Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Особенности представлений о личной безопасности у подростков с интеллектуальными нарушениями

https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-181-195

Аннотация

Выявлено содержание представлений о личной безопасности у подростков с интеллектуальными нарушениями, проанализированы особенности этих представлений у младших и старших подростков. В качестве методов сбора данных применены формализованное интервью с приемами субъективного шкалирования, анализ личных дел, социальных паспортов, дневников наблюдений. Для обработки данных использованы контент-анализ, частотный анализ, статистические методы сравнительного анализа МаннаУитни, корреляционного анализа Спирмена, анализа сопряженности хи-квадрат. В результатах описаны представления подростков о личной безопасности в возрастном разрезе, а именно представления об угрозах, о способах противодействия угрозам, о понятии безопасность, о себе как субъекте личной безопасности. Показаны значимые различия между младшими и старшими подростками в представленности в сознании опасностей и угроз, способов защиты, сформированности понятия безопасности, готовности брать на себя ответственность за личную безопасность. Сделан вывод, что представления о личной безопасности у детей с интеллектуальными нарушениями интенсивно формируются в подростковом возрасте; представления об угрозах и способах противодействия основаны у них в основном на жизненном опыте, определяются условиями социализации и в целом по своей категориальной структуре, согласно данным предыдущих исследований, соответствуют норме, хотя и уступают по уровню обобщения, когнитивной сложности. При интеллектуальных нарушениях представления об опасностях и защите от них часто отделены в сознании от понятия безопасность, которое связано преимущественно с соблюдением техники безопасности. Именно на эти проблемы рекомендовано направить теоретические и методические разработки программ коррекционного психолого-педагогического воздействия.

Об авторах

Галина Анатольевна Сидорова
Общеобразовательная школа-интернат № 6
Россия

Гурьевск


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Михаил Сергеевич Иванов
Кемеровский государственный университет
Россия

Кемерово

Scopus Author ID: 57196449787


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде. Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 3. С. 482–497. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497

2. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи. Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. C. 5–18. https://doi.org/10.17759/pse.2020250601

3. Давыдова М. С. Особенности формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 98. С. 94–101. https://elibrary.ru/kbxztl

4. Иванов М. С., Серый А. В., Яницкий М. С. Индивидуальные представления об угрозах как фактор предпочтения стратегий личной безопасности. Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизне­деятельности. 2016. № 6. С. 48–56. https://elibrary.ru/wkprfz

5. Иванов М. С., Солодухин А. В., Помешкина С. А., Серый А. В., Яницкий М. С., Горбунова Е. В. Опасения и страхи в системе отношения к личной безопасности у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 4. С. 458–472. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-4-458-472

6. Иванов М. С., Яницкий М. С. Отношение к личной безопасности: понятие, структура, ценностная вариативность. Психология отношений в постнеклассической парадигме: Междунар. науч.-практ. конф. (Белово, 1–7 июня 2015 г.) Белово: КузГТУ, 2015. С. 54–68. https://elibrary.ru/slsbpl

7. Кикоть В. Я. Представления о безопасности городских и сельских школьников как показатель развития правового сознания. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 161. С. 191–196. https://elibrary.ru/qnttex

8. Кисляков П. А., Шмелева Е. А. Методика диагностики социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта. Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11-1. С. 110–114. https://elibrary.ru/xbwhgp

9. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. 224 с.

