Стратегии семантизации слов студентами-иностранцами: экспериментальное исследование метаязыковой деятельности
https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-1-13-21
Аннотация
Представлено исследование стратегий толкования значений слов студентами-иностранцами. Выявлены преобладающие и второстепенные стратегии семантизации, описана специфика доминирующих способов толкования значения слова. Результаты эксперимента показали, что преобладающая дефиниционная стратегия имеет разные модели в обыденной практике семантизации слова. Толкования реципиентов строятся либо по модели денотат и дифференциальные признаки (вербально-логические), либо по модели денотат и дифференциальные признаки (наглядно-действенные). В соответствии с выделенными моделями / типами дефиниционной стратегии представлена гипотеза о корреляции между уровнем усвоения лексики русского языка говорящими и их выбором преимущественной стратегии и ее моделей. В этом аспекте данная концепция не подвергалась глубокому осмыслению, что и определяет актуальность предпринятого исследования. Ставится цель описать доминирующие и второстепенные стратегии, их специфику. В качестве материала исследования использовалась конкретная лексика русского языка (дом, книга, кольцо, стол, фонарь). При верификации результатов использовались как общенаучные методы, так и частнонаучные. Полученные данные в ходе проведения лингвистического эксперимента позволяют определить возможности и прикладной характер их использования в аспекте изучения русского языка как неродного, расширить границы исследований механизмов понимания слов иностранными гражданами.
Об авторе
Татьяна Юрьевна СатучинаРоссия
Кемерово
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Арбатский Д. И. Основные способы толкования значений слова. Русский язык в школе. 1970. № 3. С. 26–31.
2. Архипова Е. В. Подготовка студентов-филологов к лексической работе на уроках русского языка (когнитивно-прагматический аспект). Русская филология и национальная культура. 2022a. № 1. С. 56–65. https://elibrary.ru/tcexyj
3. Архипова Е. В. Способы толкования значения слова и обучение лексикологии на уроках русского языка (когнитивно-прагматический аспект). Психолого-педагогический поиск. 2022b. № 2. С. 45–53. https://doi.org/10.37724/RSU.2022.62.2.005
4. Волобуева Ю. С., Голев Н. Д. Дефиниция и ассоциация как разные формы репрезентации лексического значения русских слов-денотативов. Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты, отв. ред. Н. Д. Голев. Кемерово: КемГУ, 2010. Ч. 3. С. 282–289. https://elibrary.ru/rndjmf
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2011. 637 с. https://elibrary.ru/qyctrl
6. Голев Н. Д. Об описании значений слов-денотативов. Актуальные проблемы лексикологии и словообразования, ред. Н. А. Лукьянова. Новосибирск: НГУ, 1973. С. 26–34. https://elibrary.ru/rmmdfz
7. Голев Н. Д. Обыденное и профессиональное лексикографирование: аспекты и оппозиции. Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты, отв. ред. Н. Д. Голев. Кемерово: КемГУ, 2010. Ч. 3. С. 219–251. https://elibrary.ru/rndjmf
8. Гольдин В. Е., Сдобнова А. П. О соотношении «словарных» и «психолингвистических» толкований слов. Слово и текст: психолингвистический подход. 2014. № 14. С. 189–193. https://www.elibrary.ru/tbwfbv
9. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж: ВГУ, 1990. 206 с.
10. Ким Л. Г., Кузнецова Т. Ю. Дефиниционная стратегия семантизации слов с предметным значением. Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты, отв. ред. Н. Д. Голев. Кемерово: КемГУ, 2010. Ч. 3. С. 207–216. https://www.elibrary.ru/wquupd
11. Корбачёва Т. В. Семантика слова с позиции лексикографа и носителя языка. Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 1: Филология. 2022. № 1. С. 14–24. https://www.elibrary.ru/phumkl
12. Корлякова А. Ф. Значение слова: методы описания (на материале лингвистического эксперимента). Евразийский гуманитарный журнал. 2020. № 4. С. 49–56. https://www.elibrary.ru/tfjqfp
13. Кузнецова Т. Ю. Стратегии семантизации слов и факторы, детерминирующие их выбор. Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343. С. 15–18. https://www.elibrary.ru/negqzf
14. Кузнецова Т. Ю. Стратегии семантизации слов и факторы, детерминирующие их выбор. 2-е изд., испр. и доп. Кемерово: КемГУ, 2015. 92 с.
