Мотив смеха в романе Ксении Букши «Адвент»
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-587-594
Аннотация
Рассмотрен один из мотивов, выполняющих структурообразующую функцию в романе «Адвент» (опубликован в 2021 г.) современного отечественного автора Ксении Букши. Цель – изучить мотив смеха и связанную с ним проблематику в романе К. Букши «Адвент». Будучи вынесенным в ретроспективную часть романа, отделенную графически от основной ткани повествования, мотив смеха как будто не связан с событийным рядом. Но фактически именно благодаря мотиву смеха в романе возникает целый ряд дополнительных сюжетных линий. Методологической основой работы является теория мотива, разработанная И. В. Силантьевым, в рамках которой мотив рассматривается как часть нарратива. Вариативность, свойственная мотиву в литературном произведении, в данном случае дополняется вариативностью смеха в философском и культурологическом смыслах. Для понимания семантики мотива смеха в данной статье мы обращаемся к работам С. С. Аверинцева, Л. В. Карасева, М. Т. Рюминой, в которых рассматривается феномен смеха. В ходе анализа романа было выявлено, что смех у К. Букши крайне редко связан с категорией комического и практически никогда не сопутствует осмеянию того или иного явления. Смех почти всегда является непроизвольным и немотивированным и связан с истинным, мнимым или невозможным освобождением героев от вечного повторения и дурной бесконечности, причем речь может идти как о жизни в целом, так и об отдельных ее периодах, угнетающих человека. Подобные моменты переживают не только главные герои, но и эпизодические персонажи, что свидетельствует об универсальности смеха как знака кризиса. Таким образом, осмысление мотива смеха в романе «Адвент» может стать базой для осмысления философской и онтологической проблематики данного произведения.
Об авторе
Капиталина Валерьевна СинегубоваРоссия
Кемерово
Scopus Author ID: 57395770500
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.
Список литературы
1. Аверинцев С. С. Бахтин, смех, христианская культура. М. М. Бахтин как философ, ред. Л. А. Гоготишвили, П. С. Гуревич. М.: Наука, 1992. С. 7–19. https://elibrary.ru/tjmnjh
2. Алексеева М. М. Неоднозначный мотив смеха в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2018. № 4. С. 154–160. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2018-4-154-160
3. Барковская Н. В. Производственный роман 2010-х: трансформация жанра (К. Букша «Завод "Свобода"», И. Глебова «Чертежи Жерве»). Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX–XXI веков: направления и течения. 2015. № 2. С. 127–141. https://elibrary.ru/ublvyr
4. Бахтин M. M. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. 543 с. https://elibrary.ru/vqmunr
5. Бондаренко А. В. Филология комизма и смеха. Вестник Военного университета. 2009. № 2. С. 107–113. https://elibrary.ru/knnwdd
6. Васильева Н. В. Имена двойников: номинативный контекст и нарративные смыслы (на материале прозы Ксении Букши). Язык, культура, творчество: Мировые практики изучения, отв. ред. И. В. Зыкова. М.: Гнозис, 2020. С. 339–349. https://elibrary.ru/glmwdt
7. Гримова О. А. Кризис личностной идентичности в классической и неклассической прозе. Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2021. № 1. С. 139–145. https://elibrary.ru/aiqwdy
8. Гримова О. А. Ментальная изоляция и ее нарративная репрезентация в прозе К. Букши. Успехи гуманитарных наук. 2022. № 12. С. 26–30. https://elibrary.ru/raqrwo
9. Гуренкова Ю. В. Феномен ритуального смеха: от архаики к современности. Вопросы культурологии. 2012. № 12. С. 57–61. https://elibrary.ru/ponixb
10. Золотова Т. А. Фольклоризм в творчестве молодых российских авторов. Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 3. С. 20–29. https://elibrary.ru/yogigt
11. Золотова Т. А., Кабанова Т. Л. «Советский дискурс» и особенности его интерпретации в молодой литературе (на материале творчества Ксении Букши). Актуальные проблемы романо-германской филологии и преподавания европейских языков в школе и вузе: V заоч. Всерос. (с Междунар. уч.) науч.-практ. конф. (Йошкар-Ола, 18–20 марта 2016 г.) Йошкар-Ола: МарГУ, 2016. С. 190–201. https://elibrary.ru/xehwan
12. Карасев Л. В. Философия смеха. М.: РГГУ, 1996. 224 с. https://elibrary.ru/siasup
13. Колпикова О. П. Смех как социально-культурный феномен. М.: МГПУ, 2010. 121 с. https://elibrary.ru/qolrnn
14. Крейер Н. Е., Лепакова К. А. «Мужской» и «женский» сюжет в современной литературе. Филологические чтения ЯрГУ им. П. Г. Демидова: конф. (Ярославль, 22–23 мая 2017 г.) Ярославль: ЯрГУ, 2017. С. 156–159. https://elibrary.ru/zaravv
15. Луценко Е. М., Погорелая Е. А. Хронотоп угрозы и ее метафорическое преодоление в российском интеллектуальном романе XXI в. Новый филологический вестник. 2019. № 3. С. 135–148. https://doi.org/10.24411/2072-9316-2019-00067
16. Мартынова Е. М. Феномен смеха в аномальной коммуникации. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 4. С. 126–131. https://elibrary.ru/pinvar
17. Погорелая Е. А. О двух романах 2018 года в свете проблемы взросления. Вопросы литературы. 2019. № 6. С. 104–116. https://doi.org/10.31425/0042-8795-2019-6-104-116
18. Покотыло М. В. Комическое и смех в современной гуманитарной парадигме. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 2. С. 177–180. https://elibrary.ru/sobfdd
19. Полуляшина Д. И. Интрига слова в рассказе «Сосновая поляна. Ася» Ксении Букши. Актуальные вопросы филологических исследований: Междунар. науч.-практ. конф. (Краснодар, 20 марта 2020 г.) Краснодар: ИД – Юг, 2020a. С. 115–120. https://elibrary.ru/vgoeii
20. Полуляшина Д. И. Репрезентация кризиса идентичности в книге Ксении Букши «Открывается внутрь». Вестник Костромского государственного университета. 2020b. Т. 26. № 2. С. 198–203. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-2-198-203
21. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 1997. 283 с.
22. Рюмина М. Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность. 3-е изд. М.: Ленанд, 2010. 314 с. https://www.elibrary.ru/qwvjvp
23. Силантьев И. В. Поэтика мотива. М.: ЯСК, 2004. 294 с. https://www.elibrary.ru/qquxiv
24. Синегубова К. В. Функция интермедий в романе Ксении Букши «Завод "Свобода"». Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-1. С. 74–76. https://www.elibrary.ru/yqeebz
25. Скоропанова И. С. Феномен смеха в романе Анатолия Королёва «Хохот». Анализ одного произведения, редкол.: И. С. Скоропанова и др. Мн.: ИВЦ Минфина, 2020. С. 185–219.
26. Шайтанов И. О. Принципы построения тезауруса в романном пространстве. Новый филологический вестник. 2019. № 3. С. 126–134. https://doi.org/10.24411/2072-9316-2019-00066
Рецензия
Для цитирования:
Синегубова К.В. Мотив смеха в романе Ксении Букши «Адвент». СибСкрипт. 2023;25(4):587-594. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-587-594
For citation:
Sinegubova K.V. Theme of Laughter in Ksenia Buksha's Advent. SibScript. 2023;25(4):587-594. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-4-587-594