10. Костоусов А. Г., Иванов М. С. Психологические факторы сформированности представлений о безопасности у курсантов военного вуза. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 141–150. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-141-150

11. Косымова А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта. Дефектология. 2006. № 5. С. 30–35. https://elibrary.ru/hvkhvn

12. Котова И. Б., Пирмагомедова Э. А. Эмпирическое изучение представлений подростков о безопасности жизнедеятельности. Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. № 1. С. 20–27. https://elibrary.ru/oimprn

13. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований. Образовательные науки и психология. 2013. № 1. С. 59–64. https://www.elibrary.ru/pzdlkj

14. Лызь Н. А., Куповых Ж. Г. Представления о безопасности как предмет эмпирических исследований. Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8-2. С. 161–166. https://www.elibrary.ru/uhwjpb

15. Медникова Л. С., Матасов Ю. Т., Василевская У. В. Специфика понимания трудных жизненных ситуаций подростками с умственной отсталостью. Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. № 46. С. 82–97. https://www.elibrary.ru/xrwqld

16. Песков В. П. Об изучении структуры представлений. Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 171–174. https://www.elibrary.ru/kpyuuf

17. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с. https://www.elibrary.ru/runxbp

18. Синельникова О. П. Эмпирическое изучение представлений старших школьников о безопасности жизне­деятельности. Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. № 1. С. 122–125. https://www.elibrary.ru/nrghmt

19. Смирнова О. В. Представления о безопасности в юношеском возрасте: половой и гендерный аспект. Женщина в российском обществе. 2020. № 1. С. 85–100. https://doi.org/10.21064/WinRS.2020.1.7

20. Стебляк Е. А. Когнитивно-дискурсивные аспекты формирования социальных представлений умственно отсталых подростков. Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире: III Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 26–27 октября 2017 г.) Мн.: БГУ, 2018. Ч. 1. С. 33–40. https://www.elibrary.ru/ymzhgi

21. Толстушенко К. М., Тимашкова Н. П., Гассенрик Е. А., Деникеева Е. Б. Формирование представлений умственно отсталых подростков о жизненном пути. Молодежь, наука, творчество: XIV межвуз. науч.-практ. конф. (Омск, 23–26 мая 2016 г.) Омск: ОмГТУ, 2016. С. 653–654. https://www.elibrary.ru/xcjyxx

22. Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Психологические подходы к пониманию концепции личной безопасности. Знание. Понимание. Умение. 2022. № 2. С. 263–270. https://doi.org/10.17805/zpu.2022.2.19

23. Фатихова Л. Ф. Выбор и обоснование методов психологической диагностики оценки безопасного поведения у детей и подростков с ментальными нарушениями. Коррекционно-педагогическое образование. 2019. № 4. С. 36–49. https://www.elibrary.ru/tscpeu

24. Фатихова Л. Ф., Сайфутдиярова Е. Ф. Влияние интеллектуальных нарушений на способность подростков распознавать опасную ситуацию и прогнозировать ее последствия. Специальное образование. 2020. № 4. С. 80–98. https://doi.org/10.26170/sp20-04-07

25. Шишканова А. В. Особенности формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью. Мир детства в современном образовательном пространстве, гл. ред. Е. Я. Аршанский. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2022. Вып. 13. С. 250–252. https://www.elibrary.ru/izebxu

26. Эксакусто Т. В., Дуганова Ю. К. Смысложизненные ориентации субъектов с разным представлением о психологической безопасности. Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни: Всерос. психол. конф. с Междунар. уч. (Ростов-на-Дону, 23–26 апреля 2014 г.) М.: Кредо, 2014. С. 103. https://www.elibrary.ru/sxoevt

27. Pedrosa A. J., van Munster M., Timmermann L., Pedrosa D. J. Safety perception in patients with advanced idiopathic Parkinson’s disease – a qualitative study. Frontiers in Aging Neuroscience, 2023, 15. https://doi.org/10.3389/fnagi.2023.1200143


Рецензия

Для цитирования:


Сидорова Г.А., Иванов М.С. Особенности представлений о личной безопасности у подростков с интеллектуальными нарушениями. СибСкрипт. 2024;26(2):181–195. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-181-195

For citation:


Sidorova G.A., Ivanov M.S. Age-Related Features of Perceptions about Personal Security in Adolescents with Intellectual Disabilities. SibScript. 2024;26(2):181–195. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-2-181-195

Просмотров: 306


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)