15. Левенталь И. В. Семантизация лексических единиц в учебных словарях для иностранцев: поиск нового подхода. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014a. № 6-2. С. 120–125. https://www.elibrary.ru/sczvfx
16. Левенталь И. В. Стратегии толкования слов обыденного метаязыкового сознания и их применение в учебной лексикографии. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014b. № 8-2. С. 77–81. https://www.elibrary.ru/sftyet
17. Леонтьев Д. А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали. Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 19–30.
18. Лурия А. Р. Язык и сознание. СПб.: Питер, 2022. 448 с.
19. Ростова А. Н. Метатекст как форма экспликации метаязыкового сознания (на материале русских говоров Сибири). Томск: ТГУ, 2000. 194 с.
20. Ростова А. Н. Обыденная семантизация слов. Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты, отв. ред. Н. Д. Голев. Кемерово-Барнаул: АлтГУ, 2009. Ч. 1. С. 182–202. https://www.elibrary.ru/qmmqdp
21. Рудакова А. В. Лексикографическое и психологически реальное значение слова. Лингвоконцептология и психолингвистика, ред. И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2011. Вып. 4. С. 133–136. https://www.elibrary.ru/ufhugl
22. Сатучина Т. Ю. Описывающая и отождествляющая стратегии семантизации слов (экспериментальное исследование метаязыковой деятельности говорящих). Актуальные вопросы лингвистики и литературоведения: Междунар. науч. конф. (Кемерово, 3–5 февраля 2022 г.) Кемерово: КемГУ, 2022. С. 187–190. https://www.elibrary.ru/tufdze
23. Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж: ВГУ, 1985. 170 с. https://www.elibrary.ru/rvrjol
24. Стернин И. А., Рудакова А. В. Значение как феномен языкового сознания (психолингвистическое значение слова). Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966–2021), ред. И. А. Стернин, Н. В. Уфимцева, Е. Ю. Мягкова. М.: ИЯз РАН, 2021. С. 140–148. https://www.elibrary.ru/oyvpqn
25. Тур B. В. Вариативность лексикографических дефиниций как отражение динамичной природы лексического значения. Журнал Белорусского государственного университета. Филология. 2021a. № 1. С. 87–96. https://www.elibrary.ru/atuoes
26. Тур В. В. Прагматический компонент в семантике слова и его роль в формировании структуры лексического значения. Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 1: Филология. 2021b. № 2. С. 62–68. https://www.elibrary.ru/mgypgh
27. Уфимцева А. А. Лексическое значение: принцип семиологического описания лексики. М. Наука, 1986. 239 с.
28. Чубур Т. А., Кислинская Г. Е. К проблеме переводческой лексикографии. Обучение иностранному языку для профессиональных целей: традиции, инновации и перспективы: Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Москва, 3–4 февраля 2022 г.) М.: ИД МЭИ, 2022. С. 239–246. https://www.elibrary.ru/vtynrv
29. Шкабара Н. И. Новое в методике преподавания русского языка как иностранного. Языки и культуры: Междунар. науч.-практ. конф. (Кострома, 23–24 мая 2019 г.) Кострома: КГУ, 2019. С. 499–504. https://www.elibrary.ru/uinvlu
30. Юсупова А. М. Роль способов семантизации лексики в методике преподавания русского языка в национальной школе. Синергия. 2017. № 1. С. 28–39. https://www.elibrary.ru/yjbned
31. Яковлева Е. С. Отражение в семантике слова личностных знаний говорящего. Русский язык за рубежом. 1992. № 5-6. С. 72–81.
Рецензия
Для цитирования:
Сатучина Т.Ю. Стратегии семантизации слов студентами-иностранцами: экспериментальное исследование метаязыковой деятельности. СибСкрипт. 2024;26(1):13-21. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-1-13-21
For citation:
Satuchina T.Yu. Strategies of Lexical Semantization by Foreign Students: Experimental Study of Metalinguistic Activity. SibScript. 2024;26(1):13-21. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-1-13-21