Язык общества будущего как объект сатиры в антиутопической дилогии Д. Эггерса
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-1-130-139
Аннотация
Проблема языкового моделирования картины мира личности, в том числе в художественных произведениях, и недостаточная ее изученность обусловливают актуальность работы. Цель – рассмотреть особенности лексики антиутопической дилогии современного американского писателя Д. Эггерса и определить функции вымышленного языка в создании сатирической модальности романов "The Circle" (2013) и "The Every" (2021). Работа выполнена в рамках лингвокогнитивного подхода, использованы приемы компонентного, трансформационного и лингвостилистического анализа художественного текста, метод аналитического описания и анализ семантических полей. Представлены мнения отечественных и зарубежных исследователей о неразрывной связи языка, общественных процессов и мышления. Очерчены основные признаки и особенности современного сатирического романа, его ведущие лингвистические средства и стилистические приемы. Анализ показал, что антиутопия Д. Эггерса представляет собой новый тип сатиры, соединяющий постмодернистскую иронию и деконструкцию с присущей метамодернизму новой искренностью и оптимизмом по поводу возможности изменения устоев общества. Основными чертами лексики языка антиутопического мира являются большое количество неологизмов и окказионализмов, образованных по типу разных словообразовательных моделей, контрастное использование лексики высокого и сниженного стилей, употребление эвфемизмов, измененных устойчивых словосочетаний. Важным выводом представляется то, что в рассматриваемых произведениях сатире подвергаются не только черты будущего языка, но и уже существующие языковые тенденции, которые, по мысли автора, деформируют язык, оказывая негативное влияние на образ мыслей и поступков его носителей.
Ключевые слова
Об авторах
Галина Игоревна ЛушниковаРоссия
Scopus Author ID: 57204798995 lushgal@mail.ru
Ялта
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Татьяна Юрьевна Осадчая
Россия
Scopus Author ID: 57204808877
Севастополь
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Алисова Е. Ю. Жанровое своеобразие сатирического романа В. Войновича. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2013. № 1. С. 12–18. https://www.elibrary.ru/pxdfmb
2. Бахтин М. М. Сатира. Литературная энциклопедия терминов и понятий, гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001. С. 935–950. https://www.elibrary.ru/xczgxp
3. Грекова В. В. Жанровая специфика антиутопии на примере романа В. Войновича «Москва 2042». Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 6. С. 77–96. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2019-6-77-96
4. Коновалов С. М. О сатире. Art Logos. 2020. № 2. С. 24–35. https://www.elibrary.ru/zbqcce
5. Коновалов С. М. Основные этапы развития сатирической традиции в белорусской литературе. Пушкинские чтения – 2019. Художественные стратегии классической и новой словесности: жанр, автор, текст: XXIV Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 6–7 июня 2019 г.) СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. С. 88–94. https://www.elibrary.ru/kgmawn
6. Крюкова С. В., Кожемякин Е. А. Проблема языкового моделирования социальной реальности в художественном дискурсе (на материале произведений Дж. Оруэлла, Е. Замятина и В. Сорокина). Культура и текст. 2018. № 1. С. 99–117. https://www.elibrary.ru/ywezyn
7. Лиходзиевский А. С. Традиции американского фольклорного юмора в американском сатирическом романе второй половины XX в. XV Виноградовские чтения: Междунар. науч.-практ. конф. (Ташкент, 22 мая 2019 г.) Екатеринбург: УрГЭУ, 2019. С. 123–128. https://www.elibrary.ru/judxbr
8. Малышева Е. В. Вымышленный язык как текстотипологическая черта антиутопий. Филологические этюды, науч. ред. О. Н. Морозова. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. С. 83–100. https://www.elibrary.ru/vygpsf
9. Музыченко А. С. Британская сатирическая традиция в романе П. Х. Джонсон «Невообразимый Скиптон»: преемственность и индивидуальность. Культура и безопасность. 2023. № 2. С. 53–61. https://doi.org/10.25257/KB.2023.2.53-61
10. Несветайло Ю. Н. Неологизмы и окказионализмы как средства пополнения лексического макрополя современного английского языка. Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 4. С. 180–186. https://www.elibrary.ru/rgtkrp
11. Первушина Л. В. Сатирическая направленность творчества С. Тешича. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. 2019. № 2. С. 62–72. https://www.elibrary.ru/zboavv
12. Сергеев В. М. Введение. In: Язык и моделирование социального взаимодействия, ред. В. В. Петров. М.: Прогресс, 1987. С. 3–19.
13. Скворцов В. В. Функции вымышленного языка «спидток» в рассказе Р. Хайнлайна «Бездна». Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-2. С. 149–152. https://www.elibrary.ru/sftynp
14. Суховерхов А. В. Лингвистический детерминизм, кумулятивная эволюция и рост научного знания. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 105. С. 105–127. https://www.elibrary.ru/tikkon
15. Уорф Б. Л. Наука и языкознание. Языки как образ мира, сост. К. Королев. СПб.: Terra Fantastica, 2003. C. 202–220. https://www.elibrary.ru/qocbnn
16. Ушакова Е. В. Сатирический модус романа М. Спарк «Пир». Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-1. С. 41–44.
17. Chesters S. "Don’t go all earnest on us": Metamodern satire in George Saunders’s "Brad Carrigan, American". Studies in American Humor, 2021, 7(1): 39–60. https://doi.org/10.5325/studamerhumor.7.1.0039
18. Fitch W. T., Huber L., Bugnyar T. Social cognition and the evolution of language: Constructing cognitive phylogenies. Neuron, 2010, 65(6): 795–814. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2010.03.011
19. Griffin D. Satire: A critical reintroduction. Lexington: The University Press of Kentucky, 2021, 256.
20. Hauser M. D., Chomsky N., Fitch W. T. The faculty of language: What is it, who has it, and how did it evolve? Science, 2002, 298(5598): 1569–1579. https://doi.org/10.1126/science.298.5598.1569
21. Hume K. Maria Dahvana Headley’s The Mere Wife: Diffused satire in a troubling piece of Beowulfiana. Orbit: A Journal of American Literature, 2021, 9(1): 1–22. https://doi.org/10.16995/orbit.3445
22. Laguarta-Bueno C. Transhumanism in Dave Eggers’ The Circle: Utopia vs. dystopia, dream vs. nightmare. Revista de Estudios Norteamericanos, 2018, 22: 165–188. https://doi.org/10.12795/REN.2018.i22.08
23. Lee J. C. Contemporary US-American satire and consumerism (Crews, Coupland, Palahniuk). Comparative Literature and Culture, 2012, 14(4). https://doi.org/10.7771/1481-4374.1839
24. López-Rúa P. VPS, Goodthink, Unwomen and Demoxie: Morphological neologisms in four dystopian novels. Miscelánea: A Journal of English and American Studies, 2019, 59: 117–136. https://doi.org/10.26754/ojs_misc/mj.20196342
25. Millward J. "Words That Are Lost": obsolete language in dystopian fiction. Dystopia(n) Matters: On the Page, on Screen, on Stage, ed. Vieira F. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2013, 96–114.
Рецензия
Для цитирования:
Лушникова Г.И., Осадчая Т.Ю. Язык общества будущего как объект сатиры в антиутопической дилогии Д. Эггерса. СибСкрипт. 2024;26(1):130-139. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-1-130-139
For citation:
Lushnikova G.I., Osadchaia T.I. Language of the Future as an Object of Satire in D. Eggers’s Dystopic Dilogy. SibScript. 2024;26(1):130-139. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-1-130-139