Psychological Review, 1948, 55(1): 1–4. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/h0058521
Рецензия
Для цитирования:
Калашникова И.В., Белогай К.Н. Модель эколого-психологического сопровождения формирования эмоционального благополучия дошкольников в экстремальных климатографических условиях. СибСкрипт. 2024;26(2):243-264. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-243-264. EDN: axuxvj
For citation:
Kalashnikova I.V., Belogai K.N. Emotional Well-Being of Preschoolers in Extreme Climatic and Geographical Conditions by Means of Ecological and Psychological Support. SibScript. 2024;26(2):243-264. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-243-264. EDN: axuxvj