Preview

SibScript

Advanced search

Психологические особенности подростков из семей группы риска

Abstract

В статье рассматриваются вопросы жестокости и агрессивности со стороны подростков, девиантного (отклоняющегося) поведения и трудновоспитуемости подростков из неблагополучных семей. Цель – выявить характерологические особенности детей, проживающих в семьях группы риска. Во время исследования в психодиагностическом обследовании приняли участие 34 ребенка из неблагополучных семей. В исследовании рассматриваются несколько категорий неблагополучных семей: неполные семьи, неполные расширенные семьи, многодетные семьи и асоциальные семьи. Подростки проходили психодиагностические обследования с использованием теста Айзенка для определения типа темперамента, диагностику состояния агрессии с использованием теста Баса-Дарки, экспресс-диагностику эмпатии при помощи методики И. М. Юсупова. Также было проведено исследование эмоциональной направленности личности при помощи методики Б. И. Додонова, изучение самооценки личности с использованием шкалы Дембо-Рубинштейна и при помощи модифицированной методики «10 животных» А. Белова. В результате исследования было подтверждено, что именно в подростковом возрасте ребенок осваивает окружающих его людей в процессе столкновения с ними через опыт личностного поведения.

About the Authors

Т. Чернова
Кемеровский государственный университет
Russian Federation


В. Михайлова
Кемеровский государственный университет
Russian Federation


References

1. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология. М., 2002.

2. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

3. Пашнев Б. К. Новая проективная психодиагно¬стика «Тест 12 животных» // Психологический журнал. М., 1998. Т. 19. №3.

4. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Нервные дети и их воспитание. М., 1971.

5. Популярная психология для родителей / под ред. А. А. Бодалева. М., 1988.

6. Психологические тесты / под ред. А. А. Корелина. М., 2002. Т. 1.

7. Психологические тесты / под ред. А. А. Корелина. М., 2002. Т. 2.

8. Психология и психоанализ характера / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 1997.

9. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 2002.

10. Немов Р. С. Практическая психология. М., 2001.

11. Нечитайло В. Н., Клевец Г. В. Девиантное поведение подростков как гуманитарная проблема // IX-я научно-практическая конференция. Донецк, 2004.

12. Олифиренко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». М., 2002.

13. Основы социальной работы: учебник / ред. П.Д. Павленок. М., 2003.

14. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.

15. Социологический словарь / сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шулга. М., 1998.

16. Технологии социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. М., 2003.


Review

For citations:


 ,   . SibScript. 2006;(1):102–106. (In Russ.)

Views: 113


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)